Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наш календарь

Учительская газета, №6 от 16 февраля 2010. Читать номер
Автор:

Продолжаем информировать читателей о памятных датах наступающего месяца. На очереди – март.

2 марта – 210 лет со дня рождения поэта Евгения Абрамовича Баратынского (Боратынского). Начнем с фамилии. Большинство публикаций поэта подписаны фамилией Баратынский. А последняя книга стихов, подготовленная к печати («Сумерки»), – через «о». Так писали фамилию поэта в начале XX века, затем, в советское время, через «а», и вот теперь вновь входит в литературную норму «Боратынский».

«Он у нас оригинален – ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко». Так отзывался о творчестве поэта Александр Пушкин. Одно время его рассматривали как поэта пушкинской плеяды, затем Боратынский стал восприниматься как самостоятельный, крупный лирик-философ, предшественник Тютчева. Как бы то ни было, но он действительно самобытный поэт.

3 марта – 130 лет со дня рождения языковеда Льва Владимировича Щербы. Академик, один из создателей теории фонемы, специалист по общему языкознанию, славянским и французскому языкам. Щерба преподавал в Петербургском (впоследствии Ленинградском) университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, на курсах для учителей глухонемых и учителей иностранных языков. В 1909 году создал в Петербургском университете лабораторию экспериментальной фонетики, носящую его имя. Но вряд ли в столь короткой заметке можно перечислить все его заслуги. Щербе принадлежит знаменитая фраза «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Она придумана, чтобы проиллюстрировать мысль о том, что многие семантические признаки слова можно понять из его морфологии. В данном случае ясно, что некоторое, определенным образом характеризуемое существо женского пола что-то сделало с другим существом мужского пола, а затем начала (и продолжает до настоящего момента) делать что-то другое с его детенышем (или более мелким представителем того же вида). Пример был предложен академиком в конце 1920-х годов и использовался на вводных лекциях к курсу «Основы языкознания».

«Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе. Нельзя терпеть неграмотных чиновников, секретарей, машинисток, переписчиков и т. д., и т. д. И, конечно, по мере налаживания жизни, поднятие грамотности будет осуществляться самым безжалостным образом этой самой жизнью: плохо грамотных будут удалять со службы, а то и просто не принимать на службу; при прочих равных условиях предпочтение во всяких обстоятельствах будет даваться более грамотному и т. д., и т. д. Если мы не привьем детям грамотности, то мы не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество.

Позволяю себе к этому прибавить, что мы должны научить наших детей писать не только грамотно, но и четко, что не менее важно. Но это замечание непосредственно не относится к моей теме, а, с другой стороны, заслуживало бы более подробного развития. А потому я перехожу ко второй причине современной безграмотности.

Мне кажется, что она лежит в методах обучения орфографии».

13 марта – 165 лет со дня рождения русского языковеда и педагога Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ. Свою родословную он вел от древнего французского рода Куртенэ, который в свою очередь восходил к королю Людовику VI. Ученый в свое время активно занимался и выступал за культурную самостоятельность Польши, откуда происходил, за равноправие польского языка с русским. После восстановления независимости Польской Республики отстаивал права национальных меньшинств, в том числе и русских. Проживая в Польше, в 1922 году был выдвинут представителями национальных меньшинств (помимо желания) кандидатом в президенты.

Бодуэн де Куртенэ долгое время изучал разные индоевропейские языки, а научные труды писал не только на русском, но и на польском, немецком, французском, чешском, итальянском, литовском языках. Подготовил третью и четвертую редакции словаря В.И.Даля, кое-что уточнив в нем и поправив, а кроме того, дополнил его новыми словами, включая отсутствовавшую бранную лексику. В советское время бодуэновский словарь Даля не переиздавался.

13 марта – 100 лет со дня рождения российской артистки цирка Ирины Николаевны Бугримовой. Первая в мире женщина-укротительница родилась в Харькове. С семи лет будущая дрессировщица начала посещать музыкальную школу и балетную студию, а затем увлеклась спортом. Чем только ни занималась: бегом, прыжками в длину, в высоту, в воду с вышки, играла в русский хоккей, толкала ядро, метала диск и копье, бегала на коньках, ездила на мотоцикле. В цирке она стала выступать в конце 1920-х вместе с мужем, с 1946 года по 1976-й (то есть тридцать лет) дрессировала львов. Разработанных методов их дрессуры не было, приходилось экспериментировать. В каждом выступлении Бугримова стремилась показать не трюки, а маленький спектакль.

23 марта – 100 лет со дня рождения японского кинорежиссера Акиры Куросавы. Среди множества фильмов, снятых Куросавой, есть несколько, напрямую связанных с Россией. Это «Идиот» (1951) – киноинтерпретация романа Федора Достоевского. Оригинальная версия фильма должна была состоять из двух частей и продолжаться 265 минут экранного времени. Но впоследствии фильм сочли слишком длинным и заставили режиссера перемонтировать его, сократив до 166 минут. Акира Куросава говорил об этом фильме: «Я долго думал о том, что можно сделать из этой книги замечательный фильм. Достоевский остается моим любимым писателем, и он единственный, как я считаю, кто правдиво писал о человеческом существовании». Затем была картина по пьесе Максима Горького «На дне» (1957), действие которой перенесено в Японию эпохи Эдо: замена реалий царской России на реалии феодальной Японии – единственное, что позволил себе Куросава при переработке пьесы. В остальном он почти везде дословно верен тексту первоисточника. В середине 1970-х годов на студии «Мосфильм» Акира Куросава снял киноленту «Дерсу Узала». Она была удостоена главного приза на Московском кинофестивале в 1975 году и премии «Оскар» Академии кинематографических искусств и наук. Куросава умер от сердечного приступа в Токио в возрасте 88 лет.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту