Про таких говорят: певица от Бога. И голосом, и красотой, и статью – всем взяла. Все в ней как бы сложилось для того, чтобы радовать глаз и согревать людям душу. И когда она плавной походкой выходит на сцену с высоко поднятой головой и окидывает зал восхищенным взглядом, по рядам невольно проносится шепот: «Это кто ж такая? – Алена Романова. – Романова? Хороша! Уж не родственница ли она русским царям?»
– Алена, а на самом деле вы не имеете никакого отношения к царскому дому Романовых?
– Прямых наследников престола в нашей семье нет – это уж точно. Хотя у отца в роду были представители известного дворянского рода Нарышкиных. Кстати, мой папа очень похож на последнего русского царя Николая II, но и только. А на самом деле мои родители обычные люди, которые очень любят музыку. И первые мои выступления были в семейном ансамбле, когда мне было всего три года.
– А что исполнял ваш семейный ансамбль? Как и вы, старинную русскую песню?
– Нет, мы пели популярные советские песни. А о старинной русской песне я практически ничего не знала до 15 лет. Училась в обычной музыкальной школе в своей родной Туле. Увлекалась джазом и пела в самодеятельном ансамбле русской песни.
И вот однажды я совершенно случайно попала на репетицию ансамбля «Услада» Тульской филармонии и услышала, как они поют старинную русскую песню. Меня это настолько поразило, что я разрыдалась прямо в зале. Это заметила руководитель «Услады» Марина Олеговна Федосеева. Она подошла ко мне, успокоила и сказала: «Все с тобой понятно – ты наша девочка».
Она меня прослушала и посоветовала серьезно заняться традиционным народным пением и изучением русской традиции. Мне показалось это очень интересным, и по окончании музыкальной школы я поступила в Тульское музыкальное училище им. А.Даргомыжского. Большим счастьем для меня стало приглашение Марины Олеговны войти в состав творческого коллектива ансамбля «Услада», который состоит главным образом из студентов нашего училища.
Мы колесили по деревням и селам России – там, где народная музыкальная культура еще жива, – слушали и записывали обряды, песни, игры. И что интересно, в каждой области своя песня, своя манера исполнения.
Богатейшие песенные традиции – в Воронежской, Белгородской, Липецкой и многих других областях России. И мне очень обидно слышать, когда говорят, что в Тульской области песенной традиции практически нет, я всегда на этот счет могу аргументированно поспорить и доказать обратное. У нас в Туле богатейшая песенная традиция, и репертуар нашего ансамбля «Услада» тому доказательство. Его репертуар большей частью построен на музыкальном материале, собранном в нашем крае.
– Интересно, а как вы собираете этот материал? Записываете на магнитофон?
– Да. Или на диктофон. А по возвращении из экспедиции делаем текстовые и нотные расшифровки. У меня дома целые нотные тетради таких расшифровок. Я часто работаю с ними и не перестаю удивляться, насколько богатая у русского народа песенная традиция. Иная песня просто пугает своей музыкальной сложностью, и невольно поражаешься тому, с какой точностью ее могут петь простые наши русские бабушки и как они сохраняют все это богатство, не владея нотной грамотой, не делая аудиозаписей.
– Алена, а где вы берете свои замечательные костюмы?
– Там же, где и песни, – собираю по деревням, точнее, покупаю. Но бывают случаи, когда люди дарят мне вещи. У меня есть льняная рубашка с необыкновенно красивыми ткаными рукавами, которую мне подарила одна бабушка просто за то, что ей понравилось, как я пою. А ведь этой рубашке просто и цены нет. И мастерицы, создавшей это чудо, уже давно нет на белом свете, а красота, ею созданная, живет.
– А вы устраиваете в деревнях концерты?
– Нет. Просто иногда пою бабушкам, чтобы они сказали мне свое мнение о том, насколько правильно я исполняю ту или иную песню.
– А почему вы всегда говорите только «бабушки»? А где же дедушки?
– Дедушек старых, таких, кому за восемьдесят, в наших деревнях мало осталось. А бабушки, слава Богу, еще живы. А главное то, что большая часть крестьянской песенной культуры создана женщинами. В русских деревнях мужику за каждодневной тяжелой работой чаще всего было не до песен. Тогда как женщины коротали долгие зимние вечера у прялки, жали рожь, ходили по воду – и все с песней.
– То есть им жилось полегче, чем мужикам?
– Да нет, конечно. Судя по текстам большинства песен, судьба русской женщины в то время, как правило, была нелегкой, а подчас и трагичной. Ведь, по сути, женщина была бесправной не только как крепостная, но и бесправная в семье, где властвовал муж или свекор, или свекровь. И часто девушек выдавали за нелюбимого, за постылого против ее желания.
Может быть, поэтому один из самых трогательных и печальных моментов в обряде свадьбы – девичник. На него приходили подружки невесты. И пели – вначале о веселом девичестве, о счастливом и беззаботном времени, проведенном вместе, а потом о предстоящей свадьбе, о жизни в далеком краю в чужой семье, о тяготах и горестях замужества.
Мы с подружками очень любим эти песни и, когда кто-нибудь из нас выходит замуж, обязательно собираемся на девичник и так же, как сто лет назад, поем и плачем и сами не знаем почему. Хотя все, как правило, выходят по любви и живут рядом с родителями, но как только начинаем петь песни подружке, слезы поневоле брызжут из глаз.
В августе у меня будет свадьба. Я обязательно соберу девичник и наревусь вволю.
– Это еще зачем?
– Примета есть такая. Народная. Чем больше девка выплачет слез на девичнике, тем меньше их останется для семейной жизни.
– Не помешает ли брак вашей певческой карьере?
– Мой жених с пониманием относится к тому, что мне приходится помногу работать, ездить по стране с гастролями. Но если он скажет, что мои частые отлучки могут помешать нашей семье, я его послушаю, что тоже в традиции русской женщины, и сосредоточусь больше на домашнем хозяйстве и на постижении наук.
Сейчас я учусь в музыкально-педагогическом институте им.М.М.Ипполитова-Иванова на отделении «Сольное народное пение». Считаю, что в это трудное время наш народ, как никогда, нуждается в возвращении к своим истокам и здесь большую роль может сыграть народная музыкальная культура.
Сегодня все больше растет интерес к старинной русской песне: в прошлом году в Москве прошел I Всероссийский конкурс этнической музыки, на котором мне посчастливилось стать дипломанткой. Летом мы с ансамблем «Услада» были на гастролях в Чебоксарах. Наше выступление под открытым небом длилось 4 часа. Но мы работали без тени усталости, потому что видели море восторженных глаз наших зрителей, в основном это была молодежь, и петь для такого благодарного зрителя было одно удовольствие.
– А как вы считаете, почему у людей сегодня стал проявляется повышенный интерес к русскому старинному пению?
– Сегодня время непростое, и многие люди просто нуждаются в неком источнике духовных сил. Ценности, которые пришли к нам с Запада, в данном случае совершенно бесполезны. А наша старинная песенная культура – это как раз и есть тот кладезь светлой и неисчерпаемой духовной силы русского народа.
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Комментарии