search
main
0

Наша новая школа. От экспериментов и инноваций – к массовой практике

С 1991 года существует положение об экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования Москвы. За 18 лет активной экспериментальной и исследовательской работы в столичных школах осуществлены сотни инноваций, касающихся различных областей образовательного процесса.

На различных этапах требования и формы экспериментальной работы менялись, в 2006 году встал вопрос о дальнейшем продвижении наиболее эффективных инновационных наработок. Итогом стало возникновение городских экспериментальных площадок (ГЭП) второго уровня и на базе отдельных образовательных учреждений были созданы так называемые ресурсные центры, ставшие впоследствии центральным звеном инновационной сети. Это определило новый этап развития экспериментальной и инновационной деятельности.

Сегодня московское образование уже невозможно представить без экспериментальной и инновационной деятельности. Более тысячи школ Москвы задействованы в экспериментальной, исследовательской и инновационной работе. Около 60 образовательных учреждений стали ресурсными центрами для инновационной сети школ. Сейчас уже можно говорить о том, что идеология экспериментальной и инновационной работы стала общей для всего образовательного пространства Москвы, это выводит школы на новый уровень ответственности за ту деятельность, которую они реализуют. Все ли эксперименты равнозначны и дают реальные результаты? Как повысить уровень экспериментальной работы?

Сегодня мы переживаем следующий этап и следующую перестройку работы – это связано с развертыванием проекта «Строим школу будущего». По идее проекта необходимо создание цельной инфраструктуры развития московского образования, которая определила бы реальный переход к новой школе для всех образовательных учреждений города. В первую очередь это означает предъявление новых требований к экспериментальной деятельности и возникновение образовательных учреждений, берущих на себя функцию ресурсного центра определенной инновации.

Эти вопросы и стали центром обсуждения на ежегодной конференции по результатам работы городских экспериментальных площадок, завершающих свою работу в 2009 году, которая традиционно проводится в конце учебного года.

Первая часть конференции представляла собой работу по трем секциям, в рамках которых участники могли ознакомиться с результатами деятельности наиболее эффективных ресурсных центров из различных округов Москвы. На секциях рассматривались итоги работы ресурсных центров и требования к этой новой форме организации инновационной деятельности. Цель – определить условия, требования к деятельности, функции образовательного учреждения, берущего на себя роль ресурсного центра.

Что дает создание ресурсного центра самим учащимся образовательного учреждения? Взрослые начинают привлекать учащихся к инновационной работе – это и открытые занятия, и участие во взаимодействии с другими школами в подготовке, в проведении совместных мероприятий и многое другое. Например, ресурсный центр ГЭП-2 «Единая языковая политика школы» на базе ЦО №1296 (САО) в 2009 году становится базой проведения третьего лингвистического конкурса старшеклассников «Мы – будущее России». Ресурсный центр ГЭП-2 «Воспитательное пространство округа – социальная инфраструктура детства» на базе гимназии №1596 (ЗАО) стал инициатором создания сети школьных клубов: «Здоровью – да!»; «Открой себя миру»; «Этносфера»; «Территория мира и согласия»; «Миротворцы»; «Юные друзья Патримонито». Спецификой деятельности школьных клубов стало широкое самоуправление школьников и взаимосвязь этих клубов с другими научными, образовательными и административными учреждениями. Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что деятельность ресурсных центров становится хорошей основой для социализации учащихся.

Вторая значимая тенденция – стратегичность, при которой эксперимент затевается не ради эксперимента, а ради решения наиболее значимых вопросов, стоящих перед системой образования. Например, ресурсный центр на базе гимназии №1515 не замкнут только внутри себя, его деятельность тесно связана с деятельностью управления образования СЗАО и окружного методического центра, гимназия, чтобы определить для себя новый вектор развития, включилась в окружную программу развития и стала активным участником экспериментальной программы «Северо-Запад – научное будущее России: воспроизводство фундаментальной науки и стратегические типы занятости молодежи». На базе гимназии успешно действует секция Школы генеральных конструкторов «Ядерно-водородная энергетика», которая сегодня работает над новым проектом «Построение водородного города». Во взаимодействии ресурсного центра по проблеме введения индивидуальных учебных планов на базе Ломоносовской гимназии №1530 и Восточного окружного методического центра успешно отрабатываются уровни инновирования в организации учебного процесса. Ресурсный центр на базе учреждения дополнительного образования «Диалог наук» ЮЗАО – активнейший участник традиционной Ярмарки идей на Юго-Западе. Можно приводить и другие примеры, но при этом ясно – отличительной чертой для ресурсных центров становится их активное участие в реализации окружных и городских программ развития образования.

Третью тенденцию, опровергающую опасение, что образовательные учреждения, ставшие ресурсными центрами, превратятся в некоторую машину по инновации конкретных технологий, обозначили на конференции сами образовательные учреждения, выступающие в роли ресурсных центров. Избежать подобной однобокости возможно, если ресурсный центр начнет выстраивать приоритеты и брать ответственность за изменение образования в определенном направлении. Это очень четко прозвучало в выступлениях директоров ЦО №1423 (ЮВАО) и прогимназии №1819 (СВАО) «Модернизация художественно-эстетического образования», ставших ресурсными центрами, а также ресурсного центра площадки «Пушкинское слово» на базе гимназии №1521 (ЦАО).

Четвертая тенденция: все ресурсные центры построили свои схемы взаимодействия разноуровневых образовательных и административных учреждений в экспериментальном пространстве и использовали механизм трансляции результатов работы через систему «круглый стол – семинар – мастер-класс – конференция – курсовая подготовка на базе РЦ»; учебно-методический сетевой журнал (прогимназия №1819), деловые игры (школа №540 – ресурсный центр по сетевому взаимодействию образовательных учреждений, реализующих профильное обучение в ЮАО), локальная сеть, связывающая системы управления гимназией, образовательные ресурсы, медиацентр, учебные сервисы и межпредметные учебные классы в единую структуру (на базе ресурсного центра «Школа информатизации гимназии №1528 (ЗелАО).

Подводя итоги работы секций, ведущий специалист Департамента образования г. Москвы Е.Зайцева обратила внимание на необходимость взаимодействия ресурсных центров с ОМЦ, учреждениями дополнительного образования и научными организациями. Особенно важным, по мнению Елены Леонидовны, является отработка механизма трансляции результатов эксперимента и инновация современных подходов в работу массовой школы.

В завершении работы конференции состоялось пленарное заседание, в ходе которого участники имели возможность ознакомиться с наиболее интересными образовательными экспериментами, которые впоследствии планируется перевести в инновационные сети.

Доклад зав. лаб. ИСИ РАО С.Краснова посвящался организационным формам и образовательному содержанию деятельности детско-взрослых проектных объединений. Предметом инновации в рамках сетевой площадки является ряд модулей на основе проектных методов, а именно: гуманитарное проектирование и культурные традиции как содержание образования; социальное проектирование и развитие социально-образовательной среды; развитие школьной среды как предмет и результат проектного взаимодействия субъектов образовательного процесса; организационное проектирование; модель пропедевтики проектной деятельности учащихся на начальном этапе образования; модуль научно-методической разработки средств антропологической диагностики и социального мониторинга освоенности проектных методов.

Зав. кафедрой экономики МИОО Н.Калинина рассказала об опыте апробации программы «Основы предпринимательской деятельности на старшей ступени общего образования». Ключевым звеном эксперимента стало создание экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС) внутри ГОУ, а также налаживание взаимосвязи этой среды с бизнес-сообществом округа и города, за счет чего удалось расширить и образовательное пространство школ.

Заместитель директора Московского центра качества образования А.Татур посвятил доклад основным направлениям деятельности ГЭП по управлению качеством образования в образовательном учреждении. К этим направлениям, по мнению выступающего, относятся следующие: создание банка проверочных материалов для ВШК на основе Образовательных стандартов 2004 г.; проведение апробационных исследований педагогических измерителей; разработка инструментария для оценки уровня сформированности надпредметных умений; создание банка методик для оценки уровня социализации учащихся; разработка методик оценки качества образовательного процесса. Особый интерес вызвал представленный Александром Олеговичем проект нового образовательного стандарта требований. Речь идет о переходе от проверки общих учебных умений, навыков и способов деятельности к стандарту второго поколения – универсальным учебным действиям. Кроме того, в выступлении была представлена общая типология учебных умений с расшифровкой каждого типа.

Традиционный интерес у слушателей вызвало выступление научного руководителя одной из самых крупных экспериментальных площадок – сети языкового образования Г.Корниковой. Она показала направления развития языкового образования в столичных школах.

Выступление декана ФПК МГПУ С.Воровщикова посвящалось модели внутришкольной системы развития учебно-познавательной компетенции учащихся. Особое внимание Сергей Георгиевич уделил определению самого понятия учебно-познавательной компетенции. Также им были выделены структура и особенности общеучебных умений как универсальных для многих школьных предметов способов получения и применения знаний. Он подробно остановился на разработанном в рамках деятельности ГЭП элективном курсе для 9-10-х классов «Азбука логичного мышления», который, по его мнению, формирует общеучебное умение.

В завершение выступления было задано несколько управленческих векторов, способствующих реализации модели развития учебно-познавательной компетенции учащихся.

Выступлением, завершающим пленарное заседание, стал доклад С.Шлыковой, посвященный системе мониторинга развития способностей и компетенций на основе мыследеятельностного подхода. В выступлении было показано, каковы базовые способности и как школа может с ними работать – диагностировать и строить занятия для развития.

В заключение конференции Л.Алексеева еще раз обратила внимание на то, что экспериментальная деятельность стала в Москве массовым явлением, определяющим уровень современной экспериментальной работы. Она отметила чрезвычайную важность и необходимость внедрения новых норм экспериментальной работы. Конкретно эксперимент должен обеспечивать максимальное расширение образовательных возможностей учащихся и развития их способностей. Для этого он должен быть ориентирован на область высших достижений и решение социокультурных проблем; быть направлен на реальное создание школы будущего уже сейчас.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте