Департамент образования на очередной коллегии рассмотрел проект Концепции воспитания в ОУ. С докладом выступила Марина УМРИХИНА, заместитель руководителя Департамента образования:
– Институт воспитания развивается как одно из приоритетных направлений столичного образования. Цели и задачи воспитания и социализации решаются в контексте национального воспитательного идеала. Сегодня становится важным скорректировать и определить приоритетные траектории развития системы воспитания в столичном образовании. При этом мы понимаем, что в дальнейшем развитие воспитания в городе Москве должно выстраиваться в условиях межведомственного взаимодействия на уровнях «район – округ – город».
Для организации и полноценной реализации воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Однако определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.
Основой управления развитием образования в современной школе становятся образовательная программа и программа развития. Они в обязательном порядке должны раскрывать в качестве подпрограммы вопросы воспитания, разработанные для каждой конкретной школы с учетом ее специфики. Сегодня лишь треть школ Москвы имеют такие подпрограммы и эффективно по ним работают. Также мы должны признать, что, говоря о многообразии форм и подходов к организации воспитательной работы, мы часто выстраиваем каждое из направлений подпрограммы образовательного учреждения как самостоятельное, необъединенное общей концепцией воспитательного процесса. При этом учреждения зачастую увлекаются наращиванием количества мероприятий, превращая это в самоцель. Педагогическим коллективам необходимо направить усилия на разработку моделей внутришкольной системы управления качеством воспитывающей деятельности, а научно-методическим лабораториям окружных управлений с большим вниманием подойти к уже разработанным моделям.
Данные мониторинговых исследований позволили зафиксировать состояние системы воспитания и наметить приоритетные цели и задачи ее развития. Отмечена необходимость упорядочения управления воспитательными системами на уровнях «детский сад – школа – колледж – вуз». Свою задачу мы видим в разработке Программы развития системы воспитания детей в образовательных учреждениях, определяющей новые подходы и технологии управления воспитательной деятельностью на основе Концепции воспитания, над созданием которой мы работаем. Основными стратегическими линиями станет реализация проектов «Развитию воспитания – профессиональное управление», «Московской новой школе – эффективную стратегию и практику воспитания», «Образование столичное – воспитание достойное».
Образовательное учреждение, педагогический коллектив занимают основное место среди факторов, формирующих социальные взгляды, поведение и мировоззрение юного гражданина. Необходима целенаправленная образовательная и воспитательная политика образовательных учреждений, направленная на сближение детей из разных этнических, религиозных, социальных групп. Однако акции и мероприятия предполагают лишь поверхностную осведомленность обучающихся в культуре и традициях народов, их быте и нормах жизни. Наряду с проведением подобных мероприятий необходимо развивать индивидуальную, адресную работу с несовершеннолетними на всех ведомственных уровнях.
Привлечение учащихся к профилактической деятельности признается эффективной технологией по пропаганде здорового образа жизни в среде сверстников. Впервые мы провели в МГТУ имени Н.Э.Баумана первый добровольческий форум «Твой выбор!», на котором были представлены программы волонтеров из 10 округов.
Каждый третий несовершеннолетний, состоящий на профилактическом учете в ПДН, проживает в неполной семье. Это требует более глубокой психологической диагностики и на ее основе планирования и реализации мероприятий индивидуальной профилактической работы с ребенком и его семьей.
Решение вопросов развития воспитания должно выстраиваться параллельно с развитием системы государственно-общественного управления.
Один из показателей результативности воспитательной работы – формирование социально активной личности.
За последние годы значительным шагом стало создание системы поддержки ученического самоуправления в образовательном пространстве города, что получило отражение в городской целевой программе «Столичное образование-5».
На сегодняшний день более чем в 80% учреждений образования Москвы работают советы ученического самоуправления. На базе Московского городского Дворца детского и юношеского творчества, окружных учреждений дополнительного образования созданы городской и окружные Центры по взаимодействию с ученическим самоуправлением и детскими общественными объединениями. С 2009 года в системе образования создано региональное движение «Детское движение ученической общественности столицы».
На базе округов проводятся постоянно действующие семинары для ученических активов и школьных вожатых, организован ежемесячный городской «День школьного вожатого» (второй четверг месяца) на базе Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.
Становление школьного самоуправления требует разработки новых форм организации общественного управления образовательным учреждением. Эти направления фиксируются при проведении городских конкурсов на лучшую модель ученического самоуправления и «Лидер ученического самоуправления». Проблемы дальнейшего развития школьного самоуправления во многом отражают общие проблемы развития воспитания:
– отсутствие достаточного количества компетентных организаторов ученического самоуправления;
– недостаточный опыт подготовки новых кадров.
Современной школе необходимо более тесное взаимодействие с семьей. Система школьного управления должна быть более открытой и понятной для родителей и общества.
Опираясь на мнение москвичей, родительская общественность участвует в соуправлении образовательным процессом, осуществляет общественную экспертизу, сотрудничает с педагогическим активом и ученическим самоуправлением, выступает активным участником диалога между родителями и учителями, органами управления образованием. В последнее время отмечается повышение активности родительских советов. Большое значение в связи с этим имеет участие родительского актива в разработке и реализации целевых программ развития образовательных учреждений. Получила распространение практика школьно-семейного и классно-семейного проектирования. Быстрое внедрение проектных технологий в образовательных учреждениях в немалой степени способствует росту родительской инициативы.
Администрации каждого образовательного учреждения необходимо проанализировать свой ресурс управления воспитанием. Приоритетным направлением реализации проекта «Наша новая школа» станет повышение эффективности работы классных руководителей. Мониторинг показал, что чаще всего используются традиционные формы классного руководства, очень редко наблюдается деятельность освобожденных классных руководителей и воспитателей, хотя потребность в этом большая. В Москве лишь 52 образовательных учреждения имеют освобожденных классных руководителей. При организации деятельности классных руководителей необходимо ориентировать их на частичную передачу школьникам организационных функций с тем, чтобы трансформировать общую задачу в педагогически осмысленную организацию деятельности.
В 90% учреждений в штатном расписании выделена ставка старшего школьного вожатого. Как основная штатная единица старший вожатый есть только в 38% учреждений. В штатном расписании 186 образовательных учреждений, ставка старшего вожатого отсутствует. Вожатский состав города Москвы представлен на 75% выпускниками или студентами высших педагогических учебных заведений.
На городском уровне закрепились мероприятия, ставшие традиционными, организация которых сопряжена с информационно-методическим сопровождением вожатской работы и ученического самоуправления.
Наладилось взаимодействие окружных центров с ДООЦ «Команда», которые стали более активно использовать лагерь в качестве базы для проведения окружных семинаров и сборов как для взрослых организаторов ученического самоуправления детских объединений, так и для представителей ученических советов, школьных парламентов.
Таким образом, современные проблемы воспитания требуют формирования нового педагогического мышления на принципах взаимодействия всех участников воспитательного процесса: руководителя образовательного учреждения, заместителя директора по воспитательной работе, учителя-предметника, классного руководителя, вожатого, педагога-психолога, социального педагога.
Для совершенствования подготовки педагогических кадров в области воспитания увеличивается число педагогов, повысивших свою квалификацию по этому направлению. Московские институты Департамента образования разработали образовательные программы курсов повышения квалификации. По сравнению с 2006-2007 учебным годом число прошедших курсовую подготовку увеличилось почти в два раза. Мы считаем важным обратить внимание на то, что педагогическая практика будущих учителей – студентов педагогических вузов и стажировка уже работающих педагогов должны проходить на базе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные воспитательные программы и имеющих положительные результаты, в том числе в рамках городских экспериментальных площадок. Наиболее яркие достижения демонстрируют классные руководители на Московском городском конкурсе педагогического мастерства классных руководителей «Самый классный классный». Заметно увеличилось число его участников, возрос профессионализм конкурсантов. В 2009 году лучшим классным руководителем стала Наталья Соловьева, классный руководитель колледжа гостиничного хозяйства «Царицыно» № 37.
На поиск путей совершенствования системы воспитания была направлена работа городских и окружных конференций, «круглых столов», семинаров, мастер-классов. Для повышения воспитательного потенциала образовательных учреждений ежегодно проводится Московский городской конкурс «Панорама воспитательных систем». В 2009 году итогом научно-методической работы стала вторая Московская международная конференция «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика», на которой были обсуждены основные направления совершенствования системы воспитания и положения будущей концепции.
Оптимальное управление развитием воспитания как целостной системой возможно при условии сочетания разумного баланса между новацией и традицией в воспитании, создания воспитывающей среды, обеспечивающей развитие патриотических и духовно-нравственных начал. В связи с этим возрастает роль Центра патриотического воспитания, который призван оказывать методическую и организационную поддержку участникам воспитательного процесса. Накануне 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в разрабатываемой программе воспитания считаем данное направление одним из основных.
Сегодня становится актуальной организация воспитательного процесса в интересах ребенка. Важная задача школы – формирование мировоззрения личности как основы ее внутренней и внешней культуры.
Однако остаются нерешенными такие проблемы в сфере воспитания, как:
– несоответствие содержания и форм воспитания новым социальным требованиям;
– отставание процессов обновления воспитания от темпов модернизации обучения;
– слабая научно-теоретическая подготовка педагогов в области управления развитием воспитательных систем;
– точечное использование инновационных моделей в сфере воспитания.
Механизмы решения этих проблем в определенной степени найдут отражение в концепции воспитания и позволят провести работу по созданию программы воспитания, внедрению в практику современных педагогических воспитательных технологий.
Комментарии