search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Народные учителя – впередсмотрящие

Алла Сергеевна КУХТИНСКАЯ каждый год работает в Большом жюри конкурса «Учитель года Москвы». Почему? Потому что она справедлива, хотя строга, но самое главное – может по достоинству оценить работу лучших учителей Москвы. Не случайно ей был вручен приз конкурса в номинации «За честь и достоинство».

Вообще школа Аллы Кухтинской – школа городского подчинения, но находится в Восточном округе в спальном районе Гольяново, а потому все дела округа – ее дела, а все дела школы – дела округа. В этом году школе №368 исполняется 30 лет. За три десятка лет ее директор (а Алла Кухтинская стала директором именно в 1979 году) вместе со своим коллективом сумела добиться очень многого.

С самого начала своей деятельности педагогический коллектив стремился совершенствовать технологии образования и воспитания детей, используя потенциальные возможности учебного процесса, внеурочной деятельности; привлекать к работе с учителями и детьми представителей науки и искусства, опыт лучших коллективов Москвы. Можно сказать, что с первых дней создания школа работала в режиме поиска. В 1988 году 368-й был присвоен статус школы с углубленным изучением иностранных языков. В конце 80-х – начале 90-х годов в школьном коллективе возникла идея об обновлении образования, которое должно быть нацелено на приоритет и развитие всех форм воспитания личности учащегося. Педагоги приступили к серьезному изучению системы развивающего образования В.Давыдова и Д.Эльконина, предложили Василию Васильевичу свою школу в качестве экспериментальной площадки для разработки модели школы развивающего обучения. После глубокого изучения работы педагогического коллектива школы Василий Васильевич дал согласие. Так была создана научно-практическая лаборатория, основателем и первым руководителем которой стал один из основоположников теории развивающего обучения академик РАО Давыдов. В составе лаборатории работали авторы учебников, программ системы РО, известные ученые, методисты, психологи Москвы. Перед педагогическим коллективом открылся новый этап профессиональной деятельности, связанный с освоением и введением предметного содержания и технологии развивающего обучения. Огромное значение имел трехгодичный ежемесячный семинар Василия Давыдова «Организация учебной деятельности» для воспитателей, педагогов и сотрудников нашей школы. Перед каждым семинаром, заседанием научно-практической лаборатории Давыдов посещал уроки, каждый посещенный урок анализировал. Учителя с трепетом ожидали и высоко ценили каждое слово Василия Васильевича, а его выражение «классический традиционалист» было самой отрицательной оценкой. При подготовке и проведении этих уроков педагоги индивидуально и в группах учились проектировать, анализировать, оценивать результаты своего труда. Так в школе складывалось особое сотрудничество ученых, воспитателей, учителей начальных классов и учителей-предметников.

В 1994 году школа была реорганизована в учебно-воспитательный комплекс «Школа-лаборатория «Лосиный остров» №368. Чрезвычайно важным звеном в структуре школы педагоги считали дошкольную ступень, так как дошкольный возраст позволяет ребенку осуществлять разные виды деятельности: играть, рисовать, музицировать, слушать сказки, рассказы, конструировать. Многообразие этих видов деятельности было заложено в программу для работы с детьми 4-6 лет по развитию речи, элементарных математических представлений, двигательного воображения и осмысленной моторики, эстетического мировидения, художественного и музыкального воображения, высших эмоциональных переживаний.

Команда Кухтинской старалась не допустить превращения дошкольной ступени в маленькую школу с засильем в ней учебных занятий по языку, математике и другим предметам с игнорированием главенствующего значения игры. Результаты опытно-экспериментальной работы, проводившейся на базе дошкольной ступени, послужили основой для разработки программ умственного, эстетического и физического развития дошкольников, принципов преемственности развивающего дошкольного и начального образования, например, программы развивающего музыкального образования дошкольников доктора педагогических наук Людмилы Школяр.

Воспитательная дошкольная ступень накопила большой опыт по организации и проведению развивающих занятий со школьниками, разработке приемов вовлечения детей в многообразную радостную (по словам Василия Давыдова) деятельность, формированию у ребенка способности строить деловое сотрудничество со взрослым как с эталоном умелости, овладению требуемой продуктивной музыкальной и изобразительной деятельностью. Организация музыкального воспитания и обучения на принципах развивающего обучения была новым направлением музыкальной педагогики в работе с дошкольниками и учащимися школы. Давыдов говорил: «Музыка особенно развивает воображение детей». Работая с детьми 4-11 лет, педагоги понимали, что, развивая творческое воображение на музыкальных занятиях, тем самым создают предпосылки для развития основ теоретического постигающего мышления, без которого говорить о развивающем характере обучения и воспитания просто невозможно.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая школой, показала возможность преподавания музыки и других искусств по принципу развивающего обучения. Доктор педагогических наук Людмила Школяр создала концепцию музыкального образования для 368-й школы, которая направлена на согласование целей, задач, содержания и методов музыкального образования с природой искусства, природой ребенка. Суть развивающего музыкального образования заключается в опоре на закономерности самой музыки, на педагогическую технологию, основанную на единстве художественной и учебной деятельности. Под руководством Школяр педагоги школы разработали и внедрили программы хорового обучения, сольфеджио, музыкальной грамоты, обучения игре на отдельных музыкальных инструментах: фортепьяно, флейте, баяне.

В 2001 году ОУ переименовано в школу с углубленным изучением английского языка и музыки «Лосиный остров» №368.

В 2003 году за большую и плодотворную работу в области образования Алле Сергеевне Кухтинской было присвоено почетное звание «Народный учитель Российской Федерации». Сегодня Алла Сергеевна и ее коллектив продолжают творческую работу по созданию модели «нашей новой школы».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте