search
main
0

Наш курс – на индивидуализацию образовательного запроса

​Михаил СЛУЧ, директор школы №1060, учитель года России и Москвы: – Москва находится и будет всегда находиться в более трудном положении по сравнению со всеми остальными регионами, по сравнению с другими, даже большими, городами России. Будучи самым значительным мегаполисом, Москва в полной мере испытывает на себе важнейшую, с моей точки зрения, из современных тенденций. Назовем ее индивидуализацией образовательного запроса. В душе моих коллег – директоров и учителей различных школ – масса различных забот, причем проблемы одного часто не актуальны и даже не знакомы его соседям. В Москве, как нигде, учитель и директор встречаются с одаренными детьми, с победителями конкурсов и олимпиад, с детьми в высшей степени мотивированными.

И одновременно тот же учитель работает с детьми, имеющими особые потребности, с детьми-инвалидами, с детьми, психологически лабильными. В одном классе сходятся ученики из социально незащищенных семей и дети из семей с высочайшим образовательным уровнем. Учащиеся, едва владеющие русским языком, живут в Москве бок о бок с детьми, в совершенстве владеющими иностранными языками, во всяком случае порой существенно лучше обучающих их учителей. С этой точки зрения Москва стоит перед очень трудным требованием – нам нужно выстроить и сильно индивидуализировать образовательные услуги в наших школах. Поэтому очень важна попытка  московской программы  «Развитие образования на 2012-2016 годы» ответить на это требование, и одна из ее составляющих – московский стандарт качества.Говоря о высоком качестве московского образования, о стремлении к этому качеству в каждой школе, мы говорим о полноте предоставления образовательной услуги, включая в это понятие условие индивидуализации. За полноту отвечает стандарт. Московская программа развития образования формулирует,  и это важно,  современный взгляд на стандарт,  на московский стандарт качества. Есть четыре  составляющие этого стандарта. Московский стандарт качества включает в себя стандарт результатов, которые определяют запросы московских семей, и стандарт условий. Не могу не упомянуть огромное увеличение финансирования, планы по росту заработной платы, сформулированные в московской программе развития образования.  Каждый директор, переживший прошедшее лето, видел своими глазами благоустроенные школьные дворы, модернизированные спортивные площадки. Мэр Москвы говорит о программе информатизации, о поставках, обеспечивающих старт реализации ФГОС НОО. Но есть еще одна составляющая стандарта – это стандарт педагогической деятельности. Деятельность педагога сейчас оказывается в центре внимания, особенно если мы говорим о стандарте начальной школы, потому что она оказывается образцом для  детей. Ребенок в основном из нее и черпает свое вдохновение,  одновременно учится. С этой  точки зрения педагогическая деятельность сегодня, особенно в начальной школе, – это не столько передача содержания, не столько даже технология, сколько именно деятельность, которая,  и это очень важно,  становится образцом для ребенка. Вернее, может стать. Дело переноса образцов лучшей деятельности, лучших практик – важная часть московской программы развития образования. Мне хотелось бы обратить внимание, что в таком распространении могло бы серьезно поучаствовать профессиональное сообщество. Особенно сейчас, пока только начинается внедрение стандарта начальной школы, пока еще есть время до  введения стандартов основной и старшей школы, до  решения проблем межпредметных, или, как сейчас говорят, метапредметных. Пока не начались метапредметные проблемы, можно было бы сделать шаг в решении проблем предметных.  Поэтому я предлагаю серьезно активизировать в Москве работу предметных учительских ассоциаций.  Еще одна  составляющая стандарта – стандарт взаимодействия образовательных учреждений, в том числе взаимодействия сетевого. Тут снова нужно сказать об  уникальных условиях Москвы как столицы и мегаполиса с  ее беспрецедентной концентрацией учреждений науки, культуры и спорта, с особым кадровым потенциалом. Все это создает основы для продуктивного взаимодействия школ, учреждений допобразования, учреждений культуры, вузов, научных организаций. Но нужно честно признаться, что идеи нормативного финансирования (то есть  равного, справедливого распределения средств, следующих за учеником) входят в противоречие с задачами работы с одаренными детьми, с детьми, имеющими особые потребности, с удовлетворением индивидуального образовательного запроса. Я думаю, что в московской программе развития образования нужно заложить инструменты решения этой проблемы. Это можно сделать в рамках дополнительного образования. Важно в этой связи говорить о нормативах, о гарантиях в дополнительном образовании. Это можно сделать в рамках независимой городской системы консультирования, в рамках взаимодействия с учреждениями науки, высшего образования, культуры.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте