Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наша задача – создание духовно-нравственных скреп общества

УГ - Москва, №28 от 9 июля 2013. Читать номер
Автор:

​Эстетическое образование в школе сегодня больше, чем всегда, ставит цель не столько воспитания художников или композиторов (это – дело вузов), сколько создания духовно-нравственных скреп общества, дающих возможность самоидентификации каждому молодому человеку.

Сверхзадача нашего проекта – создание частицы единой платформы национальной культуры современными визуально-медийными средствами, объединяющими и скрепляющими воедино наш народ в его обладании культурным наследством Отечества и устремленностью в будущее.Информация к сведениюПланируемый результат сетевой ГИП достигается усилиями коллективов: школы «Лучик» (директор – Т.Евдокимова), ЦО №504 «Полюс» (директор – А.Корягин), гимназии №1531 (директор – Ю.Киракозов), школы №536 (директор – Ю.Хардина), школы №684 (директор – А.Костомарова), школы №1186 (директор – Л.Гирфанова), ЦО №1492 (директор – Т.Аникина), гимназии №1570 (директор – С.Рубинская).Каждый из директоров возглавляет инновационно-внедренческую группу по той или иной разрабатываемой проблеме (основы визуально-зрелищной культуры, грамота репортажной журналистики, компьютерные технологии в фотографии, реклама и графический дизайн, информационное пространство видеосюжета, искусство и технология анимационного фильма). При этом планируется, что каждая группа создает интерактивный проект, имеющий материальную выгоду.На наших глазах происходит изменение визуально-медийной и социокультурной среды, в которой живет современный человек, это с наибольшей яркостью проявляется в таком мегаполисе, как Москва. Сегодня ребенок и подросток существуют в динамично меняющемся, порой агрессивном потоке рекламных и экранных изображений в телевизоре и компьютере. Современное информационное пространство характеризуется доминантой изображения над словом, преобладанием визуального над вербальным. Социокультурная адаптация детей и подростков в этой среде, утверждение себя как деятельного члена современного социума невозможна без овладения визуально-информационной культурой и технологиями, а это требует их внедрения в образовательную практику и соответственно изучения фотографии, кино, телевидения и всего комплекса средств массовой информации не только как суммы технологий, рождающих электронно-экранное изображение, но и как объекта художественного творчества, искусства с его художественным и духовным опытом. Поскольку любое произведение искусства обладает особого рода информацией, задача нашего проекта – декодировать эту информацию, найти основу ее считывания. Визуализация современного информационного пространства Москвы, в том числе и образовательного, ставит вопрос о зрелищно-медийной культуре учителей и учеников. Таким образом, вопрос их компетентности в этой сфере превращается в вопрос их социальной ответственности и значимый социально-экономический фактор модернизации школы в Москве. Проект отвечает запросам общества, самих учащихся с их тягой к овладению современной техникой, тем самым удовлетворяя потребности системы столичного образования в инструментарии активно-творческого преобразования школы и эффективно способствует этой задаче.Основываясь на творческой практике изобразительного искусства и композиции, наш проект реализует художественную творчески-деятельностную практику на основе обновления содержания предметов образовательной области «Искусство» (прежде всего, учебного предмета ИЗО, а также музыки, МХК, технологии, информатики). Предлагаемая модель носит интегративный межпредметный характер, реализующийся на разных возрастных уровнях и в различных проектно-деятельностных направлениях в единстве базового, дополнительного образования и внеурочной деятельности. Это также предполагает своим результатом создание дружественного детско-взрослого творческого сообщества и формирование визуально-информационного и эстетически-образовательного пространства школы или школьного холдинга. В последнем случае модель работает как гибкая образовательная цепочка, связывающая художественно-творческим процессом ОУ, входящие в образовательный кластер.Для наиболее оптимальной и полной реализации поставленных в проекте задач предполагается использовать возможности художественного и культурного потенциала, который нам предоставляет Москва с ее музеями и выставками, концертами и театрами. Такой фундамент создает исключительные условия для духовного и интеллектуального развития личности школьника, однако требует создания и апробирования механизмов «овладения» этими богатствами и ресурсами от создания индивидуальной «дорожной карты художественного саморазвития» ученика до организационного и логистического проектирования образовательными учреждениями коллективного продвижения учащихся по Москве и их присутствия на тех или иных городских объектах и мероприятиях. Реализация проекта ставит подобные задачи и в этом плане, и в плане выработки у учащихся художественно оценочных критериев, без которых невозможно любое постижение спектакля или фильма. Это уже касается другой дидактически-воспитательной стороны нашего проекта. Противопоставить виртуальной жизни в Интернете реальную жизнь с реальным общением реальных людей – труднейшая задача, понимаемая и учитываемая всем коллективом педагогов-инноваторов ГИП. Только прививая элементарную художественную культуру и развивая художественный вкус, возможно воспитание культуры досуга и стремления не «убивать» свободное время, а использовать его для постижения искусства как части социально активного и эстетически полноценного образа жизни.Мы планируем поэтапную реализацию проекта, когда доминантой разработок первого года будет сфера фотографии, дизайна и прикладного искусства как двуединой формы создания вещной среды. Во второй год центр образовательных инноваций переместится в визуально-информационную сферу экранно-медийных искусств и видеожурналистики. На третьем этапе, в отличие от двух предыдущих, которые посвящались разработке содержательно-дидактических основ образовательных программ, и систем проектно-творческих заданий для учащихся, центр разработческих исследований перемещается в сферу подготовки учителя, реализующего все созданные инновационные разработки проекта. Не секрет, что зачастую ученики владеют визуально-съемочной и компьютерной техникой лучше своих учителей. Поэтому необходимо создание программы повышения визуально-информационной культуры педагога и совершенствования его творческо-деятельностной компетентности в этой сфере. Третий год также будет посвящен созданию электронных версий образовательных курсов, разработанных ГИП в сотрудничестве с Центром непрерывного художественного образования и МИОО, для электронных учебников по предложению издательства «Просвещение».А.ПИТЕРСКИХ, научный руководитель ГИП, заслуженный деятель искусств РФ, заместитель директора Центра непрерывного художественного образования, профессор ИСИ, лауреат премииПрезидента РФ по образованию


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту