search
main
0

Наш. Современный. Русский

​6 июня, в день рождения Александра Пушкина, в России и мире отмечается День русского языка. В этом году исполняется 217 лет со дня рождения великого поэта, который считается одним из основоположников современного русского литературного языка. Каким стал сегодня наш родной язык? Насколько зависит конкурентоспособность человека, страны, государства от уровня владения языком?

Государственное делоНаш разговор о русском языке происходит в удивительное время, в период, когда на глазах меняется отношение всех институтов общества к вопросам функционирования русского языка, создаются условия для повышения качества его преподавания. Созданы Совет по русскому языку при Президенте РФ и Совет по русскому языку при Правительстве РФ, реализуется Федеральная целевая программа «Русский язык». Создано Общество русской словесности под руководством святейшего патриарха Кирилла и буквально на днях состоялся первый съезд общества. Выступая на нем, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что уникальный по своей выразительности и многогранности русский язык – это наше национальное достояние, которым мы по праву гордимся и которое обязаны сохранять.Несомненно, такое пристальное внимание общества и государства – это результат осознания всеми нами роли русского языка как фактора национальной безопасности и устойчивого развития. Высокий уровень владения русским языком – конкурентное преимущество и каждого из нас, и страны в целом.В апреле 2016 года Правительство РФ утвердило Концепцию преподавания русского языка и литературы в школах, в разработке которой приняли участие ведущие российские ученые, методисты, педагоги. Уже сейчас можно отметить первые результаты этой работы.В федеральном государственном образовательном стандарте выделены в качестве самостоятельных предметов русский язык и литература, и это можно только приветствовать.В концепции сформулированы требования к процессу и результатам обучения русскому языку и литературе. Освоение учебного предмета «Русский язык» должно предусматривать овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения; формирование нормативной грамотности устной и письменной речи; формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой). Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью.Необходимо обеспечить подготовку и издание учебников русского языка и литературы нового типа, ориентированных на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих развитие творческих способностей.Хочется поделиться радостной новостью о том, что уже внесены изменения во ФГОС в части перечня учебно-методической литературы. Теперь в него включены (а точнее – возвращены) словари! Несомненно, что для изучения русского языка словари и энциклопедии чрезвычайно важны. В 2015 году вышел в свет «Большой универсальный словарь русского языка». В словаре представлены в алфавитном порядке наиболее употребительные слова, составляющие лексическое ядро русского языка (около 30 000 слов). Авторский коллектив Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина под руководством доктора филологических наук Валерия Вениаминовича Морковкина трудился над ним в течение 25 лет. Это первый российский словарь мирового уровня, который стоит в одном ряду со всемирно известными универсальными изданиями – Oxford University Press, Longman (Pearson Education) и Duden Institute.В нашей многонациональной стране особую значимость приобретает обучение детей, для которых русский язык не является родным, а также обучение в условиях разнообразной этнокультурной среды. В концепции констатируется: «неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание и внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия». Уверена, что просто необходимо предусмотреть в образовательных программах подготовки всех педагогов модули, направленные на формирование навыков работы в многоязычной аудитории. Эти компетенции нужны не только учителям русского языка, каждый педагог должен уметь донести свой предмет с учетом языковых особенностей билингвальных детей.Для школьников владение русским языком определяет успехи во всех остальных предметах. Русский – это язык любой научной, предметной области. Статистика говорит о том, что многие ошибки в ЕГЭ по разным предметам, даже по математике, – это не результат слабых знаний, а результат непонимания грамматических конструкций, формул, инструкций и условий задач.Поэтому любой учитель в той или иной мере должен быть учителем русской словесности, должен уметь так объяснить аксиомы, теоремы, правила, чтобы дети могли все понимать и осознавать без механического запоминания. Через русский язык формируется и интерес к предмету, и глубина знаний, поэтому русский язык и русская словесность должны быть территорией профессиональной заинтересованности каждого учителя.Среди главных задач, сформулированных в концепции: привить любовь к чтению, научить понимать художественную литературу, обеспечить полноценное формирование не только теоретических знаний о русском языке, но и практического владения русским языком. Это те самые речевые компетенции, которые необходимы, чтобы дети имели равные возможности для поступления в вузы, и адаптации на рынке труда, и успешной самореализации.Третий вид коммуникацииКак и прежде, в обществе активно идут дискуссии об изменениях языка. На самом деле изменения были всегда, но в наше время, когда объем и скорость информационных потоков увеличиваются в геометрической прогрессии, все процессы, в том числе и язык, меняются значительно быстрее.Кроме того, наблюдается и абсолютно новое лингвистическое явление, новый вид коммуникации, появление которого предвидел почти 20 лет назад один из ведущих мировых русистов академик Виталий Григорьевич Костомаров. В своей работе «О формах существования текста», написанной в 1999 году, он ввел термин «дисплейный текст» как синкретичный вариант устной и письменной коммуникации и новых форматов, связанных с появлением цифровой среды: гипертекстов, аудио- и видеофайлов, мгновенных сообщений и так далее. Сейчас мы говорим о том, что действительно в результате цивилизационного и технологического развития человечество, кроме устной и письменной, приобретает новую форму, новый, третий вид коммуникации – через дисплей.Несомненно, что форма определяет принципы, правила построения и закономерности функционирования текста. Дисплейные коммуникации как новая форма существования текстов имеют свою специфику, которую нужно учитывать и педагогам, и родителям.И здесь стоит привести слова академика Костомарова о том, что форма существования текста определяет правила его создания и функционирования.Понятно, что смс-переписка, электронные письма допускают более свободное общение, и так называемые смайлики являются нормой, сам формат это провоцирует. В то же время традиционные формы – устную речевую и письменную речевую – никто не отменял. Существует огромное количество коммуникативных ситуаций, успех которых зависит от того, насколько точно человек выражает свои мысли. Именно это – умение донести свою мысль, убедить собеседника в правильности своего подхода и в то же время услышать и правильно отреагировать на его позицию, найти точки соприкосновения – сегодня является важнейшей профессиональной компетенцией на рынке труда.Понятно, что для достижения этих результатов необходимо задействовать все возможные ресурсы и проекты. Это и медийная сфера – например, огромной популярностью пользуется передача, посвященная русскому языку, «Живое слово» на телеканале «Россия-Культура», которую ведет профессор нашего института Владимир Иванович Аннушкин. Это молодежные волонтерские проекты: так, второй год реализуется международная программа «Послы русского языка». Участники программы, студенты российских вузов, отправляются в зарубежные страны, где с помощью игровых средств, песен и сказок обучают иностранных школьников русскому языку, знакомят с нашей культурой и литературой. При этом сами волонтеры проходят серьезную подготовку, приобретают дополнительные компетенции и отмечают положительное влияние, которое оказало на их личностный рост участие в программе.Большое значение имеют и общественные городские проекты, призванные привлечь интерес к чтению, художественной литературе, саморазвитию, которые институт Пушкина регулярно проводит для жителей Москвы. Ближайшие мероприятия посвящены Международному дню русского языка 6 июня. В этот день мы проведем мастер-классы в рамках книжного фестиваля на Красной площади; в Историческом музее пройдет литературная гостиная, посвященная дню рождения Александра Сергеевича. При поддержке Общественной палаты и Департамента образования города Москвы организован опрос «Речевой ландшафт современного мегаполиса». Опрос проводится в двух формах: очно, силами волонтеров – на улицах Москвы и среди участников дней русского языка и дистанционно – на портале «Образование на русском» (pushkininstitute.ru). Результаты опроса будут использованы для планирования мероприятий в целях повышения грамотности и культуры речи, разработки новых образовательных программ.Учить русскому языку весь мирПреподавание, распространение, изучение, сохранение русского языка – миссия Государственного института русского языка имени Александра Пушкина, который в этом году отмечает 50-летний юбилей. Основанный как новое, передовое, уникальное для своего времени учебное заведение, призванное продвигать русский язык в мире, институт Пушкина остается верным своей миссии, реализуя ее на качественно новом уровне.Институт занимает первое место в рейтинге государственных гуманитарных вузов по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов и входит в десятку лучших вузов России. Здесь готовят высококвалифицированные кадры филологов, школьных педагогов, преподавателей русского языка как иностранного, специалистов по межкультурной коммуникации. Спрос на выпускников с каждым годом все больше: в мире растет интерес к русскому языку и соответственно потребность в преподавателях. В институте Пушкина по-прежнему учат русскому языку иностранцев – и в течение года, и на летних курсах, куда многие с удовольствием приезжают два-три года подряд.Но главная миссия института – обучение русскому языку иностранных граждан. Ежегодно более трех тысяч человек из 126 стран проходят обучение по различным программам с применением уникальной методики, известной своими результатами во всем мире.Сегодня институт Пушкина открывает новые страницы в филологии, лингвистике, педагогике. Принципам цифровой педагогики отвечает созданный в институте Пушкина по поручению Правительства Российской Федерации портал «Образование на русском». Портал включает: электронную школу русского языка; программы повышения квалификации; курсы по лингвистике, языкознанию, литературоведению, созданные институтом Пушкина, Санкт-Петербургским государственным университетом, другими ведущими вузами России; массовые открытые онлайн-курсы для всех желающих и целый ряд других интересных и полезных сервисов. Сегодня на портале обучаются тысячи людей из 176 стран мира.Открытые электронные ресурсы, открытое образование – это то, что определяет конкурентоспособность любого вида деятельности, в том числе продвижения русского языка. Русский язык – это язык великой культуры, искусства, образования и науки. Сегодня это понимают все больше людей во всех странах. И мы даем им возможность учить русский язык в любое время, из любой точки мира.Статистика по порталу «Образование на русском»    Pushkininstitute.ru    Открытие: 1 сентября 2014 года    2,76 млн просмотров из 176 стран    389645 зарегистрированных пользователей    12557 преподавателей    374 организации-партнераВозраст пользователей    младше 18 лет – 90,70 процента    18-24 года – 21,60 процента    25-34 года – 35,10 процента    35-44 года – 16,60 процента    45 лет и старше – 17,60 процентаМаргарита РУСЕЦКАЯ, ректор Государственного института русского языка имени Александра Пушкина, доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, член Общественной палаты города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте