Тамара Комарова, заведующая кафедрой эстетического воспитания педагогического факультета Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования:
– Сегодня наиболее актуально создание нормальных условий для того, чтобы дети были счастливы. Эти условия прежде всего – достаточное количество мест в дошкольных учреждениях, то есть обеспеченность детскими садами всех желающих. Это очень сложно, потому что строить дошкольные учреждения непросто. Гораздо проще освободить все помещения детского сада, которые были выделены для всестороннего развития детей дошкольного возраста, для того чтобы сделать группы в спальнях группы, в залах, музыкальном и физкультурном. Более того, оказывается, что теперь и детей по санитарным нормам в группах должно быть больше. Исследований, определяющих, сколько детей можно собрать вместе, чтобы это не нарушало их физического и психического здоровья, сколько нужно иметь помещений для занятий физическим воспитанием, которое имеет огромное значение для укрепления и сохранения здоровья, пока нет. Мы с вами знаем, в каком тяжелом положении находится у нас детство уже с самого рождения, поэтому, думаю, решение вопроса о наполняемости групп имеет огромное значение. Кроме того, есть ли у нас исследование в стране, сколько детей может охватить воспитатель своим вниманием? А если он этого сделать не может, то тогда у ребенка появляются неудовлетворенность, страх, боязнь того, что он один находится в этой массе детей и никто его не сможет защитить. Это приводит к тому, что у детей создается подавленное настроение, которое отнюдь не способствует ни всестороннему развитию, ни развитию творчества, ни тем более развитию детской одаренности. Для всего этого действительно нужно ощущение счастья и свободы, а если этой свободы будет не хватать, если группы будут переполнены детьми, мы не только не решим проблему детства, мы не решим проблему охраны здоровья и жизни детей. Сегодня ребенка подстерегает столько опасностей, что наша страна была вынуждена обратиться к проблемам охраны жизни и здоровья детей. В конце ноября 2010 года в Санкт-Петербурге был проведен первый Всероссийский форум по охране детства. Этот форум произвел очень большое впечатление, там было выявлено много вопросов, которые надо решать. Главное то, что Государственная Дума и, в частности, ее депутат Н.Карпович получили возможность продолжить эту работу. Второй вопрос, который требует своего решения, – это вопрос безопасности детей и охраны их жизни и здоровья. Чтобы воспитывать детей от рождения до школы, подготовить их к школе, нужны хорошие программы, так стоит вопрос в международных документах, так его понимаем и мы. В соответствии с тем, что необходима дальнейшая разработка программ, был принят приказ, в котором содержались требования ФГТ (федеральные государственные требования) к составлению программ. Эти требования разрабатывал коллектив, но кто входил в этот коллектив, я не знаю, поэтому как-то повлиять на выдвижение этих требований невозможно. Одно из требований гласит, что 20% программы должны составлять дошкольные учреждения. Я хорошо знаю, кому это будет адресовано, кто этим должен будет заняться, потому что во многих детских садах нет методистов или даже воспитателей, которые могли бы это сделать. Но заведующая, как правило, обременена огромным количеством экономических и других вопросов, поэтому все равно эта работа будет возложена на воспитателей. К чему это приведет? Во-первых, составление программы не входит в должностные обязанности воспитателя детского сада, который хорошо если получил среднее специальное образование. Основная функция воспитателя, которая прописана в международных и отечественных документах, – взаимодействие воспитателя с детьми. Это взаимодействие должно осуществляться каждодневно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Если воспитатели будут обременены еще и необходимостью писать 20% программы (а они, как правило, не знают, как это делать, я еще не встречала педагога с высшим образованием, с любым образованием, который бы сказал: «Я знаю или хотя бы немножко представляю»), то понятно, сколько времени уйдет на это. А так как за это ставится плюсик или галочка, будут соответствующие поощрения, то воспитатели будут работать над программами, а дети будут отторгнуты от воспитателя. Это приведет к ухудшению здоровья детей, и главное, к ухудшению их подготовки к жизни и к школе. Третья проблема, которой обеспокоены международные сообщества и педагоги нашей страны, – это подготовка детей к школе. В докладе ЮНЕСКО был выделен термин «подготовленность детей к школе», то есть какими качествами должен обладать ребенок. Как ставится вопрос в докладе ЮНЕСКО? Он ставится таким образом: надо готовить детей к школе обязательно, но это ни в коем случае не должна быть предметная подготовка. Что требуют школы при приеме будущих первоклассников, хорошо знают все: дети должны уметь читать, считать, а иногда и писать. Но вот ребенок приходит в школу. Кто должен при этом адаптироваться? Учителя должны адаптироваться к ребенку. Но что говорят наши учителя? (А мы вынуждены за этим следовать!) Дайте нам такого ребенка, который умеет читать, писать и заниматься арифметикой. Правомерно ли это требовать от дошкольника? Наверное, мы что-то можем сделать, провести подготовку к формированию этих качеств, но ни в коем случае детские сады не должны педалировать предметную подготовку, потому что это делается за счет игры, и об этом уже говорят громко. Решают ли группы краткосрочного пребывания проблемы подготовленности детей к школе? Нет. Если мы говорим, что ведущим видом деятельности остается игра, то, извините, в те короткие сроки, которые выделяют на подготовку, хватает времени лишь на предметную подготовку, а для игры нет ни условий, ни временных возможностей. Значит, мы теряем ведущий вид деятельности, который способствует психическому развитию и формированию необходимых психических качеств для дальнейшей жизни и работы детей. Наш психолог Елена Бодрова работала в США в группах краткосрочной подготовки детей к школе и констатировала, что желаемых результатов достигнуть не удалось. Сегодня есть кардинальный вопрос – подготовка кадров. Известно, что педагог для ребенка – это все, особенно для маленького ребенка, особенно для ребенка-дошкольника. Поэтому готовить педагога надо лучше, чем учителя, об этом писали наши корифеи в области педагогики. Сейчас же мы видим, что везде сокращается прием на дошкольные факультеты. Эти факультеты фактически вошли в педагогические факультеты в качестве одного из отделений. Это значительно снижает объемы подготовки, скоро мы ощутим нехватку достаточно квалифицированных кадров, что уже сейчас очень сильно противоречит потребности. Конечно, очень важна работа по взаимодействию с родителями. Без этого решить вопросы, проблемы, которые перед нами стоят, совершенно невозможно. Поэтому, я думаю, если мы снова возьмемся за просвещение родителей, как это было в советской стране, то действительно решим очень важный вопрос, хотя сегодня работать с родителями значительно труднее, потому что для них главное: «Мой дом – моя крепость».
Комментарии