Музыкальное искусство многофункционально, и одна из главных функций музыки есть ценностная информация об окружающей жизни. В целом формирование основ музыкальной культуры личности, несомненно, связано с художественным интересом, а развитие музыкальных способностей повышает уровень музыкальной культуры личности. Одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения личности является система дополнительного образования, цель которой – воспитание потребности в непрерывном совершенствовании, образовании и самообразовании, осознание общественной и личной значимости.
Российскому обществу необходима система воспроизводства родной национальной культуры, познания ее культурного кода в условиях современного мира. Эта необходимость вызывает социально-культурную потребность современного российского общества в возрождении народных традиций, в частности традиции русского народного инструментального музицирования, основными признаками которого являются доступность, массовость, национальная самобытность, импровизационность, огромные возможности сoциализации.
Исполнительство на традиционных русских народных музыкальных инструментах находится в тесной связи с традициями и обычаями, отражает особенности русского национального характера и быта.
Народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего нарoда, а впоследствии и других народов мира. «Незнакoмая» музыка начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и желания ребенка направляются на постижение этого явления. Поэтому громадные потенциальные возможности заложены в традиции народной музыкальной инструментальной культуры. Пренебрегать этим культурным достоянием своего народа непозволительно.
Формирование у детей интереса к ценностям традиционной народной инструментальной культуры является одной из важнейших задач учреждений дополнительного образования, где основная роль отводится творческой личности как истинному субъекту социума.
Общение с народным инструментальным искусством оказывает значительное влияние на познавательные процессы, обеспечивает развитие духовной сферы ребенка, его чувств, мышления, воли. В арсенале средств художественного воспитания особую роль играет народная музыка, которая доступна и близка учащимся начиная с самых ранних возрастных этапов. Выделю ее общие свойства, использование которых развивает все виды интереса, закрепляет в сознании ребенка отношение к художественной деятельности как интересной и творческой. К таким свойствам относятся вариантная природа народной музыки, импровизационность и творческий характер ее исполнения, использование разнообразных средств коллективного музицирования, наличие определенного фольклорного материала, адресованного детям, понятного, занимательного и доступного для исполнения. Данные свойства могут выступать в качестве условий для эффективного формирования интереса, транслируемого впоследствии в любую область искусства и художественного творчества.
Поэтому свою задачу я вижу прежде всего в том, чтобы воспитать творческую личность ХХI века средствами традиционной инструментальной культуры. Считаю, что каждый ребенок индивидуален, талантлив и заслуживает уважения. И формирование его личности напрямую зависит от нас, взрослых. Мир детства уникален и непoвтoрим. Впечатления детства остаются в памяти людей навсегда, и потому так важнo, чтобы маленький человек, вступающий в жизнь, делающий рoбкие шаги по бесконечной лестнице познания себя и мира, преодолевал эти ступеньки с радостью и удовoльствием.
Как oбычное занятие сделать неoбычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаем мы себе, приходя сегодня в творческое объединение.
И первым помощником в воспитании, развитии и самоопределении личности детей является профессиональное мастерство педагога, владеющего личностно ориентированными, развивающими образовательными технологиями. Именно от сформированности художественно-эстетической активности зависит, будет ли человек совершенствовать свой внутренний мир при общении с миром песен, наигрышей, традиционного музыкального народного творчества.
Мною разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение игре на фольклорных инструментах». При написании программы, основанной на реализации методик по изучению русских народных инструментов О.Буданкова, М.Вахутинского, В.Петрова, музыковеда К.А.Верткова, деятелей отечественной музыкальной инструментальной культуры В.Андреева и Н.Привалова, учитывалось, какое педагогическое и духовное воздействие будут оказывать эти инструменты в процессе музыкального воспитания.
Практика показала, что музыкальные инструменты быстро осваиваются детьми. Они имеют определенные музыкальные акустические, звуковысотные и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности, импровизации и сочинительства.
Программа включает в себя изучение четырех классов инструментов: идиофоны (самозвучащие), мембранофоны (перепончатые), хордофоны (струнные), аэрофоны (духовые). Классификация имеет ясно очерченные инструментальные группы. Большая по количеству и видам группа разнообразных ударных инструментов (коробочки, рубели, трещотки, бубенцы, музыкальные дрова, ложки, бубны, металлофоны, заслонки, коса, ухваты и т. д.), имеющих широкий спектр звуковых, тембровых и технических возможностей. Группа духовых инструментов: свистковые – окарины, свирели, кугиклы, свистульки и блокфлейта; язычковые – разного диапазона жалейки. Струнные народные инструменты – разновидности балалаек (прима, альт, бас, контрабас). Разновидности гармоник (хромка, саратовка, ливенка, черепашка и т. д.).
Наличие большого числа музыкальных инструментов, различное их функциональное назначение, разделение по группам, возможность музицирования группами и рождают фольклорный ансамбль. Доступность народных инструментов для детей дошкольного и младшего школьного возраста, легкость организации коллективного исполнительства на этих инструментах создают благоприятный психологический климат, приносят радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой.
Исполнительство на доступных музыкальных инструментах рассматривается в данной программе как первичная форма проявления и становления музыкальных задатков учащихся, развития их личности и чувства коллектива. Музыкальное воспитание начинается со знакомства с ударными инструментами. Сочинение собственных ритмов, импровизация и создание несложного ритмического сопровождения – все это способствует развитию музыкально-ритмического слуха. Дети учатся через собственное творчество познавать мир музыки.
Выполняя специальные задания, имеющие сенсорную направленность, учащиеся определяют различные музыкальные инструменты по звуку или форме. Это развивает точность слухового и зрительного восприятия, музыкальную память, чувство формы.
Сама работа (игра) с музыкальным инструментом, осознанные действия при музицировании развивают координацию движений, быстроту реакции, формируют тонкую моторику. Исполнение на различных ударных инструментах ритмических сопровождений делает руки ребенка ловкими и умелыми, так что впоследствии он свободно распоряжается ими не только в музыкальной деятельности.
Помимо этого дети знакомятся с историей создания и бытования ударных народных инструментов, их применением в контексте традиционной и современной музыкальной культуры.
Осваивая элементарную технику исполнительства на ударных инструментах, учащиеся получают импульс к дальнейшему ее совершенствованию. На последующих этапах они музицируют на духовых, струнных инструментах и гармони. Мелодико-звуковая палитра этих инструментов способствует дальнейшему обогащению музыкальных представлений и практической деятельности детей, их погружению в мир мелодии и гармонии.
Особенности психолого-педагогического влияния фольклорного инструментального ансамбля на музыкальное развитие детей выражаются в создании творческой атмосферы в коллективе, способствующей проявлению учащимся, будь то солист или аккомпаниатор, своей индивидуальности; в развитии эмпатии, побуждающей детей делать друг другу добро.
Индивидуальный подход к учащимся, доброжелательная атмосфера в коллективе, четкая систематизация и организация занятий позволяют получить положительную динамику в формировании основных знаний, умений и навыков, а также сохранить стабильность контингента учащихся.
Огромную роль играет высокохудожественный репертуар, который несет в себе духовный потенциал и выступает в качестве учебного материала. Репертуар выбираю в соответствии с индивидуальностью ученика, учитывая уровень его подготовки, способностей и потенциальных возможностей. Владея игрой на различных инструментах, сам делаю обработки и переложения для отдельных инструментов и ансамблей, исходя из состава ансамбля и возможностей исполнителей. Часто предлагаю ученику на выбор несколько произведений, предоставляя ему возможность самостоятельно в соответствии со своими желаниями выбрать программу, тем самым активизируя его инициативу, что формирует интерес к творчеству, быстрому закреплению знаний, умений и навыков, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой.
Большое значение я придаю установлению тесного контакта с родителями учеников. Родители вместе с детьми посещают концерты, выезжают на конкурсы и фестивали, общаются с преподавателями средних и высших учебных заведений. Считаю, что родители, живо интересующиеся успехами своих чад и поддерживающие их в обучении, во многом обеспечивают им успех.
Показателем эффективности процесса обучения является конечный результат. Для учащихся объединения это концертное выступление, участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, совершенствование исполнительского мастерства, общение, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат.
Комментарии