27-28 мая 2009 года в Москве под эгидой Департамента образования и Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы состоялось VIII Международное совещание руководителей образовательных учреждений по тематике «Модели и опыт развития русскоязычного образования в зарубежной школе». В совещании приняли участие представители 40 городов 25 стран Европы, Азии и Северной Америки, в том числе педагоги-русисты из славянских стран – участники ежегодной весенней стажировки, приуроченной к празднованию Дней славянской письменности и культуры.
Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков
26 мая 2009 г.
Организаторам и участникам VIII Международного совещания руководителей образовательных учреждений с преподаванием на русском языке
Дорогие друзья!
От имени Правительства Москвы и от себя лично горячо приветствую зарубежных и московских деятелей образования, собравшихся в Москве на Международное совещание руководителей образовательных учреждений с преподаванием на русском языке!
Являясь культурно-образовательным центром мирового значения, российская столица последовательно осуществляет программы развития школьного и дошкольного образования, участвует в реализации наиболее значимых инициатив ЮНЕСКО, авторитетных межгосударственных и международных организаций, педагогической общественности разных стран. Естественным приоритетом нашего взаимодействия является продвижение русского языка за рубежами России, поддержка соотечественников средствами образования и просвещения.
Мы высоко ценим усилия наших партнеров по консолидации и развитию «русского мира», привлечению детей и молодежи к ценностям русской культуры, воспитанию у них интереса к России и всестороннему взаимодействию с нашей страной. Придавая большое значение обмену инновационным опытом деятельности по реализации различных моделей развития русскоязычного образования и изучения русского языка и культуры, мы будем и впредь поддерживать усилия, направленные на углубление международного сотрудничества в этой области.
Желаю совещанию эффективной и интересной работы, а всем его участникам – личного благополучия, оптимизма и уверенности в успехе этого сложного, но благородного дела!
27 мая 2009 года Департамент образования в зале коллегии принимал участников Международного совещания – тех зарубежных коллег, что ведут в своих странах большую работу по распространению русского языка. Здесь состоялось практически главное событие совещания – пленарное заседание. Такие встречи – всегда встречи друзей и единомышленников. За столами в зале коллегии сидели посланцы Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Греции, Киргизии, Казахстана, Хорватии, Литвы, Молдовы, Польши, Сербии, Словакии, Словении, Чехии, ФРГ, США, Турции, Румынии, Швейцарии, Канады и других стран, а также представители московского Департамента внешнеэкономических и международных связей, Московской городской Думы, Министерства образования и науки РФ, Фонда «Русский мир», Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина.
Открыла заседание руководитель Департамента образования Ольга Ларионова. В своем обращении к участникам международного совещания Ольга Николаевна сказала:
– Сегодня мы открываем VIII Международное совещание руководителей образовательных учреждений – представителей сферы образования 25 стран Европы, Азии, Северной Америки. Наше совещание проводится ежегодно в рамках принятой московским правительством Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2008-2010 годы. Вопросы продвижения русского языка и поддержки соотечественников средствами образования занимают в этой программе одно из ведущих мест. Такой подход отражает многолетнюю и четкую позицию по этой проблематике Правительства Москвы и лично мэра Москвы Юрия Лужкова. Хочу отметить, что многолетняя работа в этой области, опыт подготовки и совместного проведения международных встреч, систематические контакты и сотрудничество с зарубежными коллегами позволяют всем нам достаточно полно владеть информацией о ситуации, сложившейся сегодня в русскоязычном образовании разных стран. Мы исходим из того, что изучение русского языка и русской культуры играет все большую роль в сохранении российской культурно-языковой идентичности детей и молодежи и в целом «русского мира» за рубежами России. В то же время мы придаем большое значение продвижению русского языка как средства развития деловых, научных, культурных связей с нашей страной в условиях происходящего в последние годы существенного расширения международного взаимодействия в большинстве сфер жизни современного общества.
При этом, конечно, существуют и останутся в дальнейшем различия в подходах к изучению русского языка и русской культуры в разных странах и в разных политико-правовых, социально-психологических, культурно-языковых ситуациях. Эти различия обусловливают появление и развитие разнообразных моделей, образовательных технологий, учебных программ русскоязычного образования, которые к настоящему времени во многом уже сложились в большинстве стран и регионов и заслуживают серьезного обсуждения и анализа. Весьма перспективным для изучения русского языка детьми и молодежью из среды соотечественников нам представляется, в частности, опыт изучения русского языка в рамках различных методов билингвального образования, а также пока еще небольшие, но перспективные наработки по изучению школьных естественно-научных дисциплин на русском языке.
Особо следует отметить, что анализ различных моделей русскоязычного образования актуален сегодня не только с методических и организационных позиций, как это в основном было в предыдущие годы, но и с точки зрения содержания образования, его духовно-воспитательного и познавательно-культурного наполнения. В современных условиях теряет свое значение обучение владению русским языком как самодостаточная образовательная цель, состоящая в формировании у детей и молодежи определенных, в основном коммуникативных, навыков и умений. Не менее важной целью русскоязычного образования должно являться формирование системы ценностных, в том числе духовных, культурных, гражданских, ориентиров человека в рамках развивающих подходов к школьному образованию.
По нашему мнению, именно такая позиция наиболее продуктивна в решении проблем совершенствования содержания русскоязычного образования путем приобщения детей и молодежи к ценностям русской и мировой культуры, достижения знания и понимания ими географических, историко-культурных, социально-политических особенностей жизни России и российского народа. Более того, именно уровень содержания образовательных программ сегодня, а тем более на перспективу, во многом определяет мотивации к изучению русского языка и русской культуры и в конечном счете качество русскоязычного образования в конкретной школе, в регионе или стране в целом. Нам хотелось бы не только обменяться опытом с зарубежными коллегами, но и услышать ваши мнения по конкретным аспектам этой проблемы, в частности, в связи с ее растущей значимостью применительно к системе повышения квалификации зарубежных педагогов.
Особое значение придается в Москве повышению качества образования. Передовые школы во взаимодействии с вузами московской образовательной системы проводят комплексную работу в этой области, причем вопросам содержания и качества образования отводится первостепенная роль в формировании в Москве новых моделей школьного и дошкольного образования, в том числе в рамках проектов «Школа будущего» и «Детский сад будущего» и в целом в ходе реализации городской целевой программы «Столичное образование» на 2009-2011 годы.
Большая роль в работе по повышению качества московского образования отводится совершенствованию системы повышения квалификации педагогов, школьных психологов, методистов, специалистов дошкольных учреждений. Это в полной мере относится к преподавателям русского языка и литературы, и именно в рамках развития этой системы в течение многих лет в российской столице проводятся курсы повышения квалификации и стажировки зарубежных педагогов-русистов. Мы видим перспективность таких контактов и будем способствовать их дальнейшему развитию.
В Москве уже давно учитывают актуальность языкового образования как базового фактора духовного и культурного развития детей не только школьного, но и дошкольного возраста. Работа в этой области проводится в рамках инновационного международного проекта «Московское образование: от младенчества до школы», реализуемого в рамках подписанного в 2007 году Меморандума о сотрудничестве в сфере образования, науки, культуры между ЮНЕСКО и городом Москвой. На 2010 год в российской столице намечено проведение Всемирной конференции по вопросам воспитания и образования детей младшего возраста. Подготовка к этому крупнейшему международному мероприятию уже началась. В частности, в апреле в Москве были проведены переговоры с делегацией ЮНЕСКО, в ходе которых были уточнены и приняты важные решения по организации данной акции и проведению предстоящей Всемирной конференции.
Нам представляется важным, что совещание проходит в период празднования Дней славянской письменности и культуры, которое традиционно стало одним из крупных событий в культурной жизни России и Москвы. Мы придаем большое значение сотрудничеству славянских стран в области русскоязычного образования, понимая уникальные образовательные возможности, которые дает нам близость славянских языков и культур.
Мы надеемся, что контакты с коллегами, сообщения о конкретных инновационных решениях в этой области вызовут общий интерес, и готовы к обсуждению возможностей и путей дальнейшего взаимодействия.
Уверена в важности и актуальности тематики встречи и в том, что, как и в предыдущие годы, она придаст новый импульс нашим профессиональным и человеческим связям, усилит взаимный интерес к дальнейшему сотрудничеству.
К друзьям обратились с приветственным словом депутат Московской городской Думы Татьяна Потяева, советник руководителя Федерального агентства по образованию Виктор Петренко, руководитель Фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов. Представители российской стороны уделили внимание той поддержке, которую оказывает наша страна тем, кто считает своим долгом поддерживать в своих странах русский язык, русскую культуру, способствовать установлению дружеских гуманитарных связей и контактов между школьниками и молодежью России и других стран. Гости довольно подробно рассказали о том, как в их странах идет работа по поддержке русского языка и русской культуры. Елена Матьякубова, директор частной профессиональной Рижской школы, всегда участвует в московских международных совещаниях. Фарук Кал, член совета директоров объединения школ «Атлантик», уже перевез в Москву свою семью, он намерен приложить немало усилий для того, чтобы наладить обучение на курсах русского языка тех своих соотечественников, которые проявляют к этому интерес, – таким образом, у обучающихся будет возможность попрактиковаться у носителей языка. О том, как идет изучение русского языка в их странах, довольно подробно рассказали старший преподаватель кафедры славистики филологического факультета университета Любляны Яня Урбас, проректор российско-таджикского (славянского) университета Шамбезода Хусрав, заведующий кафедрой русского языка и литературы университета имени Коменского Любак Матейко, заведующая кафедрой славистики филологического факультета Белградского университета Корнелия Ичин. Татьяна Кононова, директор детского центра «Мечта» из Монреаля, вела речь о том, что можно и нужно обучать детей русскому языку, поддерживая тесные контакты с конкретными школами России, и привела как пример такого сотрудничества взаимодействие ее центра с московскими школами – ассоциированными школами ЮНЕСКО. Весьма эмоциональным было выступление члена коллегии Министерства образования и науки АР Крым, руководителя образовательной программы Русской общины Крыма, старшего преподавателя кафедры методики преподавания филологических дисциплин Таврического национального университета имени В.И.Вернадского Натальи Лантуз, отметившей, сколь велики надежды педагогического сообщества Крыма на помощь России и Москвы. Завершило встречу в Департаменте образования награждение членов Международного педагогического общества в поддержку русского языка за вклад в распространение русского языка за рубежом.
Основными мероприятиями совещания стали не только пленарное заседание, но и открытая международная интернет-конференция с участием представителей русскоязычных учреждений зарубежных стран, а также заседание «круглого стола» на тему «Совершенствование содержания русскоязычного образования в современных условиях», прошедшее в Информационно-аналитическом центре Департамента образования в 1-м Зборовском переулке. В международной интернет-конференции приняли участие более полутора тысяч пользователей образовательных интернет-ресурсов. Педагоги и учащиеся зарубежных русскоязычных школ имели возможность в режиме on-line задать вопросы московским участникам конференции и получить на них квалифицированные ответы. Эти контакты показали заинтересованность зарубежных педагогов в обмене информацией о применении различных моделей изучения русского языка и культуры, а также в информационно-аналитических материалах о методическом и практическом опыте Москвы в сфере языкового образования.
Зарубежные специалисты посетили также Центр образования №2030 и ознакомились с реализацией московского проекта «Строим Школу будущего».
В выступлениях и дискуссиях участники совещания были солидарны в том, что в современных условиях изучение русского языка приобретает все большую значимость как важная составляющая различных систем школьного языкового образования за рубежами России, что необходимы совместные активные методические, организационные, информационные усилия для повышения качества, конкурентоспособности русскоязычного образования и формирования его современных мотиваций, особенно в среде молодых соотечественников.
Обмен практическим опытом русскоязычного образования показал большое методическое и организационное разнообразие в практике применения его моделей к различным социально-политическим и языковым ситуациям в разных странах и регионах. На заседании «круглого стола», рассмотревшего вопросы совершенствования содержания русскоязычного образования, отмечалась общая для различных моделей и возрастающая в последние годы актуальность этой работы, прежде всего с точки зрения ее духовно-воспитательного и познавательно-культурного наполнения, формирования нравственно-ценностных и гражданских ориентиров детей и молодежи при изучении русского языка в школе.
Участники встречи активно поддержали инициативу в развитии взаимодействия Москвы с ЮНЕСКО по реализации международного проекта «Московское образование: от младенчества до школы», концептуальные подходы и конкретные работы, представляющие интерес для специалистов не только школьного, но и дошкольного образования.
Зарубежные педагоги и деятели образования проявили заинтересованность в дальнейшей реализации инициатив Международного педагогического общества в поддержку русского языка, отметили перспективность его взаимодействия с московской образовательной системой, образовательными системами и общественными организациями зарубежных стран.
Совещание дало высокую оценку многолетней деятельности Правительства Москвы по продвижению русского языка за рубежами России и поддержке соотечественников средствами образования, просвещения, культуры. Был выражен большой интерес к проведению в октябре 2009 года
IV Международного форума пушкинских школ как важной международной акции Москвы в этой области.
Комментарии