Надежда ШОКАРЕВА, учитель математики школы №80 Владивостока, по итогам конкурса творческих работ «Учительская семья» получила специальный приз Общероссийского профсоюза образования. «Наша династия состоит из двух ветвей, – пишет в краткой аннотации к своему эссе Надежда Сергеевна, – с моей стороны – учителя и наставники, работающие на Дальнем Востоке, с другой стороны – родственники мужа, работающие учителями в сельских школах Томской области. География моей работы учителем простирается от острова Шикотан до города Сочи».
Нам не дано предугадать,Как наше слово отзовется…Ф. И. Тютчев
Желание стать учителем зародилось во мне, наверное, еще в раннем детстве. В те послевоенные годы, когда многие стали учиться в вечерней школе, соседские дети, да и взрослые по вечерам приходили к моей маме, чтобы она помогала в приготовлении уроков. Как-то я спросила: «Почему ты всем объясняешь, помогаешь?» Ведь работы хватало до самой ночи, да нас четверо малышей. А она ответила, что всегда мечтала стать учителем, но не довелось, так как была старшей в семье, рано потеряла родителей и пришлось самой быть «мамой» для младших.
Читая научную литературу о физике плазмы, я очень увлеклась этой темой и решила поступать в Томский политехнический институт, чтобы после окончания вуза заняться научной работой. К сожалению, девушек на физико-технический факультет не брали. Мне предложили поступить на другой факультет. После года учебы поняла, что это не мое. Работа в студенческом отряде «Голубая стрела» мне понравилась, и я решила еще поработать проводником на железной дороге. За три года объехала весь Советский Союз. Однажды разговорилась с пассажиркой. Она оказалась учителем со стажем, рассказывала с большим увлечением о своей работе. Смотря в ее горящие и счастливые глаза, я поняла, что это то, о чем я мечтала. Я вспомнила мамину мечту, которую она не смогла осуществить, и твердо решила: «Стану учителем!». В 1974 году поступила в Томский государственный педагогический институт на физико-математический факультет.
Мой папа, Сергей Сергеевич САРНАЕВ, – почетный житель города Хабаровска, наставник молодежи. Он долгое время работал бригадиром комплексной строительной бригады, которая была площадкой для прохождения практики учащихся ПТУ.
Людмила Сергеевна ИВАШКИНА, моя сестра, с детства любила читать, ее сочинения всегда выделялись глубиной мысли, интересным сюжетом. В школе их часто зачитывали на уроках. Поэтому после окончания школы она точно знала, что станет учителем. Окончив Хабаровский государственный педагогический институт, сестра более 20 лет проработала учителем русского языка и литературы в сельских школах Хабаровского края. Людмила – очень творческий человек. Сейчас она работает школьным библиотекарем в Хабаровске.
Томский государственный педагогический институт я окончила в 1979 году, но работать начала еще в 1978-м, учась на пятом курсе института, поскольку в школах Томска не хватало учителей. По распределению поехала в Кривошеинскую среднюю школу, где на августовской конференции познакомилась с будущим мужем. Николай Андреевич ШОКАРЕВ, старший мичман, был инструктором штурманского класса, готовил штурманов для прохождения службы на кораблях Дальневосточного пограничного округа из ребят, призванных в армию. Его мама Лия Александровна, учитель русского языка и литературы, говорила сыну: «Если хочешь, чтобы дома всегда были тетрадки и учебники, вместо ужина – педсовет, в выходной – турпоход с учениками, то женись на учительнице». Когда Николай привел меня знакомиться, он сказал: «Помнишь, мама, что ты мне говорила? Так вот, я запомнил последние слова – женись на учительнице». Так появилась новая семья. Я стала продолжателем учительской династии по линии мужа, у него все близкие родственники были педагогами.
Моя свекровь Лия Александровна ШОКАРЕВА – заслуженный учитель Российской Федерации. 33 года она посвятила детям, работая учителем, завучем, директором в школах Томской области, причем ее активности хватало и на общественную работу, Лия Александровна избиралась депутатом сельского совета. Сейчас ей 78 лет, и до сих пор к ней приходят ее ученики. В то время, когда она была директором школы села Петровка, школа считалась лучшей в районе.
Мой свекор, Андрей Васильевич ШОКАРЕВ, после войны почти 40 лет преподавал музыку, рисование и черчение в сельских школах Томской области. Его уроки прививали детям любовь к музыке и творчеству. Сам Андрей Васильевич играл на любых музыкальных инструментах, кроме органа. Был редким умельцем (мог даже вручную выточить ось маятника), а также хорошим портретистом и пейзажистом. Его картины и мозаика украшали стены зданий села Молчаново.
Владимир Андреевич ШОКАРЕВ, брат мужа, более 25 лет работает учителем труда и ОБЖ в Малиновской средней школе Томской области. Его жена, Ирина Ивановна ШОКАРЕВА, более 20 лет преподает музыку и труд в той же школе. Их дочь Ксения окончила Томский педагогический университет и начала преподавать русский язык в колледже.
Сестра свекрови, Роза Александровна ШАХВОРОСТОВА, также более 30 лет посвятила обучению детей в сельских школах Томской области. Работала учителем, директором школы, инспектором, а затем заведующей роно.
Ее сын, Сергей Иванович ШАХВОРОСТОВ, после службы в армии, вернувшись в Кривошеино, работал педагогом дополнительного образования Кривошеинского дома пионеров, руководил судомодельным кружком.
Одна из моих дочерей, Мария, окончила Владивостокский педагогический колледж по специальности учитель английского языка. В настоящее время учится в институте.
Я, Надежда Сергеевна ШОКАРЕВА, почти 30 лет проработала в школах, сначала в Томске, потом в селе Кривошеино Томской области, затем, выйдя замуж за военного, проехала по всей стране: остров Шикотан, село Малокурильское, Владивосток, Сочи и снова вернулась во Владивосток, где работаю уже 18-й год.
Ежегодно, выезжая в отпуск и встречаясь с родственниками, мы проводили семейные педсоветы, делились опытом, впечатлениями: «Как на Шикотане? А в Сочи? А в Хабаровске? Есть ли разница?» Я рассказывала, какая замечательная школа была на Шикотане до землетрясения, какой прекрасный музей-панорама там работал, где были собраны чучела всех птиц, обитающих на острове. Даже был интересный случай, в который мало кто верил. Наша директор Ирина Ивановна написала Михаилу Горбачеву о школе и музее, и Раиса Максимовна прислала в ответ письмо и фотографию, где они с Михаилом Сергеевичем запечатлены около Китайской стены. Мы, все жители маленького села, гордились тем, что о нашей школе знал сам президент Советского Союза.
В настоящее время я преподаю математику в школе №80 города Владивостока, а также занимаюсь общественной работой. В течение шести лет была председателем профкома школы, пятый год возглавляю профсоюзную организацию работников образования Ленинского района Владивостока. В свободное время люблю посещать театр, слушать классическую музыку на концертах и фотографировать.
У меня есть маленькая внучка Аленка, которая, надеюсь, тоже будет учителем. По-моему, она понимает меня с полувзгляда и очень любит наблюдать, как я проверяю тетрадки.
Всю жизнь меня окружают люди, посвятившие себя такому нелегкому труду, как обучение молодого поколения, – учителя и наставники.
Комментарии