search
main
0

Наш календарь

С начала этого года мы информируем о юбилейных и памятных датах приближающегося месяца. Теперь на очереди – апрель. Начало см. в «УГ» №№1-2, 3, 8

12 апреля – День космонавтики. Общеизвестно: Россия – родина первого космонавта планеты Юрия Гагарина. День космонавтики у нас отмечают в ознаменование совершенного им полета. Праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. С 1968 года отечественный День космонавтики получил и официальное общемировое признание – после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики. Успехи отечественной космонавтики – это закономерный результат труда многих тысяч людей, которые делают все от них зависящее во имя прогресса космической отрасли. Но 12 апреля – еще и повод для раздумий о современном ее положении при современных экономических реалиях. А они, увы, не очень-то радуют. И тем не менее этот весенний день приносит что-то радостное, бодрое. Может быть, это подсознательное ощущение величия человеческого разума, науки, а не просто календарный поворот к более теплым и солнечным дням…

Однако 12 апреля – не только дата первого космического полета. В 2009 году в этот день исполняется 60 лет со дня рождения Юрия Дмитриевича Куклачева – всемирно известного дрессировщика кошек, клоуна, создателя единственного в мире Театра кошек – уголка, где взрослые могут ощутить себя немного детьми, где создана атмосфера сказки, уюта, покоя и волшебства.

Гастроли театра проходят в самых разных странах мира. В 2005 году Театр кошек Куклачева получил статус Государственного учреждения культуры города Москвы. «Говорить, что я кошек дрессирую, – неверно, – признавался в одном из интервью Юрий Куклачев, рассказывая о секретах своего мастерства. – К кошкам я присматриваюсь, пытаюсь понять, что им нравится делать, и закрепляю это с помощью определенных приемов. Вы же видели, как они работают в спектакле, прыгают, лазают, катают коляску и даже подыгрывают клоунам на сцене. Кошки всегда удивляют. С ними каждый раз я открываю для себя что-то новое. Кошка – настоящий друг. Ее невозможно обмануть, она видит человека гораздо глубже, чем мы можем представить. Кошки абсолютно безошибочно определяют, какая от человека исходит энергия – злая или добрая. Я уверен, что это загадочные существа, они обладают необъяснимыми способностями, которые человек до конца еще не изучил. С ними можно попытаться ладить. И тогда оказывается, что они и умны, и привязчивы, и одухотворенны».

А на следующий день, 13 апреля, исполнилось бы 75 лет со дня рождения Натальи Дуровой – дрессировщицы, народной артистки СССР.

Ее отец и дедушка также были артистами цирка. На арене Наталья Дурова начала выступать с четырех лет. А в девять лет ее вписали в трудовую книжку отца как стажера, и с этого времени берет отсчет ее собственный трудовой стаж. Это было еще до Великой Отечественной войны.

Наталья Дурова посвятила свою жизнь потомственному семейному делу – дрессировке животных и выступлениям с ними перед зрителями. Она первой в мире начала дрессировать моржей, котиков, морских львов, выводить на арену смешанные составы животных: травоядных и хищников. Впрочем, это утверждение нуждается в некоторой корректировке, поскольку «дружбу» хищников и их потенциальных жертв продемонстрировал на сцене еще знаменитый дедушка дрессировщицы и писательницы Владимир Леонидович Дуров, он же дрессировал и морских животных.

Заслуги Натальи Дуровой были высоко оценены на родине и в других странах. После распада Советского Союза она дважды удостаивалась ордена «За заслуги перед Отечеством». С 1978 года и до конца жизни Наталья Дурова работала руководителем Уголка им. В.Л. Дурова, который ныне называется «Страна чудес дедушки Дурова». Похоронена дрессировщица на Новодевичьем кладбище.

23 апреля – 110 лет со дня рождения Владимира Набокова. О себе он говорил: «Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию… Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце – по-русски, и мое ухо – по-французски».

Владимир Набоков родился в аристократической семье известного российского политика Владимира Дмитриевича Набокова. В обиходе семьи Набокова использовались три языка – русский, английский и французский, таким образом, будущий писатель в совершенстве овладел тремя языками с раннего детства. Революция 1917 года заставила Набоковых перебраться в Крым, а затем, в 1919-м, эмигрировать из России. Некоторые из семейных драгоценностей удалось вывезти с собой, и на эти деньги семья Набоковых жила в Берлине, в то время как Владимир получал образование в Кембридже, где он продолжал писать русские стихи и переводил на русский язык «Алису в стране чудес» Л. Кэрролла. В 1927 году Набоков завершает свой первый роман «Машенька», затем, до 1937 года, пишет еще восемь романов на русском языке, усложняя авторский стиль, экспериментируя с формой. С началом Второй мировой войны он эмигрирует в США, начинает писать по-английски. («Подлинная жизнь Себастьяна Найта», «Пнин» и другие романы). С 1960-го Набоков живет в Швейцарии, где создает свои последние романы, наиболее известные из которых – «Бледное пламя» и «Ада». Владимир Набоков перевел на английский «Евгения Онегина» и «Слово о полку Игореве».

23 апреля – хотя не круглая, но все-таки дата – 445 лет со дня рождения Уильяма Шекспира. Исполнится ровно 500 лет со дня его рождения, тысяча лет, а творения классика, как прежде, будут актуальны и востребованы. Цитата по поводу: «Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения, которому сопутствует то, что поэт-романтик Джон Китс назовет «негативной способностью» Шекспира, его поэтическим зрением – видеть все и ничем не обнаружить своего присутствия. Уникальная шекспировская тайна, которая принадлежит личности и времени, когда личное впервые прорезывает безличность бытия, а великий драматург, на века вперед создавший портретную галерею новой эпохи, скрывает лишь одно лицо – свое собственное. Уильям Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана» (И.О.Шайтанов).

Остается добавить, просто так, к слову, что имя Шекспира увековечено уже за пределами Земли: в его честь назван кратер на Меркурии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте