search
main
Топ 10
Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению Глава Минпросвещения: до 15 лет детям не стоит пользоваться интернетом Конфликты в учительской: какие они бывают и как с ними справляться Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Одаренные школьники Сочи получили именные премии Родителям российских школьников рассказали о важности трудового воспитания В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей Михаил Мишустин заявил, что физики и математики очень нужны стране Девятиклассники из курского приграничья получат аттестаты с отличием на особых условиях На Госуслугах заработал сервис по приему заявлений в колледжи Более 250 советников по воспитанию из семи регионов пройдут обучение в Омском педуниверситете Президент РФ считает, что книга – это важнейший источник просвещения
0

Наша новая школа. Инновации нуждаются в управлении

Александр РЫВКИН, директор Центра образования №1811 «Измайлово»: – Прежде чем говорить об управлении инновациями, надо определиться, инновации какого рода нам нужны. Нельзя забывать, что, когда речь идет об инновациях, о нашей новой школе, новое всегда противостоит старому.

В этом противостоянии можно выделить три основных случая отношения инновации и традиции:

Когда мы стремимся старое, традиционное полностью заменить новым, инновационным, это вариант либо революции, либо замещения (например, сноса ветхого жилья и строительства нового на освободившемся месте).

Когда в привычном традиционном механизме меняется какая-то часть на новую деталь при сохранении целого, это вариант ремонта или покупки новых аксессуаров к старой одежде.

Когда за счет взаимодействия инновационного и традиционного укладов возникает новое как синтез инновационного и традиционного, по моему убеждению, новая школа – это не нечто полностью изменяющее собой традиционный образец и не латание старого платья, а сочетание, взаимодополнение, синергетическое единство традиционного уклада и инновационного. Надо взять лучшее от традиции и лучшее от инноваций и ухитриться это совместить. Это и есть основная проблема управления, ключевая и узловая.

Второй важнейший вопрос – отношение инноваций к целям образования, а лучше сказать – к полноте целей образования. Инновации не самоцель. Нужно исходить из полноты целей общего образования. Например, последние 15 лет в нашем ОУ одновременно осуществляются три инновации.

Первая – театральная педагогика как реализация идей П.М.Ершова (деятельностно-игровая педагогика), в пределе и в пафосе: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв» (А.Пушкин).

Вторая – системо-мыследеятельностный подход, за которым стоят идеи Г.П.Щедлровицкого и достижения отечественной возрастной и педагогической психологии в лице В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и многих других соратников и последователей, в пределе и в пафосе: «Человек рожден для мысли и действия!». Это линия общих способов и способностей. Линия того, что школа должна учить мыслить.

Третья – ИКТ, школа информатизации, за которой стоят идеи Сеймура Паперта, а шире – идеи открытого информационного общества и изменения поведения человека в этих новых условиях.

Мне, как управленцу, важно именно взаимодополнение этих линий в контексте общего образования (чтобы не свалиться в образование специальное, подобное флюсу).

Для управленца основные точки внимания (и воздействия) – это:

– прививка и проращивание инновации в «инкубаторе» до состояния, когда можно уже говорить о появлении инновационного уклада в ОУ и о появлении команды;

– соорганизация традиционного и инновационного, недопущение прямой борьбы между основными субъектами;

– то же в отношении двух или нескольких инноваций и команд.

– поиск, построение, создание новой жизнеспособной модели ОУ как единого целостного организма, включающего в себя все нарисованные элементы. Это и есть эксклюзивная управленческая задача.

Инновация – разработка системно-мыследеятельностного подхода в нашем Центре образования «Измайлово» осуществляется на протяжении последних 15 лет, причем работа продолжается и сегодня. Несколько лет продолжался этап экспериментальный – работа с незаданным, негарантированным результатом. Мы пытались научиться работать с учащимися с разных возрастов и педагогами, используя принципы ОДИ, на материале основных учебных предметов, а также в связи с эстетическим образованием (театр). Результатом стали несколько восходящих к одному прототипу, но различных новых образовательных форм.

Собственно инновация – это обратный ход, заключающийся в привязке и вписывании найденных в эксперименте вариантов в традиционный уклад без разрушения того и другого и с получением синергетического эффекта. Помимо традиционного уклада у нас созданы две новые формы и служба проектирования и обеспечения инноваций.

Очень важен уровень работы с педагогической деятельностью.

Первая задача – вовлечение педагога в работу по ознакомлению с инновацией (в данном случае – с деятельностной игровой педагогикой), для этой работы должны быть найдены пространство и время. В ходе этой работы происходит первичная проба сил, накапливаются успехи и ошибки, складывается команда педагогов со сложными отношениями внутри.

Вторым важным моментом становится рефлексия существенных моментов нового педагогического опыта по сравнению с традиционным, она специально должна быть организована. В какой-то момент педагог должен быть поставлен в ситуацию самоопределения: как он дальше будет работать. Здесь могут возникнуть разные варианты: отказ от инновации и возврат к традиции, нежелательный вариант – зависание между старым и новым, хороший вариант – дальнейшее движение по инновационному пути.

Преграда на пути к новой школе – то, что сегодня школа занята пустой бумажной работой, в основном не имеющей никакого отношения к непосредственно школьной работе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте