Приближается июль, и мы информируем о некоторых памятных датах наступающего месяца.
3 июля – 110 лет со дня рождения библиотековеда Маргариты Ивановны Рудомино.
Ее жизнь удивляет постоянством. В 1918 году Маргарита Рудомино окончила первую саратовскую женскую гимназию и начала работать преподавателем на высших курсах иностранных языков и в третьей советской школе (бывшее Александро-Мариинское мужское реальное училище, ныне гимназия №1). В 1918 году была назначена на должность школьного библиотекаря. Через четыре года переехала в Москву, где окончила романо-германское отделение факультета общественных наук МГУ. Маргарита Рудомино – основательница Государственной библиотеки иностранной литературы, с 1922 года и до 1973-го она была бессменным ее руководителем. По ее инициативе осуществлено строительство нового здания библиотеки на Николоямской улице, известного ныне всем, кто изучает иностранные языки. Из высших курсов иностранных языков при библиотеке, организованных Рудомино, «вырос» впоследствии Педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Несколько лет назад были изданы воспоминания, дневники и письма Маргариты Рудомино, составив сборник, который получил название «Книги моей жизни».
4 июля – 400 лет со дня рождения французского писателя Поля Скаррона.
Бурлеск, вид пародии, когда серьезное содержание выражается не соответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» оказываются в шутовском обличье, существовал и до Скаррона. Но этот писатель в совершенстве владел его искусством.
В 1638 году молодой аббат Поль Скаррон заболел ревматизмом и большую часть времени вынужден был проводить в комнате, нередко вынося страшную боль в суставах. Несчастье не помешало ему усиленно заниматься литературой. Что значит «заниматься литературой»? За деньги писать стихотворные посвящения именитым людям. Но не только. Скаррон дебютировал «Сборником из нескольких бурлескных стихов», но особую известность принесла ему поэма «Вергилий наизнанку», остроумная, местами грубоватая пародия на «Энеиду». Она обошла всю Европу, вызвав новые подражания. В России, например, свои пародии на Вергилия написали вслед за Скарроном ныне малоизвестные поэты Котляревский и Осипов. Скаррон пародировал высокопарные героические поэмы своего времени, бессодержательные произведения самых разных авторов. В лучшем его сочинении, «Комическом романе», томным воздыхателям и благородным, чувствительным рыцарям, приводившим в восторг читающую публику, противопоставлены грубоватые, порой циничные, но выхваченные из окружающей действительности люди, говорящие простым языком. Подобное изображение неприкрашенной действительности в ту эпоху считалось недостойным хорошего писателя. Но крайности Скаррона были реакцией на крайности старой школы.
21 июля – 100 лет со дня рождения советского художника Владимира Александровича Серова.
И сейчас его картины, ставшие классикой социалистического реализма, многим знакомы: «Ходоки у В.И.Ленина», «Зимний взят», «Декрет о мире», «В.И.Ленин провозглашает Советскую власть». Владимир Серов был дважды лауреатом Сталинской премии, президентом Академии художеств СССР, действительно талантливым художником и, конечно, имел множество регалий и наград. В его творчестве идеологически выдержанная историко-революционная тема – ведущая . Одна из основных идей его творчества – народ, свершающий победы под руководством коммунистической партии. В годы войны Серов жил в блокадном Ленинграде, работал над плакатами, рисунками для газет, над картинами. Тогда тему Гражданской войны сменило героическое прошлое и настоящее. В 1942 году Серов пишет «Ледовое побоище», в 1945-м – «Въезд Александра Невского в Псков». Появляются также картины, посвященные войне: «Последний патрон», «Балтийский десант» (обе – 1942 год). В 1957-1962 годах Серов создал графическую серию к «Слову о полку Игореве». Иллюстрации опубликованы вместе с текстом поэмы в 1963 году. В целом же творчество Валентина Серова явилось не только выражением определенного художественного стиля, но и официальной государственной идеологии, символом своего времени, эпохи. Художник похоронен на Новодевичьем кладбище. На его родине, в селе Эммаус Тверской области, открыт мемориальный художественный дом-музей.
31 июля – 80 лет со дня рождения артиста цирка Олега Константиновича Попова.
Путь к цирковой арене у Олега Попова начинался с работы на полиграфическом комбинате «Правда», куда в 1943 году он поступил учеником слесаря. Занимаясь в кружке акробатики Дворца спорта «Крылья Советов», он познакомился со студентами циркового училища, побывал на их репетициях. И тогда же поступил в Государственное училище циркового искусства, окончив его через несколько лет по специальности «эксцентрик на проволоке». Образ «Солнечного клоуна» – человека с копной русых волос в широких полосатых штанах и клетчатой кепке – появился в 1950-х годах. Олег Попов принимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы. Поездки принесли ему широкую известность. С 1991 года Олег Попов живет и работает в Германии.
Комментарии