search
main
0

Наша ферма на YouTube

Забота не бывает излишней даже в дистанционном режиме

Задача взрослых – научить малыша защищать даже самое невзрачное животное, относиться к нему с вниманием и заботой. Но как городскому ребенку привить любовь и гуманное отношение к животным, которых он, возможно, видел только на картинке?

Неожиданно мне представилась возможность передать личный опыт общения с домашними животными и показать детям, как много пользы человек получает от них. Это было во время самоизоляции 2020 года. Мне очень хотелось поддерживать связь с детьми, с которыми я проработала всего семь месяцев. Сделать это было возможно только дистанционно. Это были дети 2-3 лет.

Сначала я стала на видео читать для них книги. Давала задания для детей и родителей. Обратная связь была очень хорошая. Родители присылали рисунки детей, их ответы на вопросы. Я искала в Интернете интересные опыты, проводила их и отсылала отснятый материал.

Но еще мне хотелось систематизировать наше общение, задать какую-то общую тему для видео. В этот период я жила в деревне, где есть небольшое хозяйство. Поэтому для своего проекта я выбрала раздел «Животные», который как часть познавательного развития начинается в младшей группе и продолжается до подготовительной включительно.

На всех занятиях раскрывается эта тема. И я решила по-новому подойти к ней, используя имеющиеся возможности.

Мир, в который приходит ребенок, уже населен не только людьми, но и другими разными формами жизни. Дети тянутся к живым существам, и надо поддерживать это, не сводить знакомство с животным миром к набору фактов о среде обитания и кормовой базе животных. Надо показать детям, что живые существа обладают характерами и эмоциями, что они, так же как человек, испытывают боль и страх, что они умеют радоваться и испытывают чувство привязанности. Именно это понимание помогает воспитать в детях чувство сострадания к животным.

Я стала снимать небольшие видео – репортажи о жизни животных на ферме. Так появился экологический проект «Домашние животные». Цель этого проекта – воспитание гуманного отношения к животным-производителям.

Отснятый материал разместила на YouTube-канале. Этот материал родителей и детей впечатлил еще больше, они присылали много комментариев в общую группу и лично мне в WhatsApp.

Видео я разбила на плейлисты по темам «Козы и корова», «Курочки и цесарки», «Жизнь цыпленка, который заболел».

Отдельно отсняла целый цикл видео о развитии цыплят – от яйца в инкубаторе до молодых курочек и петушков. Наблюдение за тем, как зарождается жизнь, особенно помогает в воспитании гуманности. Подробно удалось рассказать детям и о цыпленке, который заболел, но благодаря заботе человека выздоровел, превратился в прекрасную курочку. Дети переживали за судьбу цыпленка. Знакомя детей с животными фермы, я не только рассказывала о них как о представителях своего вида. Дети узнали, как зовут всех обитателей фермы, о том, что даже у одинаковых животных могут быть совершенно разные характеры и предпочтения.

Молодой поэт Натали Верна написала два стихотворения – «Инкубатор» и «Козленок Лучик», которые я прочла на видео для детей. Эти стихи были написаны специально для проекта, он стал еще более интересным и объемным.

Я продолжаю размещать видео о жизни на маленькой ферме. Также отдельной темой стали видеорассказы об электроприборах, которые используются на ферме как для ухода за животными, так и для выведения нового потомства. Рассказывая о домашних животных, я показываю роль человека и стараюсь сформировать положительное отношение к труду фермера, знакомлю с профессией «ветеринар». Есть еще одна тема, которая пока мной не раскрыта, но буду работать в этом направлении, – бездомные животные. Все видео я снимаю с учетом возрастных особенностей детей. Они короткие, сопровождаются рассказами простым языком с обращением непосредственно к детям, вопросами к ним и паузами, предполагающими ответы детей. Но также видео с удовольствием смотрят и взрослые. Одна мама написала мне, что ее дочка смотрит сюжеты с фермы вместо мультфильмов.

Во время живого общения с детьми и создания онлайн-проекта мной были сформулированы принципы, помогающие привить гуманное отношение к животным у детей:
1. Дать детям представление о том, что жизнь питомца – это ценность, а долг человека заботиться об окружающих его живых существах. В своей работе я советую родителям во время прогулок обращать внимание детей на всех живых существ, каких они встретят на прогулке, и сразу показывать приемлемые и неприемлемые способы коммуникации с ними. Ведь ребенок ежедневно встречается с разнообразием природы: муравьи, бабочки, птицы, соседские животные, которых можно погладить, если разрешит хозяин. А сколько пользы от простой кормушки, сделанной из пластиковой бутылки! Для ребенка в ней пользы не меньше, чем для самих птиц. Он учится быть ответственным: надо принести корм, напомнить взрослым подсыпать корм в кормушку или почистить ее. В своей работе я прошу детей напоминать про кормушку не потому, что я забыла, а чтобы они помнили о птичках, которые мерзнут за окном.

2. Взрослые не должны насмехаться над животными, особенно если животное ведет себя, казалось бы, смешно из-за каких-то дефектов. Пример: в курятнике была курочка, у которой ножки разъезжались из-за нехватки витаминов. Дети смеялись над ней, пока взрослый не объяснил, с чем это связано. Ребятам стало стыдно, было видно, что им искренне жаль курочку. Они не бездействовали, а спросили, чем можно помочь. Надо научить ребенка радоваться, наблюдая за поведением животных, и замечать, если что-то не так.

3. Игры, в которых есть прямое или косвенное жестокое отношение к животным, должны быть под запретом.

4. Стараться тратить экранное время детей на контент, развивающий гуманное отношение к животным: предлагать к просмотру познавательные и добрые фильмы о животных, каналы и программы, показывающие жизнь животных.

5. Необходимо читать книги, в которых герои – животные, затрагивать вопросы бережного отношения к животным.

Как результат работы с ребенком над формированием гуманного отношения к живым существам:
1. Малыш научится состраданию и милосердию. И это чувство будет транслироваться на людей.

2. Ребенок станет более ответственным, и эта черта характера очень поможет ему в жизни.

3. Маленький человек станет более толерантным.

4. Знания ребенка об окружающей его действительности значительно расширятся.

Вывод: необходимо формировать гуманное отношение к животным. Делать это можно как в личном общении, так и дистанционно через аудио- и видеоматериалы. Но в первую очередь привлекать родителей к воспитанию в детях чувства милосердия и сострадания.

Отношение к животным показывает, как будет вести себя ребенок, если получит власть над живым существом. Можно заметить, что дети, которые милосердны к живым существам, более открыты и тактичны в общении с людьми. Не надо ждать, пока ребенок вырастет и станет ответственным по отношению ко всем живым существам. Необходимо с детства воспитывать в нем доброе отношение к животным, и это задача педагогов и других значимых для ребенка взрослых.

Анжела ВЕРНА, воспитатель школы №1273

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте