search
Топ 10

Народная стройка

Невиданная по масштабам и разрушительной силе война наложила отпечаток на судьбы целых поколений учителей. Ее последствия сказались на многих сторонах жизни учительских семей. Они лишились родных и близких, долгое время не имели возможности приобретать предметы первой необходимости, книги, методические материалы. Война обострила проблемы жилья, транспорта, медицинского обслуживания, воспитания детей. В годы войны «снизился охват учителей профсоюзами, уменьшилась численность профсоюзных организаций. Общие собрания, конференции созывались нерегулярно. Отчеты и выборы профсоюзных органов во многих школах не проводились» [1, с. 38].

Продолжение. Начало в «МП» №№20-24

В 1946-1949 годах во всех школьных профсоюзных организациях прошли отчетно-выборные собрания. При профорганах создавались комиссии, работали профсоюзные школы и курсы.

Задачи перед профсоюзами стояли грандиозные. Пленум ВЦСПС 1946 года обязал профсоюзные организации «мобилизовать всех рабочих и служащих на восстановление и развитие народного хозяйства, активно заниматься вопросами распространения передового опыта, улучшением условий труда и быта» [1, с. 36].

Школа стремилась не только уберечь от опасности, обогреть и накормить, но и не переставала думать о человеке, который будет жить после войны. Принимались меры по росту выпуска и улучшению качества учебников, книг для детей. В тяжелейшее время издавались произведения Пушкина, Лермонтова, Гете, Шекспира. Среди учителей развивалось движение за усыновление осиротевших детей.

Надо было обеспечить всеобуч – появляются школы рабочей и крестьянской молодежи, пересматриваются учебные программы, корректируются учебники. Некоторые предметы, например, пение, рисование, могли временно исключаться из учебных планов. Внимание уделялось укреплению дисциплины и организованности: в 1944-1945 годах вводятся «Правила для учащихся», переводные экзамены, обучение с 7 лет.

По постановлению Пленума ВЦСПС «О задачах профсоюзных организаций по выполнению 5-летнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы» учительские профсоюзы занимались вопросами заработной платы, отдыха учителей и их детей, развитием огородничества и садоводства, предпринимали беспримерные усилия по возврату к жизни учебных заведений. Методом народной стройки возводились новые школы.

Сложные задачи послевоенного развития народного образования требовали от профсоюзных организаций перестройки их работы, объединения усилий. И в ноябре 1948 года было принято решение о слиянии профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР. В том же году произошло объединение с Профсоюзом дошкольных учреждений. В 1953 году к ним присоединился Профсоюз работников высшей школы и научных учреждений, а в мае 1956 года Профсоюз начальных и средних школ РСФСР был переименован в Профсоюз работников просвещения РСФСР [3, с.470]. Председателем республиканского комитета профсоюза избрали Людмилу Чепракову.

Хотя далеко не всегда всевозможные слияния, разукрупнения, перестройки шли во благо, тем не менее отраслевой профсоюз при любых реорганизациях не упускал главного: заботы об учителе.

Татьяна КИЯЩЕНКО, учитель основной школы №34, Белгород

Продолжение следует

Литература

1. История профсоюзов СССР. Ч.2. М., 1979.

2. История СССР. Материалы к учебнику для 11 класса средней школы. М., 1970.

3. Попов Т.Т., Субботин Д.П. Сборник архивных документов. М., 1970.

4. Профсоюзы СССР. Документальные материалы в 4 томах. М., 1963.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте