search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями  Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

Наша цель достижима, а с проблемами мы справимся

​Нет смысла долго убеждать друг друга в том, что социальная интеграция инвалидов – естественный процесс, обусловленный не только и, наверное, не столько проявлением гуманизма к одной части общества, сколько потребностями всего общества и государства.

Очевидно, что образование инвалидов, и в частности детей-инвалидов, – это важнейший аспект их социальной интеграции. Вопрос, который стоит перед нами сегодня, имеет гораздо более конкретный характер и даже скорее практический: в каких условиях дети-инвалиды должны получать образование и что нам для этого нужно сделать?Уже на протяжении нескольких десятков лет существует такое понятие, как инклюзивное образование. Если обратиться к международным документам по этому вопросу, документам ЮНЕСКО, то инклюзивное образование предполагает включение в образовательный процесс доступа к качественному образованию всех без исключения обучающихся с учетом разнообразия их образовательных потребностей преимущественно в обычной школе.Безусловно, есть различные категории детей, которым в силу тех или иных медицинских, социальных или социально-педагогических показаний требуется обучение в специальных образовательных учреждениях. Допустим, в нашей стране дети, нуждающиеся в длительном лечении, получают образование в образовательных учреждениях санаторного типа, или дети, отбывающие наказание в воспитательных колониях, получают образование по месту своего пребывания. Но практика доказала, что подавляющее большинство детей может и, наверное, должно быть интегрировано в обычную образовательную среду, получать образование в условиях обычной школы, детского сада или другого учебного заведения. И это, вне всякого сомнения, относится и к большей части детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно об этом говорит статья 24 Конвенции о правах инвалидов.Инвалиды должны иметь доступ наравне с другими к инклюзивному качественному и бесплатному образованию, соответственно задача, которая перед нами стоит, – обеспечить создание вариативных условий для получения образования всеми детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами с учетом особенностей их психофизического развития. Исходя из этого положения и формируется в последние годы государственная политика нашей страны в области образования. Сегодня все решения принимают с учетом необходимости обеспечить доступность образования для детей-инвалидов, при этом в качестве приоритетного направления этой деятельности рассматривается именно развитие их совместного образования со здоровыми детьми. Это прослеживается во всех последних документах, утвержденных президентом, правительством. Наиболее ясно, наверное, эта позиция видна в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», где совершенно четко прописано: в каждой школе должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.Безусловно, это все появилось не просто так. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои явные преимущества. Оно позволяет детям обучаться в обычной школе, как правило, по месту жительства, соответственно создаются условия для воспитания и развития ребенка в семье без помещения его в интернат на длительный период, дает возможность обеспечить общение с нормально развивающимися сверстниками. Все это, естественно, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации детей и их интеграции в общество.Что касается форм образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то эти формы могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатка его развития. Например, достаточно давно у нас наряду с коррекционными учреждениями существуют коррекционные классы, которые создают в общеобразовательных учреждениях. В последние годы активно развивается и такая форма, как обучение детей-инвалидов вместе со здоровыми детьми в обычных классах общеобразовательных школ. Действительно, более 50 процентов сегодня у нас обучается в обычных и коррекционных классах общеобразовательных учреждений.Что же нам нужно для того, чтобы дальше двигаться в этом направлении? Прежде всего это правовая база. Российское законодательство в принципе уже и сегодня, и достаточно давно предусматривает гарантии для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей при решении вопроса о выборе образовательного маршрута для детей этой категории. Ничто в законе не препятствует праву такого ребенка обучаться в любом образовательном учреждении, а направление в коррекционную школу и даже в коррекционный класс общеобразовательной школы может осуществляться только при наличии соответствующих показаний и с обязательного согласия родителей. Тем не менее понятно, что с учетом изменения приоритетов в свете присоединения Российской Федерации к Конвенции о правах инвалидов в последние годы идет целенаправленная работа по корректировке федерального законодательства, с тем чтобы еще более четко расставить акценты и максимально урегулировать все вопросы, связанные с организацией образования, в том числе инклюзивного образования инвалидов.Можно отметить такие важные документы, принятые Министерством образования и науки РФ за последние несколько лет, как требования к программе дошкольного образования, образовательные стандарты, все нормативные акты, которые касаются государственной аттестации выпускников общеобразовательных школ и правил приема в вузы и ссузы.Значительное количество норм, регламентирующих эту сферу, включено в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе с учетом предложений экспертов, гражданского общества в целом. Прежде всего законопроект вводит такое понятие, как «специальные условия получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья». Такие условия предусматривают создание безбарьерной среды их жизнедеятельности, и в частности создание в образовательном учреждении материально-технических условий для беспрепятственного доступа и обучения инвалидов, комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся этой категории и оказание им при необходимости технической помощи, использование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, средств обучения и специальную подготовку кадров для работы с такими обучающимися. В законопроекте предполагается установить, что нормативы финансирования деятельности образовательного учреждения будут в обязательном порядке предусматривать расходы на создание таких специальных условий обучения и воспитания инвалидов.Параллельно идет работа по уточнению положений федеральных образовательных стандартов в части реализации этих стандартов и их методического обеспечения в том, что касается обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего это относится к обучающимся с умственной отсталостью, задержкой психического развития, но с учетом того, что жизнь не стоит на месте, принятые образовательные стандарты, видимо, будут скорректированы в части дополнения их специальными требованиями для обучения этой категории детей.Второе важнейшее направление – создание материальных условий для обучения инвалидов в общеобразовательном учреждении. Для практической реализации этого направления в рамках государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы» в регионах формируется сеть базовых образовательных учреждений общего образования, которые организуют совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Значительные средства выделяются на эти цели: только из федерального бюджета – 9 млрд рублей и еще большая сумма соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации. Реализация программы позволит нам в течение пяти лет создать условия для беспрепятственного доступа и обучения инвалидов в 20 процентах общеобразовательных учреждений. Это будет примерно как минимум 10 тысяч школ. В рамках программы уже в прошлом году создано 300 таких учреждений, в этом году будет еще 450, к началу следующего года мы планируем выйти на цифру около 3 тысяч таких учреждений.Третье – это обучение кадров. В рамках той же программы планируется за пять лет обучить 24 тысячи специалистов базовых школ и психолого-медико-педагогических комиссий, знания и опыт которых в дальнейшем будут использоваться и в рамках муниципального образования, и в рамках субъектов Федерации в целом для обучения педагогов и учебно-вспомогательного персонала других образовательных учреждений. Повышение квалификации они проходят по тематике «Реализация индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в условиях общеобразовательного учреждения».Четвертый очень важный момент – создание в общеобразовательном учреждении атмосферы толерантности к принятию любого ребенка независимо от того, к какой категории он относится. Понятно, что создание одних материально-технических условий без создания соответствующего морального климата ни к чему не приведет, поэтому здесь необходима целенаправленная разъяснительная работа не только с педагогами, но и с родителями, причем с родителями как детей-инвалидов, так и нормальных детей, и, безусловно, разъяснительная работа с самими детьми. Очень важный момент в связи с этим – необходимость разумного и взвешенного подхода к внедрению инклюзивного образования. Оно ни в коем случае не должно становиться самоцелью и приобретать формальный характер инклюзии ради инклюзии, потому что любые непродуманные шаги без выполнения всех вышеперечисленных требований, без создания необходимых условий приведут к тому, что будет нанесен только вред, причем вред как идее инклюзивного образования в целом, так и совершенно конкретным детям, которые просто не смогут адаптироваться и получить образование в необходимых с учетом их потребностей условиях. Более того, это приведет и к ухудшению качества работы массовой школы с остальными детьми.Приоритет совместного образования детей-инвалидов и здоровых детей ни в коем случае не означает, что мы отказываемся от достижений нашей системы коррекционного образования, которой по праву есть чем гордиться. Мы считаем необходимым сохранить существующую сеть коррекционных школ и даже школ-интернатов, использовать ее ресурсы в том, чтобы не только, может быть, оказывать помощь тем детям, которые обучаются в этих учреждения, но и оказывать помощь и поддержку и педагогам других общеобразовательных учреждений, и родителям детей. То есть эти учреждения по-прежнему важны, ни в коем случае не предусматривается их ликвидация.Что касается выбора формы интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, то мы исходили и исходим из того понимания, что здесь во главу интересов должны быть поставлены интересы самого ребенка, его возможности, его образовательные потребности. Безусловно, этот вопрос должен решаться с учетом мнения его родителей, их права в этом плане уже закреплены в нашем законодательстве: это и Закон РФ «Об образовании», и Семейный кодекс Российской Федерации.На мой взгляд, необходимо все меры по развитию образования в части инклюзивного образования инвалидов и детей-инвалидов реализовывать с учетом мнения общественных организаций инвалидов, организаций родителей детей-инвалидов, может быть, мы даже не можем их назвать основными заказчиками этих услуг с учетом того, что это нужно не только им, а всему обществу и государству в целом, но, безусловно, не вызывает сомнения, что инвалиды лучше других знают, что такое безбарьерная среда и как ее нужно устроить.Практика показывает, что наша основная цель – создание условий для обучения каждого ребенка в достойных условиях – достижима. Мы рассчитываем, что совместными усилиями с этой задачей справимся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте