Школа №1367 с углубленным изучением отдельных предметов стала одной из первых, где с 1 сентября 2010 года стартовал пилотный проект по реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Второй год учреждение работает в рамках городской экспериментальной площадки «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы» под руководством доктора педагогических наук Елены Булин-Соколовой.
Школа имеет все необходимое для современного образовательного учреждения оснащение (каждый класс оборудован автоматизированным рабочим местом учителя, включающим в себя компьютер, принтер, мультимедиапроектор и экран или интерактивную доску), что дает широкую возможность обучать детей с использованием ИКТ-технологий.
Но прослушав курсы «ИКТ-компетентность учителя», мы переосмыслили те возможности, которые дают нам ТСО в учебном процессе. Воодушевившись, мы готовы были немедленно апробировать полу-;i ченные знания на практике, но, 8 как и у многих наших коллег, у Б нас возникли опасения: а смо-« гут ли наши первоклассники, ^ многие из которых не умеют ни 1 читать, ни считать, освоить ин-| формационные технологии в s обучении, смогут ли они овла-? деть навыками работы с компьютером? А уж о возможности
создания ими собственных мини-проектов мы даже не думали.
Но попробовать мы все-таки решили, понимая, что без помощи родителей нам не обойтись. Таким образом, мы поставили перед собой задачу – убедить родителей в необходимости использования информационных технологий для повышения мотивации учения на первом же родительском собрании. Родители также с настороженностью восприняли информацию о нововведениях в образовании, но помочь не отказались.
Мы понимали, что успех решения данной задачи зависит от того, насколько грамотно мы спланируем работу по ИКТ-со-провождению самих родителей. Поэтому на родительских собраниях мы регулярно проводили круглые столы, показывали мастер-классы. Родители, чувствуя поддержку педагогов и видя восторг своих детей, которые, приходя домой, рассказывали, как увлекательно учиться и дружить с макбуком, окончательно утвердились в мысли о том, что рациональное использование ИКТ-тех-нологий повышает и мотивацию к обучению, и его успешность.
Наиболее успешно, на наш взгляд, была реализована задача знакомства с программой «ПервоЛого». Именно с этой программы мы начали знакомство детей с макбуком, с первых-же занятий увидели, что дети им успешно овладевают, а главное -им нравится работать в этой программе.
Когда первоклассники овла-
дели первичными навыками работы, мы начали создавать заготовки, которые помогали решать учебные задачи на разных уроках, открывать новые знания в аспекте именно деятельностного подхода. Кроме того, такая работа позволяет работать в текстовом редакторе и отрабатывать навыки печатания.
Результат превзошел все ожидания! Каждый раз, поработав с заготовками, в конце урока ребята видели яркий, красивый продукт своей деятельности.
На следующем этапе работы мы научили ребят записывать аудиофайлы. В процессе работы первоклассники сравнивали рассказы друг друга, что давало возможность им корректировать свою речь, исправлять речевые недочеты и более тщательно подбирать слова для высказываний.
Время шло, дети легко обучались навыкам работы с макбу-ком, у многих программа «Пер-воЛого» была установлена дома. Первоклассников настолько увлекла такая работа, что им хотелось узнать все больше и больше. И вот они стали создавать авторские мини-проекты.
На уроках окружающего мира, изучая животных и готовя свои сообщения, первоклассники констатировали недостаточно широкие возможности графического редактора. Именно детская инициатива легла в основу нашей совместной интересной работы по расширению возможностей графического редактора -дети научились дополнять картинками или фотографиями, сде-
ланными во время экскурсии. Овладев этими навыками, каждый мог создавать свои проекты.
Наши первоклассники радовались своим успехам и поддержке учителей и одноклассников. И безусловно, эти материальные продукты детского ИКТ-творче-ства были достойны того, чтобы их видели как можно больше зрителей и могли оценить. И тогда мы поставили перед собой следующую задачу – использовать в полной мере и разрабатывать возможности информационной среды. Мы стали создавать форумы, в которых ребята прикрепляли свои проекты, а одноклассники, учитель и родители могли оценить эти проекты по достоинству.
Таким образом, проработав год с первоклассниками в рамках нового ФГОС, мы можем с уверенностью констатировать, что использование новых ИКТ-технологий в учебном процессе, безусловно, не только повышает успешность обучения, но и, что особенно важно, формирует положительную мотивацию к учению. Впереди не менее интересный второй год обучения, имы полны идей, как с помощью информационных средств зажечь в глазах наших детей пытливый огонек жажды знаний.
Хочется пожелать коллегам не бояться ничего нового, идти вперед в ногу со временем и помнить, что наша задача – научить ученика жить в информационном.
Комментарии