search
main
0

Народными стали только элитные гимназии

Cпросим у родителей

Школа сегодня является предметом политических игр: если руководствоваться требованиями СанПиНов и базисного учебного плана, они должны быть немедленно закрыты. Школы заставляют работать по правилам 70-80-х годов, но уже и 2000-й наступил. Элементарное требование к тем, кто определяет школьную политику, – провести сравнительный анализ и выяснить, насколько оправданно такое соотношение.

Общеизвестно, что образование стоит денег. Вопрос лишь в том, кто и сколько платит. В 70-80-х годах платили родители, но опосредованно, через государство. Родители регулярно получали зарплату и платили налоги. Государство получало “водочные” деньги. Промышленные предприятия шефствовали над школами (содержали детские сады), ремонтировали, давали квартиры, путевки и т.д. Деньги на развитие образования, и значительные, давал каждый гражданин СССР. Достаточно вспомнить пресловутый налог на бездетность.

В 1991-1993 годах вся эта система родительской платы рухнула. Нет зарплаты – нет налогов, “водочные” деньги в значительной мере уходят в частный карман, институт шефства исчез. Государство и родители нашли “крайнего”: учителей и директоров школ. На родительских собраниях только и слышишь: “Вас поставило государство, вот вы и крутитесь, а у нас образование бесплатное”. И педагоги вынуждены правдами и неправдами, нарушая закон, текущее содержание школ обеспечивать за счет экономии фонда заработной платы. Учителя из своей зарплаты содержат школы, и все делают вид, что так и нужно.

Необходимо восстановить принцип “народной” школы, существовавший в России около 200 лет. Советская власть подтвердила его в 20-е годы, но она же его и выхолостила. Принцип “народности” означал, что школы частично содержит государство, частично местные власти, частично родители – по договоренности и мере возможности, что и позволило делать образование общедоступным, обязательным до определенного уровня для всех детей. Школа содержалась “всем миром”. Но почему-то сейчас принцип народности оставили только для частных, элитных школ или гимназий.

Большинство родителей готовы помочь образованию деньгами, но при определенных условиях: такая помощь должна быть юридически обоснованной (законной), “прозрачной”, экономически обоснованной, всеобщей (исключение тоже должно быть “прозрачным”), фиксированной. Сорок процентов родителей согласны оказывать существенную помощь в несколько раз выше минимума (10-15 руб. в месяц), но с условием, что их дети будут получать определенные преимущества. Отдельные родители готовы взять через свои организации и фирмы содержание школы по различным направлениям, но с условием, что затраты будут “списаны” из налогов как спонсорская помощь. Таким образом, общественное мнение готово к преобразованиям, но сдерживается бюрократическими ограничениями.

Сергей ШУЛИКОВ, директор муниципальной Металлоплощадской средней школы, кандидат педагогических наук

пос. Металлоплощадка,

Кемеровская область

Поменьше

“барабанного боя”

Сегодня Закон “Об образовании” работает только в вопросе, касающемся обязанностей учителей. Мы многое должны, но нам никто не обязан. Зарплата учителей начальной школы – 350 рублей в месяц, учителей-предметников – 500 рублей, техничка получает 150. И все это с учетом нашего дальневосточного коэффициента. Средства на содержание школы не выделяются. Сегодня в любой момент от школ могут отключить отопление, электроэнергию, лишить телефонной связи.

Мы считаем необходимым, чтобы на Всеросийском совещании первые руководители России отчитались о состоянии образования. Совещание должно обсудить соблюдение Закона “Об образовании”, чтобы принять ряд предложений, с которыми выйти в правительство. Следует сократить число всех чиновников наполовину. Расходы на содержание депутатов Госдумы и Совета Федерации тоже уменьшить на 50 процентов. Все эти средства направить на нужды образования, здравоохранения. Кроме того, учреждениям образования необходимо установить льготное электроснабжение, теплоснабжение, обеспечение телефонной связью.

Сегодня много говорят о слабой подготовке абитуриентов вузов, о том, что в армию приходят безграмотные бойцы и т.д. Но откуда будет лучшая подготовка, если о нуждах образования забыли?

Л.БОРОДЕНКОВА, И.БЛОХНИНА, В.ВЫЖКОВА и другие учителя школ

Всего 242 подписи

Белогорск,

Амурская область

Под тяжким грузом аттестации

Аттестация педкадров. Это процедура, зачастую весьма болезненная, тесно связана с другой образовательной проблемой. О ней мы, кстати, мало говорим. Я имею в виду социальную защиту учителя.

Ее практически нет.

Судите сами: наша зарплата не превышает прожиточного минимума. Учителя вынуждены брать дополнительные часы. А это кроме нескольких лишних копеек – нагрузка на здоровье, на нервы. При таких условиях подтверждение учительской категории превращается в ненужную психологическую нагрузку. А есть ли вообще в аттестации смысл? Пусть она будет “на совести” педколлективов, там, где эти коллективы большие.

Учитель, проработавший в школе двадцать лет, имеет двенадцатый разряд; я считаю, что тем, кто трудится у классной доски дольше (допустим, 25 лет), можно присвоить тринадцатый разряд. Это справедливо.

Финансирование школ, по крайней мере у нас, спущено на места. Вплоть до сельских администраций. Если район экономически развит, то школа получит деньги. А как же быть остальным? Но ведь если образовательные стандарты для всех, если их требования одинаковы, то и финансирование должно быть “по потребностям”. И лучше – из государственной казны. Пока этого нет, все мы в изначально неравных условиях.

Петр КАЧАНОВ, директор школы # 1

с.Ельники,

Ельниковский район,

Республика Мордовия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте