Нет смысла долго убеждать друг друга в том, что социальная интеграция инвалидов – естественный процесс, обусловленный не только и, наверное, не столько проявлением гуманизма к одной части общества, сколько потребностями всего общества и государства.
Очевидно, что образование инвалидов, и в частности детей-инвалидов, – это важнейший аспект их социальной интеграции. Вопрос, который стоит перед нами сегодня, имеет гораздо более конкретный характер и даже скорее практический: в каких условиях дети-инвалиды должны получать образование и что нам для этого нужно сделать?Уже на протяжении нескольких десятков лет существует такое понятие, как инклюзивное образование. Если обратиться к международным документам по этому вопросу, документам ЮНЕСКО, то инклюзивное образование предполагает включение в образовательный процесс доступа к качественному образованию всех без исключения обучающихся с учетом разнообразия их образовательных потребностей преимущественно в обычной школе.Безусловно, есть различные категории детей, которым в силу тех или иных медицинских, социальных или социально-педагогических показаний требуется обучение в специальных образовательных учреждениях. Допустим, в нашей стране дети, нуждающиеся в длительном лечении, получают образование в образовательных учреждениях санаторного типа, или дети, отбывающие наказание в воспитательных колониях, получают образование по месту своего пребывания. Но практика доказала, что подавляющее большинство детей может и, наверное, должно быть интегрировано в обычную образовательную среду, получать образование в условиях обычной школы, детского сада или другого учебного заведения. И это, вне всякого сомнения, относится и к большей части детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно об этом говорит статья 24 Конвенции о правах инвалидов.Инвалиды должны иметь доступ наравне с другими к инклюзивному качественному и бесплатному образованию, соответственно задача, которая перед нами стоит, – обеспечить создание вариативных условий для получения образования всеми детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами с учетом особенностей их психофизического развития. Исходя из этого положения и формируется в последние годы государственная политика нашей страны в области образования. Сегодня все решения принимают с учетом необходимости обеспечить доступность образования для детей-инвалидов, при этом в качестве приоритетного направления этой деятельности рассматривается именно развитие их совместного образования со здоровыми детьми. Это прослеживается во всех последних документах, утвержденных президентом, правительством. Наиболее ясно, наверное, эта позиция видна в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», где совершенно четко прописано: в каждой школе должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.Безусловно, это все появилось не просто так. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои явные преимущества. Оно позволяет детям обучаться в обычной школе, как правило, по месту жительства, соответственно создаются условия для воспитания и развития ребенка в семье без помещения его в интернат на длительный период, дает возможность обеспечить общение с нормально развивающимися сверстниками. Все это, естественно, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации детей и их интеграции в общество.Что касается форм образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то эти формы могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатка его развития. Например, достаточно давно у нас наряду с коррекционными учреждениями существуют коррекционные классы, которые создают в общеобразовательных учреждениях. В последние годы активно развивается и такая форма, как обучение детей-инвалидов вместе со здоровыми детьми в обычных классах общеобразовательных школ. Действительно, более 50 процентов сегодня у нас обучается в обычных и коррекционных классах общеобразовательных учреждений.Что же нам нужно для того, чтобы дальше двигаться в этом направлении? Прежде всего это правовая база. Российское законодательство в принципе уже и сегодня, и достаточно давно предусматривает гарантии для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей при решении вопроса о выборе образовательного маршрута для детей этой категории. Ничто в законе не препятствует праву такого ребенка обучаться в любом образовательном учреждении, а направление в коррекционную школу и даже в коррекционный класс общеобразовательной школы может осуществляться только при наличии соответствующих показаний и с обязательного согласия родителей. Тем не менее понятно, что с учетом изменения приоритетов в свете присоединения Российской Федерации к Конвенции о правах инвалидов в последние годы идет целенаправленная работа по корректировке федерального законодательства, с тем чтобы еще более четко расставить акценты и максимально урегулировать все вопросы, связанные с организацией образования, в том числе инклюзивного образования инвалидов.Можно отметить такие важные документы, принятые Министерством образования и науки РФ за последние несколько лет, как требования к программе дошкольного образования, образовательные стандарты, все нормативные акты, которые касаются государственной аттестации выпускников общеобразовательных школ и правил приема в вузы и ссузы.Значительное количество норм, регламентирующих эту сферу, включено в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе с учетом предложений экспертов, гражданского общества в целом. Прежде всего законопроект вводит такое понятие, как «специальные условия получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья». Такие условия предусматривают создание безбарьерной среды их жизнедеятельности, и в частности создание в образовательном учреждении материально-технических условий для беспрепятственного доступа и обучения инвалидов, комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся этой категории и оказание им при необходимости технической помощи, использование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, средств обучения и специальную подготовку кадров для работы с такими обучающимися. В законопроекте предполагается установить, что нормативы финансирования деятельности образовательного учреждения будут в обязательном порядке предусматривать расходы на создание таких специальных условий обучения и воспитания инвалидов.Параллельно идет работа по уточнению положений федеральных образовательных стандартов в части реализации этих стандартов и их методического обеспечения в том, что касается обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего это относится к обучающимся с умственной отсталостью, задержкой психического развития, но с учетом того, что жизнь не стоит на месте, принятые образовательные стандарты, видимо, будут скорректированы в части дополнения их специальными требованиями для обучения этой категории детей.Второе важнейшее направление – создание материальных условий для обучения инвалидов в общеобразовательном учреждении. Для практической реализации этого направления в рамках государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы» в регионах формируется сеть базовых образовательных учреждений общего образования, которые организуют совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Значительные средства выделяются на эти цели: только из федерального бюджета – 9 млрд рублей и еще большая сумма соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации. Реализация программы позволит нам в течение пяти лет создать условия для беспрепятственного доступа и обучения инвалидов в 20 процентах общеобразовательных учреждений. Это будет примерно как минимум 10 тысяч школ. В рамках программы уже в прошлом году создано 300 таких учреждений, в этом году будет еще 450, к началу следующего года мы планируем выйти на цифру около 3 тысяч таких учреждений.Третье – это обучение кадров. В рамках той же программы планируется за пять лет обучить 24 тысячи специалистов базовых школ и психолого-медико-педагогических комиссий, знания и опыт которых в дальнейшем будут использоваться и в рамках муниципального образования, и в рамках субъектов Федерации в целом для обучения педагогов и учебно-вспомогательного персонала других образовательных учреждений. Повышение квалификации они проходят по тематике «Реализация индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в условиях общеобразовательного учреждения».Четвертый очень важный момент – создание в общеобразовательном учреждении атмосферы толерантности к принятию любого ребенка независимо от того, к какой категории он относится. Понятно, что создание одних материально-технических условий без создания соответствующего морального климата ни к чему не приведет, поэтому здесь необходима целенаправленная разъяснительная работа не только с педагогами, но и с родителями, причем с родителями как детей-инвалидов, так и нормальных детей, и, безусловно, разъяснительная работа с самими детьми. Очень важный момент в связи с этим – необходимость разумного и взвешенного подхода к внедрению инклюзивного образования. Оно ни в коем случае не должно становиться самоцелью и приобретать формальный характер инклюзии ради инклюзии, потому что любые непродуманные шаги без выполнения всех вышеперечисленных требований, без создания необходимых условий приведут к тому, что будет нанесен только вред, причем вред как идее инклюзивного образования в целом, так и совершенно конкретным детям, которые просто не смогут адаптироваться и получить образование в необходимых с учетом их потребностей условиях. Более того, это приведет и к ухудшению качества работы массовой школы с остальными детьми.Приоритет совместного образования детей-инвалидов и здоровых детей ни в коем случае не означает, что мы отказываемся от достижений нашей системы коррекционного образования, которой по праву есть чем гордиться. Мы считаем необходимым сохранить существующую сеть коррекционных школ и даже школ-интернатов, использовать ее ресурсы в том, чтобы не только, может быть, оказывать помощь тем детям, которые обучаются в этих учреждения, но и оказывать помощь и поддержку и педагогам других общеобразовательных учреждений, и родителям детей. То есть эти учреждения по-прежнему важны, ни в коем случае не предусматривается их ликвидация.Что касается выбора формы интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, то мы исходили и исходим из того понимания, что здесь во главу интересов должны быть поставлены интересы самого ребенка, его возможности, его образовательные потребности. Безусловно, этот вопрос должен решаться с учетом мнения его родителей, их права в этом плане уже закреплены в нашем законодательстве: это и Закон РФ «Об образовании», и Семейный кодекс Российской Федерации.На мой взгляд, необходимо все меры по развитию образования в части инклюзивного образования инвалидов и детей-инвалидов реализовывать с учетом мнения общественных организаций инвалидов, организаций родителей детей-инвалидов, может быть, мы даже не можем их назвать основными заказчиками этих услуг с учетом того, что это нужно не только им, а всему обществу и государству в целом, но, безусловно, не вызывает сомнения, что инвалиды лучше других знают, что такое безбарьерная среда и как ее нужно устроить.Практика показывает, что наша основная цель – создание условий для обучения каждого ребенка в достойных условиях – достижима. Мы рассчитываем, что совместными усилиями с этой задачей справимся.
Комментарии