search
main
0

Наша цель – конвергентность

В 2012 году наша школа включилась в образовательный эксперимент под названием «Курчатовский проект», цель которого – разработка и внедрение в современную практику учебно-методического освоения учащимися метапредметного и интегрированного междисциплинарного содержания образования.

Актуальность проекта можно обосновать внешними и внутрисистемными причинами. По мере роста наших знаний о природе человечество начало искусственно делить единую природу на сегменты для их более легкого изучения. Так возникли физика, химия, биология, геология, в результате этих процессов человечество постепенно сформировало узкоспециализированную систему науки и образования, которая существует и успешно действует до сегодняшних дней. В настоящее время благодаря качественному скачку в развитии науки произошла ее трансформация. Речь идет о конвергенции – объединении, взаимопроникновении наук и технологий. Приоритетом становится междисциплинарный подход вместо узких специальностей, обеспечивающий возврат к единой целостной картине мира. По данным социологических исследований, только в 2009 году новой информации было создано больше, чем за предыдущие 5000 лет, объем новой технической информации удваивается каждые два года. В этих условиях знаниевое научение стало утрачивать смысл. Невероятный поток информации, которая устаревает быстрее, чем ученик окончит школу, уже невозможно «втиснуть» в программы. Обучение «вечным истинам», разумеется, необходимо, но без умения обновлять оперативную часть своего культурного опыта ученик не может считаться подготовленным к жизни. В современных условиях отпала необходимость перегружать память учащегося истинами «про запас», необходимо научить школьников добывать эти знания самостоятельно и пользоваться ими. Происходит переориентация образования на междисциплинарную интеграцию, компетентностный, системно-деятельностный, метапредметный, личностно ориентированный подходы.Отрадно, что в современных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС) впервые в истории отечественного образования легитимно на государственном уровне умения учиться выделены как самостоятельный и важный компонент содержания образования; в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».Что нам дал этот проект?В первую очередь великолепно оснащенные конвергентные лаборатории. На настоящий момент у нас работают две лаборатории – физическая и химическая, – кроме того, есть передвижные лаборатории, с помощью которых можно проводить исследования и за пределами школы. Используя конвергентные лаборатории, мы учимся формировать конвергентное мышление. Мышление конвергентное (лат. convergere – приближаться, сходиться) – характеризуется сведением вместе всех сведений относительно имеющейся задачи, то есть синтезом информации о проблеме в поисках ее решения. Основным методом образования, соответствующего этому запросу, стала проектно-исследовательская деятельность учащихся, причем в эту деятельность учащиеся включаются уже на этапе начальной школы. Процесс развития растений ребенок познает в результате практического пошагового наблюдения процесса роста обычного кабачка от момента проклевывания из семени до созревания плодов, наблюдая и фиксируя каждый этап. А вы задумывались о том, как рождается книга? Ученица 4-го класса проследила за этим процессом от первого шага – вырубки деревьев – через деревообрабатывающий комбинат, типографию, работу писателей и художников до появления ее на полке книжного магазина. Еще одна ученица пытается разобраться, что же полезнее есть на завтрак – кашу или гамбургер. Для этого ей приходится изучать теоретическую базу, проводить практические испытания на своих одноклассниках, анкетирование, обобщать результаты и делать выводы. А какое количество материалов приходится изучить ребятам, работая над любой из этих тем!На этапе средней ступени образования ребята продолжают самостоятельно изучать имеющийся опыт, накопленный человечеством, они учатся самостоятельно выдвигать гипотезы и доказывать их справедливость. На третьей ступени образования мы выходим на профильность. В нашей школе работают три профиля: социально-экономический, гуманитарный и физико-математический. «Курчатовский проект» продолжает свою реализацию в классах физико-математического профиля. Учащиеся этих классов работают над своими проектами под непосредственным руководством преподавателей московских вузов, – например, на сегодняшний день установлена тесная взаимосвязь с МГТУ им. Баумана. На основании совместно подписанного договора многие ученики нашей школы поступают в МГТУ имени Баумана благодаря участию в олимпиаде «Шаг в будущее», успешно защищая свои научные проекты. Эффективность работы профильного класса подтверждается количеством учащихся, поступающих в технические вузы. «Курчатовский проект», безусловно, дает возможность развития метапредметных знаний, созданные в школе лаборатории способствуют активизации проектно-исследовательской деятельности учащихся. В следующем учебном году мы планируем открыть лаборатории биологии и географии, класс химико-биологического профиля, заключив договор с Первым медицинским Университетом имени Сеченова. Макс Хартман трактовал принцип конвергентности как поиск объективного конечного результата. Мы – в поиске! Елена УРАЕВА, учитель математики школы №962, Игорь ДЕМУШКИН, ученик 4-го класса

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте