Эстетическое образование в школе сегодня больше, чем всегда, ставит цель не столько воспитания художников или композиторов (это – дело вузов), сколько создания духовно-нравственных скреп общества, дающих возможность самоидентификации каждому молодому человеку.
Сверхзадача нашего проекта – создание частицы единой платформы национальной культуры современными визуально-медийными средствами, объединяющими и скрепляющими воедино наш народ в его обладании культурным наследством Отечества и устремленностью в будущее.Информация к сведениюПланируемый результат сетевой ГИП достигается усилиями коллективов: школы «Лучик» (директор – Т.Евдокимова), ЦО №504 «Полюс» (директор – А.Корягин), гимназии №1531 (директор – Ю.Киракозов), школы №536 (директор – Ю.Хардина), школы №684 (директор – А.Костомарова), школы №1186 (директор – Л.Гирфанова), ЦО №1492 (директор – Т.Аникина), гимназии №1570 (директор – С.Рубинская).Каждый из директоров возглавляет инновационно-внедренческую группу по той или иной разрабатываемой проблеме (основы визуально-зрелищной культуры, грамота репортажной журналистики, компьютерные технологии в фотографии, реклама и графический дизайн, информационное пространство видеосюжета, искусство и технология анимационного фильма). При этом планируется, что каждая группа создает интерактивный проект, имеющий материальную выгоду.На наших глазах происходит изменение визуально-медийной и социокультурной среды, в которой живет современный человек, это с наибольшей яркостью проявляется в таком мегаполисе, как Москва. Сегодня ребенок и подросток существуют в динамично меняющемся, порой агрессивном потоке рекламных и экранных изображений в телевизоре и компьютере. Современное информационное пространство характеризуется доминантой изображения над словом, преобладанием визуального над вербальным. Социокультурная адаптация детей и подростков в этой среде, утверждение себя как деятельного члена современного социума невозможна без овладения визуально-информационной культурой и технологиями, а это требует их внедрения в образовательную практику и соответственно изучения фотографии, кино, телевидения и всего комплекса средств массовой информации не только как суммы технологий, рождающих электронно-экранное изображение, но и как объекта художественного творчества, искусства с его художественным и духовным опытом. Поскольку любое произведение искусства обладает особого рода информацией, задача нашего проекта – декодировать эту информацию, найти основу ее считывания. Визуализация современного информационного пространства Москвы, в том числе и образовательного, ставит вопрос о зрелищно-медийной культуре учителей и учеников. Таким образом, вопрос их компетентности в этой сфере превращается в вопрос их социальной ответственности и значимый социально-экономический фактор модернизации школы в Москве. Проект отвечает запросам общества, самих учащихся с их тягой к овладению современной техникой, тем самым удовлетворяя потребности системы столичного образования в инструментарии активно-творческого преобразования школы и эффективно способствует этой задаче.Основываясь на творческой практике изобразительного искусства и композиции, наш проект реализует художественную творчески-деятельностную практику на основе обновления содержания предметов образовательной области «Искусство» (прежде всего, учебного предмета ИЗО, а также музыки, МХК, технологии, информатики). Предлагаемая модель носит интегративный межпредметный характер, реализующийся на разных возрастных уровнях и в различных проектно-деятельностных направлениях в единстве базового, дополнительного образования и внеурочной деятельности. Это также предполагает своим результатом создание дружественного детско-взрослого творческого сообщества и формирование визуально-информационного и эстетически-образовательного пространства школы или школьного холдинга. В последнем случае модель работает как гибкая образовательная цепочка, связывающая художественно-творческим процессом ОУ, входящие в образовательный кластер.Для наиболее оптимальной и полной реализации поставленных в проекте задач предполагается использовать возможности художественного и культурного потенциала, который нам предоставляет Москва с ее музеями и выставками, концертами и театрами. Такой фундамент создает исключительные условия для духовного и интеллектуального развития личности школьника, однако требует создания и апробирования механизмов «овладения» этими богатствами и ресурсами от создания индивидуальной «дорожной карты художественного саморазвития» ученика до организационного и логистического проектирования образовательными учреждениями коллективного продвижения учащихся по Москве и их присутствия на тех или иных городских объектах и мероприятиях. Реализация проекта ставит подобные задачи и в этом плане, и в плане выработки у учащихся художественно оценочных критериев, без которых невозможно любое постижение спектакля или фильма. Это уже касается другой дидактически-воспитательной стороны нашего проекта. Противопоставить виртуальной жизни в Интернете реальную жизнь с реальным общением реальных людей – труднейшая задача, понимаемая и учитываемая всем коллективом педагогов-инноваторов ГИП. Только прививая элементарную художественную культуру и развивая художественный вкус, возможно воспитание культуры досуга и стремления не «убивать» свободное время, а использовать его для постижения искусства как части социально активного и эстетически полноценного образа жизни.Мы планируем поэтапную реализацию проекта, когда доминантой разработок первого года будет сфера фотографии, дизайна и прикладного искусства как двуединой формы создания вещной среды. Во второй год центр образовательных инноваций переместится в визуально-информационную сферу экранно-медийных искусств и видеожурналистики. На третьем этапе, в отличие от двух предыдущих, которые посвящались разработке содержательно-дидактических основ образовательных программ, и систем проектно-творческих заданий для учащихся, центр разработческих исследований перемещается в сферу подготовки учителя, реализующего все созданные инновационные разработки проекта. Не секрет, что зачастую ученики владеют визуально-съемочной и компьютерной техникой лучше своих учителей. Поэтому необходимо создание программы повышения визуально-информационной культуры педагога и совершенствования его творческо-деятельностной компетентности в этой сфере. Третий год также будет посвящен созданию электронных версий образовательных курсов, разработанных ГИП в сотрудничестве с Центром непрерывного художественного образования и МИОО, для электронных учебников по предложению издательства «Просвещение».А.ПИТЕРСКИХ, научный руководитель ГИП, заслуженный деятель искусств РФ, заместитель директора Центра непрерывного художественного образования, профессор ИСИ, лауреат премииПрезидента РФ по образованию
Комментарии