Россия – это великое государство с богатой историей, прошедшее через множество испытаний, принимавшее участие во многих войнах. Пусть не все из них были успешными, но неизменно одно – доблесть и отвага русских солдат. Это явление зафиксировано во многих письменных источниках и по праву может считаться достоинством русского народа.
Во многих войнах, где численный перевес был на стороне врага, Россия смогла одержать победу исключительно благодаря боевому духу, который присутствовал как в сердцах обычных солдат, так и в сердцах офицеров, командиров. Желание сражаться не может появиться просто из воздуха, оно возникает в процессе сплочения, взаимовыручки и поддержки. Умение объединить усилия в трудную минуту, работать сообща и помогать ближнему воспитывалось в русских людях в течение многих столетий и, как показывает практика, вжилось в русскую кровь, стало частью ДНК.
Патриотическое воспитание пришло на Русь вместе с христианством и новыми идеалами, иными взглядами на действительность. Среди воинов начинает формироваться идея жертвенности как неотъемлемого компонента служения Отечеству. До пришествия христианства на Русь воины-язычники ставили главной целью победу в сражении, захват добычи, а не стремление отдать жизнь за помощь собрату, сохранение жизни государю.
Во времена древней Руси личный состав княжеской армии состоял из дружинников, они также были и советниками князя. Их с самого детства учили быть смелыми и самоотверженными во имя защиты родного государства.
В период феодальной раздробленности на Руси и монголо-татарского ига подготовка с ранних лет воинов к службе перестала иметь системный характер и потеряла былое значение.
В XV-XVII веках менялось отношение народа к правителю и государству. После эпохи монгольского нашествия и феодальной раздробленности русские люди поняли, что Русь – единое целое, все народы, проживающие на ее территории, представляют собой единую нацию и имеют общую культуру. Это повлияло на формирование регулярной национальной армии. В это время служение правителю приравнивалось служению государству. Наглядным примером этого может являться период правления Ивана Грозного, который венчался на царство. Юным воинам внушали, что предательство государя означало измену Отечеству.
Новый толчок в развитии патриотического воспитания детей был при Петре I. В возрасте 11 лет будущий император создал потешные полки, которые впоследствии стали основой элитных войск Российской империи. Император был патриотом абсолютно во всем и вошел в историю под именем великого реформатора. Его реформы действительно были направлены на улучшение государства. Таким образом, со времен правления Петра I важным примером для патриотического воспитания молодежи является личность главы государства. Помимо этого незадолго до смерти императора был учрежден первый кадетский корпус, который впоследствии подарил России множество талантливых военачальников.
П.А.Румянцев и А.В.Суворов считали, что послушание и дисциплина в армии основываются не на наказании, а на сознательном отношении к делу защиты Отечества. Позднее ученик Суворова М.И.Кутузов говорил, что «не численность войск, но именно их храбрость, рвение и дух, их оживляющие, по большей части решают успех». Действительно, в этих словах трудно усомниться, ведь, несмотря на превосходство армии противника, Россия выиграла в Отечественной войне 1812 года именно благодаря боевому духу бойцов и командования.
В советский период перед правительством встала задача укрепить свои позиции в стране за счет верных, инициативных граждан, которые поддержат государственную власть при любых ее решениях, в том числе в условиях войны. В трудное время было очень тяжело найти верных приверженцев нового уклада, поэтому правительство решило вырастить верных подчиненных. Для этого создавались пионерские, комсомольские, образовательные организации. Их основной целью было воспитание патриотичных и инициативных граждан.
Сегодня миссию воспитания гражданственности в молодежи приняла Юнармия. Также свою активную работу ведет Российское движение школьников. По всей России ежегодно проходит акция «Бессмертный полк», которая позволяет поддерживать и чтить память обо всех участниках Великой Отечественной войны. В нашей школе популярны волонтерские отряды «Мы этой памяти верны», «Призвание», «Долг памяти», «Твори добро». А «Разговоры о важном» позволяют говорить о том, что нам дорого.
С 1 сентября в каждой российской школе в начале учебной недели происходит подъем флага, сопровождающийся гимном Российской Федерации. Мне и самому удалось стать одним из флагоносцев на этой церемонии, и это большая честь. В такие мгновения мы все ощущаем огромную гордость не только за себя, но и за свою страну и чувство причастности ко всему, что в ней происходило и происходит. Поэтому поднятие флага однозначно положительно сказывается на воспитании гражданских качеств у учащихся.
Патриотическое воспитание – это очень важный критерий, который влияет на будущее государства и всей нации.
Тимур ЧЕРКАШИН, ученик 10‑го класса школы №1542
Комментарии