search
main
0

Наша новая школа. Современное учебное заведение – массовое, а не эксклюзивное

Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования: – В современных условиях задача поиска нового облика образования, адекватного возникшим проблемам и устремленного в ХХI век, требует концентрации интеллектуального, организационного и деятельностного ресурсов. Радикальное изменение форм и темпов жизни, сокращение периодов устойчивости действующих моделей производства, быстрая смена технологий, невиданный ранее рост информатизации показали принципиальную ограниченность прежней модели образования. Информационная модель образования перестала отвечать современным социальным задачам и новым представлениям о целях, назначении и содержании образования.

Публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Системе образования предстоит в крайне сжатые сроки при минимуме ресурсов, сложном социальном климате, несформированности необходимых социальных связей найти новую форму существования, позволяющую образованию сохранить и усилить свой статус механизма социального воспроизводства и развития.

Проблемы образования все больше становятся предметом внимания специалистов разных направлений – политиков и психологов, экономистов и социологов, предпринимателей и юристов. В результате эти проблемы вышли за традиционные рамки педагогики и приобрели широкое социальное звучание.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», сформулированная с Послании Федеральному Cобранию Президентом РФ Дмитрием Медведевым, широко обсуждалась педагогической общественностью на конференциях, курсах повышения квалификации, семинарах, выставках, проходивших в Москве. Проведены «круглые столы», в ходе которых осуществлялся поиск новой модели современной школы.

Важным выводом, полученным в результате обсуждения проекта «Новая школа» педагогической, родительской и ученической общественностью, стало то, что современная Новая школа – это массовая, а не эксклюзивная, основой ее должен стать деятельностно-компетентностный подход.

Речь идет не о попытках решения прежних задач в современных условиях, то есть попытках «косметического» реформирования образования, а о поиске новых оснований массовой современной школы. Принципиальная сложность при этом состоит в том, что уже сегодня мы несем ответственность за результаты, которые сможем распознать через 11 лет, а по-настоящему увидеть и оценить – через десятилетия. Результаты эти должны покрывать широкий спектр способностей: от способности выпускника принимать нестандартные решения в условиях отсутствия готовых шаблонов действий и учиться всю жизнь до способности быть успешным независимо от внешних условий. Участники «круглых столов» отметили, что основные идеи «Новой школы» уже получили свое развитие в городской целевой программе «Столичное образование-5», экспериментально-инновационной деятельности московского образования, проекте «Строим Школу будущего».

В школах Москвы получили широкое распространение вариативность содержания образования и формирование индивидуальных траекторий развития для учащихся. В практике образовательного процесса развивается интеграция основного и дополнительного образования, активные формы и методы учебно-воспитательного процесса, исследовательская и проектная деятельность.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду уже сегодня идет во многих школах Москвы, а завтра станет стандартом.

Наметились и реализуются новые подходы к оценке результатов учащихся, включающие разные параметры оценивания, компетентностный подход, диагностику надпредметных результатов как фактора готовности и успешности перехода на следующую ступень образования. Сложилась система мониторинга образовательных результатов учащихся, в том числе с использованием Интернета.

Приоритетный национальный проект «Образование» стал стимулом для создания экспертного сообщества нового типа, в состав которого на паритетных началах вошли представители общественных организаций в экспертизе конкурсных материалов привело к новому видению ситуации в образовании и роли учителя. Вовлечение общественности в процедуру аккредитации, в конкурсные процедуры и самоаудит сделало систему образования более открытой. Важным шагом в распространении инновационного опыта стало построение сетевого взаимодействия образовательных учреждений, методических центров. Эти и другие наметившиеся тенденции развития современной школы стали результатом реализации программы «Столичное образование» и выстроенной системы проектного управления образованием на уровне города. Однако стало ли проектное управление массовым, системным в управлении деятельностью школы?

Постоянство и неизменность проблем в жизни школы заставляют нас дать отрицательный ответ на этот вопрос.

Недостаточная эффективность психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе, низкий уровень рефлексии как педагогов, так и педагогических коллективов в целом приводят к снижению мотивации к обучению, росту тревожности и неуспешности, школьной дезадаптации обучающихся.

Остается нерешенной проблема согласования дидактических, методических и антропологических принципов организации обучения, понимания педагогами соотношения предметного материала и осваиваемых учащимися способов мышления и деятельности, взаимодействия общего и дополнительного образования. И это лишь некоторые из наболевших проблем.

Один из ключевых факторов здесь – формальный подход школ к своим образовательным программам. Их разработка и реализация основаны не на выявлении реальных фактов и проблем, а на основе формальных положений субъективных мнений и суждений, интуиции и опыта руководителей. Зачастую образовательная программа школы разрабатывается только для внешнего предъявления, например, в процедуре аккредитации, в ней отсутствуют измеряемые показатели и индикаторы оценки ее результативности.

В современной школе для каждого учреждения образовательная программа становится ключевым документом для обеспечения качества образования. Она объединяет основное и дополнительное образование, учебную и внеучебную деятельность для достижения главной цели – раскрытия и развития потенциала каждого ученика.

Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности даст возможность получить объективную и прозрачную оценку деятельности педагога и школы в целом, их вклада в учебные и внеучебные достижения детей, стать основой публичного доклада директора школы.

Современная информационная среда школы позволяет накапливать материал для мониторинга и участвовать в нем и работникам школы, и методистам, и экспертам аттестационных служб, и исследователям, и разработчикам новых моделей. Необходимой частью мониторинга становится индивидуальная фиксация состояния здоровья учащегося, установление связей между этим состоянием и учебными нагрузками, педагогическими технологиями, выработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей.

В современной школе изменилась роль руководителя. Директор школы должен уметь выстраивать стратегию развития (программу развития), принимать управленческие решения, разбираться в школьной экономике, знать образовательный маркетинг и образовательное право.

Руководители, создающие концепции и программы развития своих коллектив, используют современные научные идеи, педагогические пакеты и модули, разработанные и апробированные на экспериментальных площадках и в инновационных сетях столичного образования.

Именно поэтому программа развития своих коллективов использует современные научные идеи, педагогические пакеты и модули, разработанные и апробированные на экспериментальных площадках и в инновационных сетях столичного образования.

Именно поэтому программа развития образовательного учреждения стала основным документом для участия школы в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование», а городская целевая программа «Столичное образование-5» на 2009 – 2011 годы в качестве одного из базовых показателей, отвечающих требованиям современной школы, определила обязательное наличие программы развития в каждом образовательном учреждении, ежегодного публичного отчета по ее реализации.

При дальнейшем развитии в современных школах должны произойти существенные изменения:

– в содержании образования;

– в развитии детско-взрослой общности – как условие для успешной социализации и гражданского становления личности;

– в формировании нового поколения учителей как новой общественной и профессиональной элиты;

– в инфраструктуре обеспечения образовательной деятельности;

– в культуре управления преобразованиями: от экспериментальных площадок – к инновационным сетям и массовой «Новой школе»;

– в управлении качеством образования.

Содержание образования

Особенность содержания образования Новой школы – перенос акцента с позиции жесткой установки формирования знаний – умений – навыков, использования классно-урочной системы на позицию формирования средств и способов самостоятельного продвижения ученика в образовательном процессе.

Переход на новый компетентностный стандарт в части образовательных результатов учащихся потребует обновления не только учебно-методических комплексов, но и в первую очередь методов обучения для реализации деятельностно-компетентностного подхода.

Содержанием образования должны стать и такие ключевые социальные результаты, как:

– российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации;

– современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу для решения новых задач, стоящих перед обществом.

Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Новой школы.

Эти ценности закладываются в основу предметных программ, программ воспитания и социализации.

Обновленное содержание образования потребует нового подхода к оценке образовательных результатов учащихся, качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования.

Система оценивания в Новой школе должна быть существенно дополнена и уточнена с учетом новых акцентов. Это:

– переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования;

– переход от констатирующей оценки к формирующей, определяющей саморазвитие ученика, педагога, школы;

– переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая метапредметные результаты и личностное развитие, когда главный вопрос: что ребенок умеет делать?

При таком подходе проблема качества образования ставится и решается не только с точки зрения знаний, которые освоили учащиеся, но и с точки зрения достижений в их психическом развитии, которые на каждой возрастной ступени формируются как набор соответствующих компетенций. Это указывает еще на одну важную задачу, которая может быть решена на основе психолого-педагогической диагностики.

Данные о сформированности ключевых компетентностей школьников становятся показателями этих компетентностей и показателем качества обучения в конкретном образовательном учреждении, то есть выступают своеобразным инструментом образовательного аудита. Такие данные должны существенно дополнить систему оценки качества образования, опирающуюся на ЕГЭ, сделать ее более сбалансированной в отношении реальных достижений каждого ученика, образовательной среды, а в итоге и системы обучения и воспитания в целом.

Происходящие в социуме изменения ставят ребенка перед проблемой поиска себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Школа – это особое образовательное и социальное пространство детей и взрослых, поэтому школьная образовательная среда должна обеспечивать результативность этого поиска.

Процессы формирования и развития детско-взрослой образовательной общности как неотъемлемого направления современной школы на сегодняшний день не в полной мере реализуются в силу ряда причин, в том числе в силу негативных изменений в ценностных ориентациях социума, влекущих за собой снижение мотивации всех субъектов образовательного процесса к своей деятельности и созданию общностей.

К настоящему времени в результате экспериментальной и инновационной деятельности появились точки роста формирования детско-взрослых общностей как особого пространства детства, пространства совместно распределенной деятельности, субъект-субъектных отношений.

Появляются образцы такой педагогической практики, когда вся жизнь школы, включая управление, социальные проекты и сам тип отношений между участниками образовательного процесса, основана на проектности как технологии.

Мы имеем положительный опыт работы детско-взрослых сообществ, таких как «Школа генеральных конструкторов», «Молодежное авиационное конструкторское бюро», «Космические технологии», бизнес-инкубаторы и так далее. Опыт, который сегодня есть в лучших школах по формированию уклада школьной жизни, должен стать общей практикой столичного образования.

Нам предстоит серьезная работа по выявлению вариативных моделей формирования и развития детско-взрослых общностей в школе, критериев определения уровня их сформированности, включению в программы подготовки педагогов и повышение их квалификации вопросов, направленных на освоение педагогических техник создания и развития таких сообществ.

Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию нового поколения учителей как общественной элиты.

Это требует решения таких проблем, как:

– изменение государственного статуса учителя, стимулирование и мотивация его труда, дальнейшее использование механизма приоритетного национального проекта «Образование» для выявления и поддержки лучших учителей;

– одна из наиболее актуальных проблем высшего образования – переход на новую двухуровневую систему подготовки педагогических кадров;

– новая система воспроизводства кадров (подготовка, переподготовка и повышение квалификации), в том числе развитие и совершенствование системы целевой переподготовки специалистов, имеющих непедагогическое базовое образование, усиление психолого-педагогической подготовки учителей как фундаментальной научно-методической и практической базы для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детства в целом; модульный принцип организации повышения квалификации; дальнейшее развитие методических центров и более активное их использование в индивидуальном планировании повышения квалификации; организация мастер-классов и стажировок у лучших учителей, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты.

Инфраструктура обеспечения образовательной деятельности

Блок «Инфраструктуры обеспечения образовательной деятельности» связан с созданием материальной, методической и организационной составляющих и требует рассмотрения некоторых вопросов.

– Материальная составляющая инфраструктуры должна быть функционально и эстетически грамотно спроектирована, обеспечивать физическую и психологическую безопасность, эмоциональное благополучие.

Необходимо создать такие условия обучения в школе, чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения, была обеспечена возможность реализации в повседневной жизни школы инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для поддержания необходимой современной инфраструктуры любой московской школы необходимо повысить качество сервисного обслуживания самого здания школы.

Информационная составляющая инфраструктуры школы предполагает, что в любом месте школы, где осуществляется образовательный процесс, должен быть обеспечен выход в информационную среду школы и из нее в открытое, контролируемое информационное пространство, региональные и федеральные цифровые образовательные ресурсы.

Школа должна обеспечивать возможность для каждого учащегося работать в ней после уроков. В библиотеке и других помещениях должно быть достаточно литературы и места для такой работы, количество школьных компьютеров, прежде всего мобильных, вместе с домашними компьютерами учащихся и учителей должно быть достаточно для информационной поддержки всего образовательного процесса, хотя компьютеры сегодня далеко не самый важный элемент информационных технологий в школе. Нынче полноценный компьютер есть в кармане каждого старшеклассника – это мобильный телефон. Важно, что в каждом предмете мы даем учащемуся и учителю необходимые ИКТ-инструменты деятельности.

Говоря о средствах ИКТ, мы не должны забывать, что они должны сочетаться в новой школе со всей богатой предметной средой, которая разрабатывалась в российской и мировой педагогике десятилетиями. Особенно это важно в начальной школе, где уже сформировалось представление о богатой, наглядной, деятельностной материальной среде. Это представление стало основой для развития такой среды во многих регионах и соответствующих федеральных рекомендаций.

Методическая составляющая инфраструктуры сегодня ориентирована на поддержку деятельности каждого учителя: наличие сервисов с доступом к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам, личностно ориентированный подход к методической работе в школе, анализу урока, индивидуальной поддержке учителей. Департамент образования в своей работе и распорядительных документах постоянно подчеркивает приоритетность формирования высококвалифицированного методического сопровождения и оснащения методических служб.

Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Городская социально-образовательная инфраструктура включает в себя школьное и внешкольное пространство и предполагает создание интегрированного пространства образования для разных категорий детей. Формирование городской социально-образовательной инфраструктуры должно быть направлено на удовлетворение, формирование и обеспечение личностных потребностей детей, реализацию деятельностно-компетентностного подхода. Организованная таким образом инфраструктура создает условия для инновационного социального проектирования.

В Новой школе могут использоваться сетевые формы взаимодействия различных образовательных учреждений, в том числе дополнительного образования, а также механизмы взаимодействия школы и местного сообщества для реализации социально-образовательных проектов и инициатив.

Культура управления преобразованиями предполагает переход от экспериментальных площадок к инновационным сетям и массовой Новой школе.

Элементы Новой школы, полученные в экспериментальном режиме, осваиваются образовательными учреждениями на инновационном уровне, а затем нормируются и внедряются в массовую практику.

Для оперативного и более результативного управления столь массовой системой преобразований нам необходимо сформировать систему мониторинга и диагностики результатов экспериментальной деятельности на всех уровнях организации образовательной практики, отработать технологию управления инновационными процессами в самом образовательном учреждении.

Управление качеством образования

Новое качество образования связано прежде всего со сменой характера взаимоотношений между школой, семьей, обществом, государством, учителем и учеником.

В городской целевой программе «Столичное образование-5» в разделе «Развитие региональной московской системы оценки качества образования» предусмотрен индикатор современной школы «Участие общественности в управлении и контроле качества образования на школьном, окружном и городском уровнях».

Все более актуальным становится вовлечение в управление качеством образования советов родительской и ученической общественности, профессиональных ассоциаций.

Основа управления качеством образования – внутришкольная система управления качеством образования, сочетающая внешнюю и внутреннюю оценку: самоаудит, общественно-профессиональную экспертизу, добровольную систему сертификации и как итог – переход к итоговому описанию образовательных результатов и личностных достижений ученика в форме портфолио как накопительной системы на основе современных оценочных технологий.

Важная задача – отработка инварианта оценки качества образования на всех уровнях управления (города, округа, образовательного учреждения) на единых концептуально-методологических основаниях, перевод отчетной системы образования, оценки качества образования в цифровой формат (электронный мониторинг, электронный портфолио ученика и учителя и так далее) и как итог – Московский регистр качества образования. Дальнейшее развитие должны получить социологические исследования уровня удовлетворенности родителей и учеников качеством московского образования.

Модель управления качеством образования в современной школе была задана в процессе разработки городской целевой программы развития образования на 2009 – 2011 годы через систему целевых показателей и индикаторов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте