search
main
0

Наш многогранник. Через музеи, парки и усадьбы – к развитию, познанию, сплочению

В каждой московской школе есть классы – участники проекта «Музеи. Парки. Усадьбы». В этом году начался шестой сезон олимпиады. А для меня снова первый. Думая о том, как вести работу со своим первым классом, оглядываюсь назад: в чем помогла мне олимпиада, что сказать родителям, как привлечь ребят к участию?

В олимпиаде участвует более 190 музеев, парков и усадеб, каждый из которых гостеприимно распахивает двери для наших детей, а значит, открывает поистине огромные возможности для развития, для общения.Посмотрим на этот проект только с одной стороны – не потому что других у него нет, а как раз потому, что олимпиада очень многогранна и обсуждать ее плоскости и повороты можно долго, азартно и горячо.Посмотрим на возможности, которые открывает конкурс для развития коммуникативных способностей младшеклас­сников. Наших замечательных «продвинутых» городских детей, у которых к рукам намертво прилипли гаджеты, глаза устремлены в мониторы, а в ушах наушники… Конечно, они коммуницируют – получают ужасающие по объему единицы информации. Но вот какой? Зачем? Помогают ли им бесконечное мелькание картинок, какофония звуков, оторванность от мира реальных ровесников и взрослых? Безусловно, это риторические вопросы. Мы все понимаем, что нашим ребятам сегодня остро не хватает именно живого очного общения, когда есть общая тема, когда видны глаза и реакции собеседников, когда можно спорить, делиться впечатлениями, переживать общий опыт. И вместе с тем нужно учиться жить в информационном мире так, чтобы подчинять его своим интересам и целям, а не плыть по течению и не утонуть ненароком в водовороте информации.Обе задачи, на мой взгляд, помогает решить олимпиада. Участвовать в ней можно вместе – группой, целым классом, в паре – родитель и ребенок… А это значит, что, оторвавшись от персональных устройств, мы будем говорить друг с другом и обсуждать маршруты, правила участия и поведения, покупку билетов в транспорте и кассах музеев, то, как надо построиться, чтобы всех было видно на фотографии, что написать в бланк ответов, мучить вопросами экскурсоводов… Ребята учатся внимательно читать вопросы и задания, искать действительно то, о чем спрашивают, отвечать по сути, учатся ориентироваться по картам и схемам, читать подписи к экспонатам, сопоставлять разные сведения… И все это не на уроке, не по указке учителя, а в игре, весело и заинтересованно. Какое удовольствие видеть серьезные рожицы, склонившиеся над витриной в музее и читающие подпись на языке XVIII века, задумчивый взгляд, устремленный внутрь себя, и радостный блеск в глазах и улыбку: «Нашел! Есть ответ!»Еще не раз будут ребята вспоминать то, что увидели и услышали, рассказывать об этом дома замороченным родителям и внимательным бабушкам. А я буду просить их делиться своими впечатлениями на уроках – и дети постепенно приучатся к тому, что все, что они узнают, важно, интересно, связано со всем миром. На время наших путешествий мы забудем о телефонах и планшетах. И вдруг окажется, что Ира занимается музыкой, а Иван уже 6 лет играет в хоккей, а у Сережи папа хирург и мальчик знает из его взрослых книг, как устроен скелет… Все это сначала просто поможет ответить на вопросы. А позже придет понимание, что каждый человек интересен, у каждого можно чему-то научиться, только надо увидеть его, услышать.А еще будут общие – что очень важно! – переживания: правильно ли ответили, на сколько баллов продвинулись, попадем ли в группу победителей или только призеров? Так форма соревнования сплачивает ребят, приучает работать в команде, болеть за интересы дела. Мы выбираем капитанов на каждый этап, так что в этой роли может побывать каждый.Вместе с детьми – родители. Кто-то ездит вместе с нами, кто-то помогает дома обработать информацию, кто-то вынужден (я настаиваю на этом) слушать рассказы детей. Получается, что они пусть в разной степени, но вовлечены в общение со мною и ребятами. Родительский коллектив стал сплоченнее, разные по возрасту и образованию люди быстрее находят общий язык в решении вопросов содействия классу, начинают общаться семьями.А как технологии? Они с нами! Мы регистрируемся (с помощью компьютера, конечно), заполняем бланки ответов, фотографируемся и прикрепляем фотографии – все это в рамках условий олимпиады. А за рамками – пересылаем друг другу наиболее удачные снимки (сами, по почте или через WhatsApp), пишем статьи на сайт школы (тоже на компьютере), делаем презентации для тех, кто не смог поехать. А в 4‑м классе ребята захотели и сделали книгу нашего класса об одном сезоне участия в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Словом, мы используем технологии, а не они нас.И это те самые «побочные» эффекты проекта, которые важнее, чем (простите меня, чиновники и администрация!) баллы в рейтинге! Потому что все это вместе помогает нашим детям развиваться правильно: ставить цели, видеть других людей, сотрудничать, использовать доступные средства.За все это я благодарна олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», которая стимулирует нас, учителей, двигаться, развиваться, узнавать и осваивать новое, чтобы опережать наших детей, быть интересными для них, современными и востребованными. Для этого мне не жаль нескольких выходных – за 4 года моего участия в проекте я столько узнала о детях, о Москве, обо всем на свете, что теперь уже и не смогу иначе.Поэтому мои первоклассники уже знают, что скоро наше первое путешествие. А вот куда – мы будем решать вместе.Татьяна ЛЯПИНА,учитель начальных классов школы №2127

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте