search
main
0

Народный календарь

На ближайшей неделе главной датой, которая отмечается всеми православными, является Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой. В этом году оно выпадает на 28 апреля. Православная церковь празднует день Входа Господня в Иерусалим. В России традиционно верующие приносят в храмы вербу- вестницу наступающий весны и новой жизни. С пучками свежесрезанных верб они пойдут в храмы субботним вечером 27 апреля. Во время всенощного бдения эту вербу освятят. Так же как и в Благовещение, ради великого праздника облегчается пост, можно есть рыбу и растительное масло.
Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим, – христианский праздник, посвященный воспоминанию Входа Иисуса Христа в Иерусалим за неделю до Его страданий и крестной смерти, когда народ приветствовал Его как царя. В Православной церкви Вербное воскресенье входит в число двунадесятых праздников. Празднуется в последнее воскресенье перед Пасхой, в т. н. “неделю ваий” (baion). Начало праздника восходит к ранним временам христианства. Первое свидетельство о нем принадлежит святому Мефодию Патарскому, оставившему поучение на этот день.
Вход Господень в Иерусалим описан во всех Евангелиях (Матфей 21:1-11; Марк 11:1-11; Лука 19:29-44; Иоанн 12:12-19). Христос, приближаясь к горе Елеонской, воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал Ему путь одеждами и древесными ветвями. Перед Господом, как перед царем-победителем, народ нес пальмовые ветви и восклицал: “Осанна сыну Давидову! Благословен царь, грядущий во имя Господне (псалом 117:26 )! Осанна в вышних!” Вспоминая это событие, церковь видит в нем шествие Господа для принесения Себя в жертву за грехи мира, исполнение ветхозаветных пророчеств о царском служении Иисуса Христа (Бытие 49:1-12; Софония 3:14-19; Захария 9:9-14).
Писатель Иван Шмелев в своей книге “Лето Господне” так описывает празднование Вербного воскресенья:
“Все премудро сотворено, – радуется на вербу Горкин, поглаживая золотистые вербешки. – Нигде сейчас не найтить цветочка, а верба разубралась. И завсегда так на святого Лазаря, на Вход Господень. И дерева кланяются Ему, поют Осанну. Осанна-то?.. А такое слово, духовное. Сияние, значит, Божественное – Осанна. Вот она с нами и воспоет завтра Осанну, святое деревце. А потом, дома, за образа поставим, помнить год целый будем.
Я спрашиваю его – это чего помнить? Как чего?.. Завтра Лазаря воскресил Господь. Вечная, значит, жизнь, жизнь всем будет, все воскреснем. Какая радость-то! Так и поется: “Обчее… воскресение… из мертвых Лазаря воздвиг Христе Боже…” А потом Осанну поют. Вербное воскресенье называется, читал небось в “Священной истории”? Я тебе сколько говорил… – вот-вот ребятишки там воскликали, в Иерусалиме-граде. Христос на осляти на муку крестную входит, а они с вербочками, с вайями, по-ихнему – вайя называется, а по-нашему – верба. А фарисеи стали серчать, со злости, зачем, мол, кричите Осанну? – Такие гордые, досадно им, что не их Осанной встречают. А Христос сказал им: “Не мешайте детям ко Мне приходить и возглашать Осанну, они сердцем чуют…” – дети-то все чистые, безгрешные, – “А дети не будут возглашать, то камни каменные возопиют!” – во как. Осанну возопиют, прославят. У Господа все живет. Мертвый камень – и тот живой. А уж верба-то и подавно живая, ишь – цветет. Как же не радоваться-то, голубок!..
Он обнимает вербу, тычется головой в нее. И я нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лесовой горечью живою, дремуче-дремучим духом, пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце… – никто не может так сотворить, Бог только. Гляжу – а у Горкина слезы на глазах. И я заплакал, от радости… будто живая верба! И уж сумерки на дворе, звездочки стали выходить, а у лужи совсем светло, будто это от вербы – свет”.

Иван ШМЕЛЕВ
“Лето Господне”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте