search
main
0

Наша задача – научить молодых думать

В МГУ с успехом прошел Всероссийский съезд учителей физики и биологии, в котором приняли участие 1300 учителей из шестидесяти восьми регионов России. В съезде приняли участие представители университетского преподавательского корпуса, Министерства образования и науки РФ, органов власти и бизнес-сообщества, словом, все те, кто искренне и серьезно заинтересован в развитии естественно-научного образования. До этого в МГУ прошли съезды учителей математики и информатики. На съезде учителей физики и биологии выступил ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, вице-президент РАН, академик Виктор Садовничий.

В год юбилея М.В.Ломоносова нужно еще раз вспомнить его слова о том, что университет без гимназии – как пашня без семян. С самого начала, идущего от двух гимназий при Московском университете, мы заботимся о семенах для нашей пашни.Московский университет был инициатором проведения олимпиад школьников, которые стали важной частью системы образования в нашей стране. Сегодня мы возглавляем олимпиадное движение, Всероссийский совет олимпиад школьников, состоящий из ведущих ученых, академиков, профессоров.Некоторые рассматривают олимпиады исключительно как новый механизм приема, как альтернативную возможность, систему льгот для поступления в вуз. Мы же видим в них прежде всего способ отбора самых способных, самых талантливых, самых достойных. Поэтому мы расширяем олимпиадное движение, организуя олимпиады не только для школьников выпускных классов, но и для других старшеклассников.Московский университет – организатор самих олимпиад, крупнейшая из них – олимпиада школьников «Ломоносов». В этом году на олимпиаду по физике пришлось 11% участников (1419 человек), по биологии – 7% (903 человека).В Московском университете осуществляется целый комплекс мероприятий, который мы называем программой «МГУ – школе».Одна из важнейших составляющих этой программы – повышение квалификации учителей. На физическом факультете программу повышения квалификации «Учитель физики в современной информационной среде» за последние три года прослушали 94 человека. На биологическом факультете программу «Формирование биологической грамотности учащихся» – 48 человек.Летом прошлого года Московский университет организовал летние школы для учителей, в которых приняли участие 112 учителей физики и 65 учителей биологии.Преподаватели Московского университета поддерживают связь со школами по всей России; за последние годы они выезжали в Чебоксары, Кисловодск, Саров, Саранск, Киров, Стерлитамак, Брянск, Севастополь, Печоры.Еще одна часть программы «МГУ – школе» – так называемые школы юных, или кружки. В Московском университете они есть практически на каждом факультете. Есть они и у физиков, и у биологов.На физическом факультете уже более полувека действует вечерняя физическая школа с лекциями, физическими демонстрациями, семинарскими занятиями, а при желании и с проектными работами.Есть и вечерняя астрономическая школа, в которой идут занятия для школьников 6-11-х классов.Два последних года в сентябре астрономы Московского университета осуществили программу «100 часов астрономии», в которую входили вечерние и ночные астрономические наблюдения, и чтение лекций. Эта программа собрала более шестнадцати тысяч посетителей, большинство из которых школьники.Привлечение школьников к занятиям астрономией имеет особое значение, так как с 2004 года астрономия как отдельная дисциплина исключена из программ средних школ.Совсем недавно, 12 июня, состоялось торжественное открытие Московского планетария. Новый планетарий, оборудованный по последнему слову техники, один из лучших в мире.Большая заслуга в этом принадлежит ученому совету планетария, который возглавляет Московский университет. Мы готовим штатных лекторов для планетария, с осени наши астрономы будут вести там кружки и выступать с лекциями. Ожидается, что ежегодно Московский планетарий будут посещать не менее ста тысяч школьников, что отчасти компенсирует отсутствие астрономии в школьном курсе.На биологическом факультете уже много лет со школьниками работают кружок юных натуралистов Зоологического музея, кружки при Ботаническом саду, школа полевой экологии на Звенигородской биостанции, кружки при разных кафедрах.Ключевой элемент и одна из ключевых проблем школьного образования – учебник. Корень проблемы в том, что учебник отстает от жизни. К середине обучения школьник уже, как правило, неплохо освоил компьютер (на уровне игрушек и Интернета), мобильный телефон, цифровой фотоаппарат. И ему интересно, как это устроено. Но в учебнике физики об этом не говорится. Там больше про невесомые блоки и нерастяжимые нити. То же относится к задачникам. Конечно, начинать нужно с простейших блоков. Но затем усложнение задач идет не по тому пути. Вместо того чтобы рассмотреть приближенную к жизни модель блока с массой с трением в оси, в задачнике к одному невесомому блоку привязывают второй невесомый блок, третий невесомый блок, все это ставится на наклонную плоскость и спускается без трения с горки. Задачи сложные, но мало относящиеся к окружающему миру.В результате школьная физика в некоторых учебниках представлена рычагами времен египетских пирамид, курительной трубкой Галилея, паровой машиной. В лучшем случае в учебнике есть рассказ о первом искусственном спутнике Земли и полете Юрия Гагарина с расчетом первой космической скорости. Достижений физики последних пятидесяти лет в учебнике нет.Преподаватели Московского университета создают школьные учебники по многим школьным дисциплинам, в том числе по физике и биологии. Но то, что в целом качество школьной учебной литературы далеко от современных требований, не вызывает сомнений, и в этом направлении надо сосредоточить наши особые усилия.Отдельного упоминания заслуживает опыт работы школы-интерната имени А.Н.Колмогорова, где университетские преподаватели учат талантливых ребят, которые потом успешно продолжают обучение на факультетах МГУ.Привлечь школьников в науку, заинтересовать и увлечь помогают также фестивали науки, которые проводятся по инициативе Московского университета уже пятый год. Фестиваль начинался как университетский, потом стал московским, а теперь по предложению Президента РФ – всероссийским. В нем участвуют более пятидесяти регионов и более трехсот тысяч гостей.Многоплановая программа «МГУ – школе» – важная составляющая часть программы Московского университета до 2020 года, утвержденной Председателем Правительства РФ.В мире регулярно проводится сравнительное исследование качества математического и естественно-научного образования в школе, оцениваются достижения учащихся уровня 4-го и 8-го классов и выпускников средней школы.Математика и физика – приоритетные области в плане оценки интеллектуального потенциала страны и способности ее подрастающего поколения работать с новыми технологиями. По качеству математического и естественно-научного образования Россия входит в десятку стран, продемонстрировавших наилучшие результаты. По успехам в естествознании в начальной школе Россия занимает 5-е место, в основной школе – 10-е место. Важно, что по сравнению с предыдущими этапами результаты российских школьников по естествознанию существенно улучшились.Конкурентоспособность и эффективность образования в стране определяются по числу учащихся, демонстрирующих самые высокие и самые низкие образовательные достижения по основным предметам. В России процент учащихся, достигших продвинутого уровня подготовки, не только ниже, чем в лидирующих странах, но он еще и снижается при переходе в основную школу.Самые высокие результаты российские четвероклассники продемонстрировали при выполнении заданий по физике, и это притом что содержание более 70% заданий выходило за рамки программы. Трудными для российских выпускников начальной школы оказались в основном задания биологического содержания.Один из ключевых вопросов съезда – новые школьные образовательные стандарты. Они заинтересованно обсуждаются и профессионалами, и обществом в целом.Новые стандарты действительно содержат очень большой элемент новизны. Их сильная сторона – опора на основополагающие достижения современной психологической науки. В то же время существенно изменяется предметное содержание образования (появляются новые предметы, заменяющие базовую подготовку), и вводится принцип вариативности образования.Заложенная в стандарт возможность самостоятельного выбора учебных предметов, по мнению психологов, в школьном возрасте, мягко говоря, несколько преждевременна. К тому же для реализации этой идеи необходимо обеспечить добротный набор фундаментальных дисциплин, содержание которых должно отвечать современному уровню развития науки. Однако в рамках стандарта так называемый набор учебных предметов ограничен и не совсем понятен, особенно в части естественно-научных дисциплин, математики, физики и биологии, а сам выбор учебных предметов фактически диктуется финансовым положением конкретной школы и взглядами на образование родительского комитета.Это неминуемо приведет в долгосрочной перспективе (о чем свидетельствует и международный опыт) к снижению уровня общего образования, к усугублению разрыва между школой и вузом, что может отрицательно повлиять на развитие науки и технологий.В стандарте старшей школы не определены порядок и условия реализации системы оценки результатов освоения основной образовательной программы. В том числе не конкретизированы требования к организации и критериям оценки результатов по учебным предметам, выносимым на аттестацию в форме государственного выпускного экзамена. Остается неясным, предполагается ли по умолчанию проведение нынешнего ЕГЭ? Ведь в этом случае ЕГЭ может вступать в противоречие с целевыми установками нового стандарта. Если, к примеру, физика или биология входит в предмет «Естествознание», то как выпускник школы будет сдавать ЕГЭ по физике или биологии, если он хочет поступить в вуз?Несмотря на то что 18 экспертных организаций и учреждений, определенных Министерством образования и науки РФ, уже дали свои заключения по стандартам, Московский университет не может оставаться в стороне. В инициативном порядке мы создали свою экспертную комиссию, которая готовит рекомендации о том, по каким направлениям целесообразно доработать проект образовательного стандарта для старшей школы.Традиционно критерием нормального уровня подготовки по физике, то есть уровня, позволяющего продолжать обучение, скажем, в техническом вузе, считается умение решать задачи. Однако опрос учителей физики показывает, что выделяемого на изучение физики времени явно недостаточно, на решение задач не отводится отдельных уроков, как правило, ограничиваются рассмотрением элементарных, в одно-два действия, задач.В ЕГЭ есть задачи, для которых надо дать развернутое решение, они собраны в части С. В 2010 году 48% участников не набрали в этом разделе ни одного балла, а 32% даже не приступили к ее решению. Задачи из раздела С решают обычно только участники с хорошим и отличным уровнем подготовки, а их лишь около 20% от количества сдающих физику, или около пятидесяти тысяч человек на всю страну. Может быть, больше и не надо?Однако прием на технические и физико-математические специальности в прошлом году составил примерно 170 тысяч человек, а это значит, что на первый курс пришли люди, из которых лишь от силы каждый третий имеет необходимую стартовую подготовку.Пусть все 50 тысяч подготовленных выпускников пойдут в технические (и педагогические) вузы и всю жизнь проработают по специальности. При продолжительности трудовой карьеры в 40 лет получаем на всю страну 2 миллиона человек, то есть одного грамотного специалиста (инженера, научного работника, учителя физики, электрика, механика – и все в одном лице) на 70 жителей.В 2011 году ЕГЭ по физике сдавали 186 тысяч человек, по биологии – 144 тысячи человек, что несколько меньше, чем общее число сдававших эти предметы в прошлом году. Но с учетом того, что будет еще вторая волна, можно ожидать, что будут достигнуты показатели прошлого года. При общем снижении количества выпускников в 2011 году можно говорить об относительно незначительном повышении числа сдававших эти предметы примерно на 3-5%. Но эти результаты еще предстоит проанализировать и осмыслить.С горечью приходится говорить и о еще одной проблеме – сокращении числа лабораторных работ и нехватке необходимого оборудования. Это делает обучение физике и биологии еще более оторванным от действительности. В последнее время даже появился термин «меловая физика», которая существует только на кончике мела учителя. Такая физика нужна только для сдачи экзаменов, но не для того, чтобы ориентироваться в современном мире техники.В курсе физики должны в максимальной степени привлекаться материалы, знакомящие с современными научно-техническими решениями. Для этого нужно широко использовать все возможности, которые открывают перед нами информационные и мультимедийные технологии. Это не менее важно, чем хорошие учебники.Во многих ли школах существуют кружки научно-технического творчества, где школьник может реализовать свой интерес к творческой работе руками, к созданию нового механизма или машины, к практической проверке своей технической идеи? Школьнику подробно объясняют многие физические явления, но попробуйте получить грамотный ответ на вопрос, почему летает самолет, как устроен томограф. Школьник подробно изучает законы электричества, но умеет ли он сам починить простейший электрический прибор, соблюдая правила техники безопасности?Мы помним время, когда почти половина всех выпускников вузов в стране приходилась на инженерные специальности, что было в несколько раз больше, чем в странах Европы и США. В 90-е годы в России число выпускников-инженеров резко сократилось. Сегодня мы испытываем острую потребность в инженерно-технических специалистах.Важнейшую роль в решении проблемы подготовки инженерных специалистов широкого профиля могут и должны сыграть школьные предметы физика и биология. Именно на уроках физики развивается интерес к познанию мира техники. Воспитываются изобретательские и конструкторские навыки.Еще одна проблема, появившаяся недавно, но чреватая большими рисками для школьного образования, – это нацеленность на ЕГЭ. У школьника интерес к познанию тайн мира меркнет перед необходимостью сдать ЕГЭ. Рассказ о нанотехнологиях уже неинтересен, если этого вопроса нет на ЕГЭ. И учителю в выпускных классах приходится больше думать о натаскивании на ЕГЭ, а не о полноценных интересных уроках.Моя позиция тут давно известна, сегодня все признают, что ЕГЭ требует совершенствования. Те проблемы, о которых сказал, конечно, важны, и их надо решать и сообща, и поодиночке, каждому на своем рабочем месте. Но надо видеть за этими в определенном смысле частными проблемами их общий фон, их источник и первопричину.В стране пока не создана атмосфера культа науки, научных национальных достижений, нет популяризации деятельности известных ученых, их открытий. Печальный факт: результаты опроса, проведенного ВЦИОМ в конце января 2011 года, показали, что более 80% россиян не могут назвать ни одной фамилии ученого-современника!Здесь, мне кажется, уместно вспомнить одну историю, которую рассказал Ричард Фейнман. На вечере после вручения ему Нобелевской премии датская принцесса спросила у него, в какой области он работает. «В физике», – ответил Фейнман. «Ну об этом никто ничего не знает, поэтому мы не сможем об этом поговорить», – сказала принцесса. «Наоборот, – ответил ученый, – мы не можем говорить о физике, потому что кто-то что-то о ней знает». Фейнман имел в виду знание, а не поверхностную светскую беседу.Важно воспитывать научный подход, научный взгляд на мир, иммунитет к околонаучным и псевдонаучным теориям. Кто, как не мы – профессионалы системы образования, должны учить этому. Только человек с фундаментальными знаниями (а это в первую очередь относится к физике и биологии) способен осмысленно выстраивать свою деятельность, анализировать, сопоставлять, просчитывать последствия принимаемых решений. Все это укладывается в одно слово – думать. Научить молодых думать – вот наша главная задача.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте