Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наша педагогическая инициатива – то, что можно реализовать на практике

УГ - Москва, №08-09 от 2 марта 2010. Читать номер
Автор:

Составной частью открытия Года учителя в Восточном округе стал финал конкурса молодых педагогов – «Педагогический дебют». Великолепная шестерка молодых педагогов, недавно окончивших пединституты и приступивших к работе в школах округа, соревновалась за звание лучшего.

Любопытно, что из шести учителей четверо преподают английский язык, один математик и один учитель материальных технологий. Первым по результатам жеребьевки на суд жюри свою педагогическую инициативу представил как раз учитель материальных технологий школы №419 Денис Молохов – выпускник РГПУ имени Герцена.

У Дениса Андреевича есть своя идея относительно того, как можно вовлечь ребят в активную деятельность:

«Когда я пришел работать в эту школу, а она – городская экспериментальная площадка по информатизации, мне сразу предложили заняться школьным сайтом. Занятие это достаточно простое, методические рекомендации есть, но когда посетил сайт и узнал, что бы администрация хотела видеть там, я понял: задача сайта, по мнению всех представителей старшего поколения, всех учителей, – это информирование взрослых о том, что происходит, например, на сайте обязательно должен быть публичный доклад директора. Пообщавшись с детьми, я спросил их, бывают ли они на сайте школы, знают ли, что он есть. Дети о сайте знали, но ничего особо интересного для них там нет, кроме фотографий, которые они могут посмотреть. Я понял, что стоит о чем-то более интересном, более доступном детям говорить на школьном сайте. Наша школа ввела на сайте раздел – экспериментальный сетевой «Методкабинет», в котором учителя могут консультировать друг друга, общаться, задавать вопросы. И я подумал, а почему бы не сделать такое же и для детей? Ведь это, наверное, может быть интересным, а в век компьютерных технологий еще и перспективно, довольно познавательно. Поэтому я решил предложить школе такую педагогическую инициативу, как дополнение школьного сайта за счет того, что каждый класс начиная с 5-го создает свой личный сайт, ведет его, а в итоге эти классные сайты дополняют сайт школы. Но такое предложение вовсе не стремление переложить часть нашей деятельности на плечи детей, а просто желание обеспечить групповую работу и включить детей в эту деятельность. Дети с 5-го по 10-й класс эту инициативу поддержали и активно включились в эту работу, их и заинтересовывать не пришлось, они стали вносить такие предложения – интересные, современные, какие нам, учителям, даже в голову не приходили».

Компьютерные технологии – основа педагогической инициативы и учителя английского языка школы №723 Артема Каменева – выпускника МГПУ. Артем Олегович как свою педагогическую инициативу предложил способ сближения учителей и учеников по принципу «будь проще, и люди к тебе потянутся». Для этого он предлагает для сотрудничества социальные сети, которые всем хорошо известны по сайтам «Одноклассники», «В контакте» и многим другим:

«Работа в социальных сетях для ребят очень интересна и привлекательна. Это дает им ощущение свободы, над ними нет никакого контроля, они знают, что над ними нет никого сверху. Тема общения – всегда их собственный выбор, они ориентируются на себя, а не на учителя, который предлагает темы. Я считаю, что в этом плане сети могут быть привлекательны и для учителей, потому что работа в сетях подходит для любого предмета в чистом виде. Какой бы предмет ни хотели во внеурочное время дополнить с помощью сетей, всегда можно для этого найти выход. Главное – правильно подобрать вариант работы, а их великое множество. Причем есть большое поле для интеграции различных предметов. Например, можно интегрировать английский язык и биологию или географию, это вполне реально. В сетях дети могут общаться с носителями иностранного языка. Конечно, учителя не могут не радовать социальные навыки учеников – умение общаться на иностранном языке, умение использовать тот материал, который я им предложу. Общение в социальной сети становится удобным инструментом в руках учителя. Этот инструмент может способствовать развитию многих сторон личности ребенка, если правильно к нему подойти. В Интернете нынче много ненужного, много всякой грязи, ерунды, так почему бы педагогическому коллективу не собраться вместе и не взрастить такое поколение, которое будет правильно общаться с сетью, которое будет знать этику и правила общения в сети? Учитель должен показать красоту общения в Интернете. Ученик должен научиться с помощью 140 символов рассказать, что с ним происходит, уметь вести дискуссию, четко выражать свои мысли. Ученика легко контролировать в сети, делая это незаметно для него, узнавать, что это за человек».

Полина Докутович, учитель английского языка Центра образования №1811, выпускница государственной Академии славянской культуры, увлекается философией, поэтому посчитала, что ее лучшей педагогической инициативой может быть проведение интеграции различных предметов и достижений науки:

«Я стремилась к тому, чтобы средствами учебных предметов показать взаимодействие природы и человека, а также ознакомить учеников с вопросами строения Вселенной, ее зарождения и развития, то есть с научными вопросами в рамках Недели естествознания. Ученики поехали на экскурсию в океанариум и планетарий. После этого мы предложили им сделать доклады или сообщения о том, с чем они познакомились, что увидели, они описывали свои впечатления, рисовали, выполняли различные проекты, делали газеты. Затем на уроках изобразительного искусства мы предложили ученикам проиллюстрировать текст Марии Монтессори о зарождении Земли. На интегрированных уроках музыки и изо учащиеся иллюстрировали песню «Прореживаем лес» и рассуждали о выздоровлении и умирании природы, таким образом приближаясь к вопросам о жизни и смерти. На классных часах дети посмотрели несколько мультфильмов и потом в сочинениях пытались ответить на такие вопросы, как: делает ли разум человека самым важнейшим существом, может ли человек распоряжаться своей природой, возможна ли на нашей планете экологическая катастрофа, что люди могут сделать сейчас, чтобы ее предотвратить. На своих уроках я попробовала соединить математику и английский язык, показать детям, как можно с помощью математических методов решать простейшие лингвистические задачи, и рассказывала, что в лингвистике есть такие понятия, которые можно объяснить с помощью простых математических методов».

После такого варианта интеграции иностранного языка учителю математики гимназии №1591 Екатерине Рзяниной выступать перед жюри было уже совсем не страшно, хотя Екатерина Александровна еще студентка пятого курса Московского государственного гуманитарного института имени М.А.Шолохова. Ее педагогическая инициатива, кстати, была связана с воспитанием детей:

«Когда я узнала, что буду классным руководителем, то обрадовалась и испугалась одновременно, ведь великая ответственность за маленьких детей, их будущее зависит от школы, и в частности от меня. У меня возникли вопросы: какими будут мои ученики, как найти общий язык с их родителями? На первой встрече я познакомилась с детьми, мы поиграли, я рассказала, чем мы будем заниматься. В нашей школе происходят традиционные сборы учеников, начиная с учащихся 7-х классов. Я увидела заинтересованность в глазах учеников, их родителей, в этот момент у меня появилась идея: в нашей гимназии должно быть такое мероприятие, которое будет передавать атмосферу сбора, которое будет продолжать его традиции. Тогда я еще не понимала, что это будет за мероприятие, но хотела, чтобы мои пятиклассники обязательно в нем поучаствовали. Я с этой идеей пришла в воспитательный отдел нашей гимназии, меня там поддержали, дело стало реальным, и мы назвали это мероприятие мини-сбором. Мини-сбор – это расширенная игра «Ради жизни на Земле» по станциям, каждую станцию – испытание по развитию логики – дети проходили вместе с учителями и родителями. Участие семьи в мини-сборе – очень важное дело, практика показала, что оно сплачивает семьи».

Наталья Шевчик – учитель английского языка школы №1690, предложила как педагогическую инициативу модернизацию школьного музея:

«В каждой школе нынче есть музей, и чаще всего это музей боевой славы, рассказывающий о победе нашей страны в Великой Отечественной войне, так это событие занимает центральную позицию в нашей истории. Для сохранения исторического наследия и создается музей. Есть он и в нашей школе, открыт в 1985 году. Этот музей и вдохновил меня на выдвижение педагогической инициативы, заключающейся в открытии там дополнительной экспозиции, посвященной действиям стран, входивших в антигитлеровскую коалицию, в которых говорят на английском языке (например, Великобритания, США). Такая идея родилась еще и потому, что 9 мая 2010 года состоится Парад Победы, в котором примут участие все страны альянса, и это поистине беспрецедентное событие. Сотрудничество во время войны было для этих стран сотрудничеством без какой бы то ни было материальной выгоды. Кроме этого, нужно препятствовать искажению истории, ведь дети в тех странах, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, не знают, какой вклад в Победу внесли другие государства. А ведь победили коллективные усилия, а не действия одной страны».

Завершала конкурсные презентации педагогических инициатив выпускница Калужского государственного педагогического университета, учитель английского языка школы №386 Екатерина Летникова. Екатерина Михайловна ни в чем не уступала своим коллегам – выпускникам столичных педвузов, хотя работает учителем всего лишь год. Ее педагогическая инициатива – использование некоторых методов погружения при изучении иностранных языков:

«Применение этих методов преломилось в моей практике в виде творческого проекта. Задача использования этого метода – это развитие коммуникации как в устной, так и в письменной форме, преодоление пресловутого языкового барьера, который есть у школьников, изучающих любые иностранные языки, приобщение учеников к культуре англоязычных стран».

На втором этапе финала испытанием для молодых учителей стало импровизационное задание: нужно было, заменяя коллегу на уроке, объяснить тему урока «Что первично: яйцо или курица?». Импровизация немного снизила напряжение ожидания решения жюри.

Победителем конкурса стала Наталья Шевчик. Поздравляя участников и лауреатов конкурса, начальник Восточного окружного управления образования Сергей Горбун пожелал им новых успехов в жизни и профессиональной деятельности, а также преданности учительской профессии.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту