search
main
0

Наш друг – словарь

​В 2013-2014 учебном году на базе нашей гимназии работала городская экспериментальная площадка «Словари XXI века» с участием 15 московских школ из разных округов.

Поскольку гимназия была пилотной школой, у нас ежемесячно проходили очные семинары по предметным секциям. На семинарах для начальной школы шла речь о том, как выстроить первое знакомство ребят со словарями, сформировать пользовательские умения младших школьников, заложить знание основ лексикографии, демонстрировали и обсуждали видеофрагменты уроков и внеклассных занятий, разработанных и проведенных С.А.Жужликовой, Т.Оруджевой и Т.Дьяковой. На примере этих видеофрагментов мы делились с коллегами опытом развития познавательного интереса второклассников при работе со словарями. Слушатели курса учились тому, как обучать детей определять вид словаря для решения конкретной учебной задачи, организовать деятельность учащихся по овладению начальными навыками работы со словарем и, в частности, быстрым поиском слова по алфавиту.Одна из главных задач – формирование у младших школьников осознания важной роли словаря. Обращение к нему для определения или уточнения лексического значения слова, в случае затруднения в процессе овладения орфоэпическими нормами современного литературного языка, при решении творческих задач, для обогащения речи – это ситуации учебного общения, в которые дети погружались ежедневно, осваивая и изучая работу со словарями разных видов.Наши второклассники ознакомились с Толковым словарем Даля и историей его создания, узнали о Дне словаря (22 ноября), приуроченном к дню рождения В.Даля. В течение учебного года ребята часто прибегали к помощи орфографического словаря и словаря ударений. Отмечая Международный день родного языка (21 февраля), они выполняли занимательные задания, связанные со «Словарями XXI века для 1-4-х классов», разгадывали учебные кроссворды, участвовали в викторинах, демонстрируя уже освоенные в течение первого полугодия умения. Большой интерес вызывала у второклассников работа с фразеологическим словарем, словарем иностранных слов, морфемно-словообразовательным словарем. Но самым востребованным и любимым стал для ребят Универсальный словарь из серии «Словари XXI века для 1-4-х классов», в котором собрана наиболее полная информация о словарных словах, изучаемых в начальных классах. Это и толкование слова, и информация об истории его происхождения, синонимы и антонимы к данному слову, однокоренные слова, а также примеры употребления слова в художественной литературе и игровые задания. Автор этого словаря Светлана Зотова выступила на вебинаре «Работа со «Словарями XXI века» в начальных классах», который прошел в гимназии в апреле 2014 года. Она рассказала о том, как возникла идея создания такого универсального словаря для младших школьников, и о возможности его использования в урочной и внеурочной деятельности. В конце учебного года в рамках подготовки к Дню славянской письменности и культуры (24 мая) второклассники участвовали в недельном марафоне учебных и игровых конкурсных заданий, которыми изобилует универсальный словарь.Работая в экспериментальном режиме, я и мои коллеги пришли к общему мнению о том, что эффективное обучение младших школьников работе со словарями возможно только благодаря реализации модели «система – деятельность – результат». Аббревиатура СДР в данном случае может быть прочитана по-разному: словари для ребят, страницы детского развития, способы достойного роста, стимулирование достижений ребенка… Расшифровка любой аббревиатуры отражает позитивное влияние обучения работе со словарями на развитие личности ученика начальных классов.Системный подход предполагает, что использование словарей на уроках должно стать насущной, ежедневной необходимостью для ученика, отработкой навыка обращения к нужному словарю как помощнику в решении учебной задачи. От последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех дальнейшего формирования соответствующего метапредметного умения, необходимого для развития личности. Именно так закладывают основы культуры, готовность ученика ставить перед собой лингвистические вопросы и умение осознанно искать на них ответы. Отсюда важность планирования учителем данной работы, следование программе формирования основ словарной культуры.Деятельностный подход предполагает организацию работы в разных формах – парной, групповой, индивидуальной, а также различное содержание этой деятельности: коллективное исследование, соревнование при выполнении задания, взаимодействие между членами группы, выполнение творческой работы, игровая деятельность. При этом происходит овладение учащимися различными коммуникативными умениями: выслушать одноклассника, высказать свою точку зрения, распределить обязанности при выполнении задания, прийти к совместному решению. Говоря об организации деятельности учащихся, нельзя забывать и о правильной, своевременной мотивации работы, которая складывается из интереса к поставленной проблеме и предоставления возможности ее решения через открытие новых знаний. В обеспечении этой возможности и состоит роль учителя.Результат – достижение поставленных программой задач через организацию планируемой деятельности по обучению работе младших школьников со словарями. Понятно, что результат напрямую зависит от того, насколько системно шла работа, насколько эффективно и целесообразно была организована деятельность учащихся. Еще одним важным фактором достижения устойчивого результата работы стало наличие словарей в открытом для детей доступе, возможность обращения к словарям разных видов как в школе, так и дома, включая электронные носители и интернет-словари.Методическая подготовка учителя к развитию у младших школьников сложного умения пользоваться словарями предполагает знание перечня его составных действий. Он включает в себя несколько базовых умений – пользоваться вспомогательными словарями учебников; извлекать информацию из текста вступительной статьи словаря; определять единицу описания по названию словаря; работать с алфавитным словоуказателем; понимать структуру словаря и словарной статьи; анализировать содержание словарной статьи; читать условные обозначения, символы и сокращения; использовать при работе со словарями чтение-просмотр и чтение-поиск.Сравнивая планируемые результаты экспериментальной работы с достигнутыми, можно констатировать, что наши ученики в достаточной мере овладели этими базовыми умениями, расширили свой словарный запас, который стал богаче в количественном и качественном отношении. Многие слова перешли из пассивного словаря в активный, повысилась грамотность речи, возросла культура употребления литературных слов и выражений. Дети научились решать поисковые и творческие задачи, собирать, обрабатывать и анализировать добытую информацию, улучшились понимание смысла читаемых текстов, логическое мышление учащихся и их самостоятельность, а также выросли коммуникативные умения детей.Все это дает нам право говорить об обучении младших школьников работе со словарями как об эффективной образовательной практике, которая достойна пристального внимания современной российской школы.Татьяна ОРУДЖОВА, гимназия №1520 имени Капцовых

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте