search
main
0

Наша амбициозная задача – укрепление лидерских позиций в образовании. (Валерий СЕРДЮКОВ, губернатор Ленинградской области)

– Валерий Павлович, какие задачи по созданию благоприятных условий проживания населения, как губернатор Ленинградской области, вы относите к числу первостепенных? – Основной приоритет – улучшение качества жизни, создание комфортной среды проживания для жителей Ленинградской области. Никого не удивлю, сказав, что в основе благополучия населения лежат экономические факторы. Главное для людей – это наличие работы и достойная оплата за труд, достойное социальное обслуживание. И мы понимаем, что в кризисный период властям необходимо уделять этим вопросам особое внимание как в финансовом плане, так и в организационном, беря на себя, возможно, дополнительные функции.

Не секрет, что мировой экономический кризис отразился на Ленинградской области в целом и на работающих на ее территории предприятиях в частности. Поэтому отдельное внимание мы уделяем вопросам занятости населения. Надо сказать, что уровень безработицы в Ленинградской области не так высок по сравнению с другими регионами. Но это не значит, что проблемы не существует. И в области делается многое для того, чтобы ее решить. Сегодня активно работают районные центры занятости. Теперь и с помощью мобильных бирж труда, которыми мы оснастили все районы. К сожалению, на практике оказалось, что наши люди не готовы ради работы ехать в сколько-нибудь отдаленное от дома место. Это странно, потому что, как мне кажется, если у человека нет работы совсем и рядом с домом ее не предвидится, надо искать другие варианты, пусть в часе-двух езды от дома. Тем не менее мы взяли курс на создание новых рабочих мест там, где наиболее сильно проявилась такая ситуация. Например, в десяти километрах от Пикалева появился крупнейший по объему производства на Северо-Западе России деревообрабатывающий завод. Вообще, надо сказать, реализация крупных инвестпроектов в области, которых не стало меньше, несмотря на кризис, дает большое количество рабочих мест: только в прошлом году – более 2,5 тысячи, а в этом ожидается еще 3,5 тысячи. Параллельно нам удалось обеспечить оплату труда не ниже прожиточного минимума. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила в прошлом году без малого 19 тысяч рублей, а в декабре 2009 года – 23 тысячи рублей. Среднедушевой денежный доход на конец года составил 16500 рублей.

И я поставил перед правительством области задачу довести к концу года среднюю заработную плату до 27-30 тысяч рублей, а в бюджетной сфере – до 80 процентов от средней заработной платы в промышленности.

Теперь о социальных гарантиях. Несмотря ни на что, мы увеличили зарплаты бюджетникам, установили доплаты к пенсиям. Кроме того, существуют денежные выплаты, направленные на снижение уровня бедности – для малоимущих нетрудоспособных граждан и семей с детьми. Мы сейчас разрабатываем социальный паспорт Ленинградской области – собираем информацию обо всех льготниках в единую базу, для того чтобы в каждом случае был особый, индивидуальный, подход к оказанию соцподдержки.

– На одной из ваших встреч с Председателем Правительства РФ В.В.Путиным как раз было обращено особое внимание на социальную сферу городов Ленинградской области, на социальную инфраструктуру в целом.

– Развитие социальной сферы всегда было и будет одним из первоочередных направлений работы областного правительства. В 2009 году мы направили в социальную сферу более 7 миллиардов рублей бюджетных средств. И сегодня, в период кризиса, эта работа активизирована. Я уже сказал о мерах соцподдержки, которую мы оказываем всем нуждающимся. Создание социальной инфраструктуры идет параллельно, в рамках ряда действующих в области целевых программ. Строятся новые школы, фельдшерско-акушерские пункты, спортивные комплексы, дома культуры. Много объектов – морально устаревших – реконструируется.

Если говорить о сфере образования и школах, то сегодня мы уделяем особое внимание не только непосредственно строительству новых зданий (а их в прошлом году мы построили 5 и столько же будет введено в этом), но и оснащению их по последнему слову техники, для того чтобы образовательный процесс шел на самом высоком уровне. Во всех школах есть Интернет, компьютеры.

Инвестиции в здравоохранение составили в 2009 году 12,2 миллиарда рублей. И в этой сфере также не обошлось без инноваций. Мы закупили для каждого района мобильные амбулатории – по такому же принципу, как и передвижные биржи труда, о которых я говорил. Теперь в самом отдаленном уголке области можно будет пройти полное медицинское обследование «на колесах». Это очень важно для своевременного выявления возможных заболеваний и их профилактики, что даст возможность многим жителям области избежать уже более серьезных заболеваний и медицинского вмешательства. Кстати, в этом году в Ленинградской области увеличилась средняя продолжительность жизни – до 65,3 года. И в 2010 году стоит задача увеличить этот показатель до 67-68 лет.

В этом направлении важно привлекать людей к здоровому образу жизни, занятиям спортом и физкультурой. Уже во многих школах увеличены часы занятий физкультурой с двух в неделю до трех. И спортивных объектов много строится.

Не закрылось ни одно социальное учреждение. Более того, и в их работе появились инновационные вещи – семейная терапия, мобильные бригады, социальная диспетчерская и другие. А вот учреждений для детей-сирот стало меньше! Это очень хорошая тенденция: более сотни ребят в прошлом году были усыновлены гражданами России.

– Какие главные стратегические задачи в сфере образования вы решаете в нынешнем году, объявленном президентом страны Годом учителя?

– Ленинградская область в числе 15 регионов России принимает участие в федеральном проекте по апробации государственных стандартов общего образования. И, должен сказать, в нашем регионе сильная школа. Это подтвердили и результаты ЕГЭ в 2009 году, которые значительно выше среднероссийского показателя. Но есть над чем работать.

Наша первоочередная задача в сфере образования – повышение престижа профессии учителя, подготовка кадров и создание условий для их работы.

Прежде всего это меры социальной поддержки учителей: работает система грантов, пособий. Молодые специалисты, придя в школу после вуза, в течение трех лет ежегодно получают доплату к заработной плате 56,5 тысячи рублей. Эта мера способствует закреплению кадров в образовании. В результате в 2009 году в школу пришли работать 265 молодых специалистов, что на 20% больше, чем в предыдущем.

Действует и программа по обеспечению молодежи жильем. И эту работу мы будем продолжать, чтобы молодые учительские семьи имели благоустроенную квартиру или собственный дом.

Президентом России поставлена задача в трехлетний срок полностью завершить переход на новую систему оплаты труда педагогов. В области в экспериментальном режиме отрабатываются новые подходы к системе оплаты труда учителя, где одним из критериев выступает оценка качества и результативности его деятельности. В целом заработная плата педагогов области за последние годы увеличилась на 35%.

Правительство области поддерживает идею развития конкурсного движения среди педагогов, это хороший стимул для повышения квалификации, развития творческого потенциала молодых и опытных учителей: конкурсы «Лучший учитель» и «Учитель года», конкурс «За нравственный подвиг учителя» и другие.

– Не так давно вы встречались со студентами и преподавателями Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. Какие главные болевые точки вы для себя, как губернатора, обозначили? Что порадовало и что огорчило вас, как руководителя региона, человека, гражданина?

– Современные студенты мне симпатичны своей ответственностью, целеустремленностью. Они знают, к чему стремятся, на старших курсах большинство, как правило, уже работает. Повысилась избирательная активность молодых жителей Ленинградской области. На прошедших выборах в органы местного самоуправления региона избраны 266 депутатов в возрасте до 30 лет, что составляет 11 процентов от количества избранных депутатов.

Но вместе с тем из студенческой жизни ушла сплоченность, некая романтика, которая делала эти годы незабываемыми для поколений 60-х, 70-х, 80-х.

Для вуза главная задача сегодня – соответствовать потребностям экономики, успевать за инновационными технологиями, которые зачастую в реальном секторе внедряются быстрее, чем в учебных заведениях. Процесс технического обновления в производстве происходит очень быстро. Также динамична и современная молодежь. Это очень хорошо.

– В 2008 году принят областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области». Какую роль он сыграл для молодых педагогов?

– Сейчас еще рано подводить итоги этого процесса. Можно лишь отметить, что он интересен жителям области – в 2009 году Комитетом по управлению государственным имуществом принято более 20 тысяч заявок. И молодые специалисты-учителя останутся приоритетной категорией для предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

– Валерий Павлович, ваш регион имеет прямой выход на страны Балтии и Скандинавии. Как это отражается на содержании образования – изучаются ли в школах области эстонский, финский и другие языки, развивается ли этнокомпонент, проводится ли обмен между учителями, учениками, студентами и т. д.?

– Внешние связи Ленинградской области действительно обширны. В сфере образования наиболее эффективно развивается сотрудничество с Финляндией и Норвегией. Интенсивно реализуются проекты по обмену между учителями, учениками, студентами.

Сейчас мы реализуем исключительно интересный российско-финский проект «Подготовка конкурентоспособных специалистов». Он касается обмена опытом в подготовке специалистов для сельского хозяйства. И нам есть чем гордиться: наши ребята – учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования – имеют уровень подготовки выше финских сверстников.

Учащиеся ряда школ в Выборгском, Лодейнопольском, Подпорожском районах имеют возможность дополнительно к традиционной языковой программе изучать финский и вепсский языки.

– Ленинградская область и Санкт-Петербург – самостоятельные субъекты РФ. Существует ли у вас в регионе проблема миграции педагогов из области в образовательные учреждения города?

– Это скорее проблема отдельных учебных заведений, нежели всей области. Я уже сказал о комплексе мер социальной поддержки, которые оказываются педагогам в Ленинградской области. Они позволяют создавать комфортные условия для работы в областной школе, так что у нас наблюдается скорее приток учителей, нежели наоборот.

– Будучи регионом-донором в финансовом плане, может ли быть Ленинградская область таковой и в плане образования?

– Это так и есть. Система образования Ленинградской области не раз доказывала свою эффективность. Сегодня можно говорить о принципиальной готовности региона к введению образовательных стандартов нового поколения. Именно в школах нашего региона эти стандарты, разработанные Российской академией образования, прошли успешную апробацию.

Развивается обучение школьников с использованием дистанционных технологий: это развитие курсов общеобразовательного цикла, элективные курсы, обучение детей-инвалидов.

Кроме того, Ленинградская область стала пионером по внедрению комплексного централизованного обслуживания школьных зданий и транспортной техники за счет передачи функций управляющим компаниям. Это еще один шаг на пути к модернизации экономических отношений, позволяющий повысить качество школьной среды. Сегодня наша амбициозная задача – укрепление лидерских позиций образования Ленинградской области в системе образования России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте