search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В школьных уроках появятся видеоматериалы Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов В Челябинске отменили уроки в школах Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат
0

Наш приоритет – образование через всю жизнь. Алла ГРИБЦОВА, директор Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

– Алла Владимировна, как известно, 2008 год объявлен в России Годом семьи. Как сегодня в округе складывается демографическая политика, что делается для увеличения доступности дошкольного образования? – Я хочу начать с того, что в нашем регионе реализуется уникальный Закон «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Для поддержки детей и семьи принято 50 нормативно-правовых документов и 37 программ, общая сумма финансирования которых – 38 миллиардов рублей. Сегодня мы прекрасно понимаем, что развитие экономики и социальной сферы округа без подготовки квалифицированных специалистов просто немыслимо. Образование через всю жизнь – вот концептуальная основа современной системы образования Югры, начиная, конечно же, с самых юных ее жителей.

Статфактпринадлежности, где обучаются более 400 тысяч человек. В том числе в ведении государственных и муниципальных органов управления образованием – 924. Из них: 390 общеобразовательных учреждений, 397 детских садов, 84 учреждения дополнительного образования, 7 детских домов, 26 учреждений НПО и СПО, 4 вуза, два учреждения дополнительного профессионального образования для взрослых.

Рассматривая проблему доступности дошкольного образования, хочу подчеркнуть, что демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе существенно отличается от среднестатистической российской. Наш регион входит в десятку субъектов Российской Федерации с самым молодым населением – средний возраст жителя Югры около 33 лет. Кроме того, мы лидируем по таким показателям, как рождаемость и прирост населения. В связи с этим в 2007 году распоряжением правительства округа утвержден план мероприятий по комплексному развитию системы дошкольного образования. В рамках региональных целевых программ до 2012 года запланировано строительство 169 детских садов на 28950 мест, идет процесс «возвращения» бывших детских дошкольных учреждений. Все это позволит обеспечить местами в дошкольных образовательных учреждениях практически всех детей в возрасте от 3 до 7 лет. За последние два года уже введены в строй 15 дошкольных образовательных учреждений, 15 детских садов распахнули свои двери для ребятишек после реконструкции. Кроме этого, с января 2007 года в регионе обеспечивается частичная компенсация родительской платы за пребывание детей в дошкольных образовательных учреждениях в размере 20 процентов за первого ребенка, 50 процентов за второго ребенка и 70 процентов – за третьего. Еще одним из резервов развития дошкольного образования на территории округа является государственно-частное партнерство (частные детские сады), которое будет выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, предполагающей возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Однако мы прекрасно понимаем, что создание инфраструктуры – это решение только одной части стоящей перед нами задачи.

Сегодня очевидно, что основные усилия должны быть направлены на создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей. Это подразумевает серьезную модернизацию системы дошкольного образования. И здесь наша стратегия четко определена. В округе продолжится работа по созданию условий для обеспечения равных стартовых возможностей подготовки всех детей к школе. Уже сегодня в Югре около 89 процентов детей в возрасте 5-6 лет посещают учреждения, реализующие программы дошкольного образования. Свыше 5,5 тысячи детей заняты в группах кратковременного пребывания, группах предшкольной подготовки, которые открываются не только в детских садах, но и в школах, а также в учреждениях дополнительного образования.

Еще одним из наших приоритетов является деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения, на воспитание в семьи граждан. Принято 8 нормативно-правовых документов, защищающих права и интересы детей-сирот. Установленные в округе ежемесячные выплаты денежных средств на содержание принятых на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяют имеющим средний достаток гражданам (особенно молодым, выплачивающим ипотечные и прочие кредиты) разрешить сомнения в пользу приема детей в семью. Созданы и приступили к работе службы сопровождения семейных форм воспитания на базе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проделанной работы с начала 2008 года в семьи граждан устроено 620 детей.

– Главная задача любого образовательного учреждения – сохранение здоровья детей. Но даже если ребенок болен или инвалид с рождения, он также должен иметь доступ к качественному образованию.

– Безусловно. В округе создается образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольные образовательные учреждения получают компенсацию за воспитание детей-инвалидов. В рамках окружных программ по созданию безбарьерной среды в 2008 году из окружного бюджета выделены средства в объеме более 30 миллионов рублей. У нас достаточно развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, позволяющая детям с серьезными нарушениями слуха, речи, зрения получать образовательные и коррекционные услуги, не выезжая за пределы округа. Развивается дистанционное образование, созданы места для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Сургуте, Нижневартовске, где сегодня по этой технологии обучаются более 130 детей. На очереди создание сети, обеспечивающей доступ к дистанционному образованию еще в 4 муниципальных образованиях. Однако мы понимаем, что будущее все-таки за развитием инклюзивного образования, созданием условий для обучения данной категории детей в обычных школах.

– Каковы ваши приоритеты в сфере дополнительного образования?

– Вообще хочется отметить, что именно в системе дополнительного образования скрыты основные ресурсы развития личности молодого человека, удовлетворения потребностей как самого ребенка, так и его родителей. Здесь наши основные усилия направлены на то, чтобы перевести на более высокий качественный уровень систему выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Радует тот факт, что у нас ежегодно увеличивается количество участников региональных и всероссийских предметных олимпиад. Приоритет правительства Югры – формирование регионального интеллектуального и творческого потенциала. В последние годы практически каждый сотый воспитанник учреждений дополнительного образования в возрасте 15-18 лет получает поддержку на различном уровне. Решению проблемы доступности качественных услуг будет способствовать внедрение в округе системы дистанционного обучения и консультирования талантливой молодежи на базе вузов. Мы будем развивать региональную систему организации научно-исследовательской работы одаренных детей и талантливой молодежи. Сегодня в регионе успешно проводятся окружные научно-практические конференции «Наука и инновации XXI века» (СурГУ), «Знаменские чтения» (СурГПУ), «Шаг в будущее». Основная задача – расширить перечень научных конференций, вовлечь в научно-исследовательскую работу не только студентов и учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, но и старшеклассников. Помимо этого запланированы серьезный проект по организации региональной заочной (дистанционной) школы для одаренных детей на базе Югорского физико-математического лицея, а также поддержка муниципальных программ по выявлению и развитию одаренности на конкурсной основе.

– Сегодня становится очевидным, что российская экономика должна ориентироваться не столько на природные ресурсы, сколько на интеллект и подготовку высокопрофессиональных специалистов…

– И здесь нужно начинать с общеобразовательной школы, где развивается вариативность образовательных программ. В школах нашего региона идет поэтапное внедрение предпрофильной подготовки, профильного обучения, которое реализуется в большинстве муниципалитетов по 25 направлениям. Особенно важно обеспечить учащимся возможность построения индивидуальной образовательной траектории, вовлекая образовательные учреждения различных типов в единую сеть по предоставлению комплекса образовательных услуг. В рамках целевых программ приобретается специальное оборудование, внедряется модель регионального ресурсного центра дистанционного профильного обучения. В профессиональном образовании расширяется кредитно-модульная система организации образовательных программ, система бакалавриата. Сегодня подготовка бакалавров в вузах Югры осуществляется по 15 направлениям.

Что касается непрерывного профессионального образования, то в ходе интеграции учреждений профобразования в Ханты-Мансийске создан колледж сервиса и технологий, объединивший ресурсы экономического колледжа и профучилища. Учреждения НПО и СПО реорганизованы в Сургутский профессиональный колледж, на его базе создается ресурсный центр. Путем присоединения четырех федеральных колледжей к Югорскому университету создан учебный комплекс высшего и среднего профобразования, ведущий подготовку по востребованным специальностям промышленного профиля. Начата работа по созданию отраслевых центров

в области деревообработки

в г. Советском, энергетики –

в г. Нягани; агропромышленного профиля – в пос. Междуреченском, строительства – в г. Нижневартовске. Для нивелирования дисбаланса спроса и предложения у нас действует центр изучения регионального рынка труда.

– Качественное образование немыслимо без информационно-коммуникационных технологий и подготовки учителя новой формации. Что делается в регионе в этом направлении?

– Конечно же, немаловажное значение в получении качественного образования имеет обеспечение доступа образовательных учреждений, вне зависимости от места их расположения, к различным источникам информации. Сегодня все школы и учреждения профобразования Югры имеют выход в Глобальную сеть. Серьезные средства вложены в приобретение компьютерного оборудования, аппаратно-программных комплексов нового поколения, благодаря чему на 1 компьютер в округе приходится 16 учащихся, что превышает среднероссийский показатель практически в 2 раза. Приобретено оборудование для создания в вузовских общежитиях девяти точек доступа к сетевым образовательным ресурсам. В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» созданы один координационный, 4 региональных и 22 межшкольных методических центра, осуществляющих подготовку педагогов в области информационно-коммуникационных технологий.

Мы прекрасно понимаем, что какие бы прекрасные «гигиенические» условия для обучения мы ни создали, главным источником повышения качества образования является педагог. Стандарты нового поколения требуют формирования педагога нового типа – исследователя, координатора проектов, способного сформировать у ребенка базовые компетентности, умение самостоятельно добывать необходимые знания. В ходе реализации нацпроекта «Образование» 60 процентов педагогических работников Югры повысили квалификацию через систему мастер-классов, форумов, стажировок регионального, федерального и международных уровней, а также на базе методических центров. В ходе различных конкурсов удалось выявить значительный инновационный потенциал учителей округа. В настоящий момент очень важно эффективно задействовать возможности этих педагогов при реализации сетевого взаимодействия, что откроет перед учителями и воспитателями новые профессиональные перспективы. Кроме этого, необходимо продолжать усовершенствование системы повышения квалификации, в том числе и обновление финансовых механизмов по принципу «деньги за учителями».

– Алла Владимировна, модернизация региональной системы образования, вне всякого сомнения, коснется и коренных малочисленных народов Севера. Что будет предприниматься в этой сфере?

– Вы совершенно правы. Проектирование новой структуры общего среднего образования в первую очередь предполагает сохранение и развитие сельских малокомплектных школ в местах компактного проживания коренных народов, реконструкцию образовательных учреждений с учетом региональных особенностей и уклада жизни народов. Это поможет сохранить традиционные отрасли хозяйства и обеспечит подготовку местной молодежи к участию в экономической и культурной жизни как Югры, так и всей России.

На территории ХМАО – Югры работает 1141 образовательное учреждение различной ведомственной

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте