search
main
0

Нарисуем – будем петь

Как научить детей визуализировать звуки

Учительский труд – это постоянное творчество. В случае нашей героини это не просто расхожее выражение. Ее предмет касается творчества напрямую: Юлия КУЧАНСКАЯ преподает музыку.

Дверь в искусство

Поселок Пригородный, что под Оренбургом, собственно, пригород Оренбурга примерно на пятнадцать тысяч жителей. В Европейском лицее около 1200 учащихся. Лицей располагается в новом здании с хорошо оснащенными кабинетами, оборудованными мастерскими, спортивным и тренажерным залами, компьютерными классами, бассейном. Юлия Николаевна ведет здесь уроки музыки во всех классах, где есть этот предмет. Уроки музыки сегодня – это и сольфеджио, и музыкальная литература, и пение, и здоровьесберегающие технологии. Когда человек поет, он правильно дышит. Происходит массаж горла, легкие насыщаются кислородом, нормализуется сердечный ритм.

Юлия знает об этом не понаслышке. На протяжении восьми лет она обучалась в музыкальной школе. В старших классах фактически началась ее учительско-музыкальная деятельность: девушка играла на всех школьных праздниках, брала шефство над детским садом, чтобы музыкально сопровождать утренники. В 2014 году окончила Оренбургский музыкальный педагогический колледж по классу клавишных инструментов. Примерно в это время она заинтересовалась педагогической технологией «Цветные ноты». Подобно российскому композитору Александру Скрябину, ставшему первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку, сейчас она учит детей не только слышать, но и видеть музыку, видеть ее цветное воплощение. Клавиши ее синтезатора окрашены в цвета радуги, так детям проще запомнить азы нотной грамоты. Музыкальные образы, возникшие в воображении ребят при прослушивании музыкальных произведений, они рисуют красками на холсте. Получается очень выразительно. Много красных и желтых пятен с причудливым вплетением нежно-зеленого – ребятам сыграли «Вальс цветов» из «Щелкунчика». На холсте превалируют синие, голубые, фиолетовые тона – только что звучала «Лунная соната». Юлия Кучанская считает, что этот методический прием вырабатывает у детей более полное восприятие творчества великих мастеров. «Я уверена, что звук и цвет открывают дверь, через которую ребенок может войти в мир искусства», – говорит учитель музыки.

Свои классы она разделяет на три возрастные ступени. На первой (1-2‑е классы) дети формируют связи «цвет – звук», «звук – цвет», познают азы игры на музыкальных инструментах, основы сольфеджио. Дети с легкостью читают нотную запись. На второй ступени (2-4‑е классы) у школьников происходит ассоциация с цветом музыкального произведения через его настроение. А вот на третьей ступени старшие ребята уже могут переводить произведение в художественную картину с помощью средств выразительности.

При таком подходе к преподаванию музыки хочется дополнить уроки еще одним видом искусства – театральным, тем более что помимо предмета она всегда занималась еще каким-либо творческим делом. Много лет играла в КВН со старшими детьми, писала сценарии детских праздников.

 

Песни для будущих поколений

Педагогическая династия Кучанских тянется издалека, еще с прадеда. О нем Юлия Николаевна рассказывает с особой теплотой:

– У него не было педагогического образования, но в селе Шевченко в Казахстане, где жила его семья, прадед был единственным грамотным человеком. Настолько грамотным, что мог преподавать начальные знания. В собственные выходные давал детям односельчан основы математики и письма. Тяга к учительству красной нитью прошла сквозь несколько поколений моих предков. По маминой линии из шестерых детей четверо стали учителями. Мама – учитель русского и литературы, отличник просвещения. А вот бабушка заслуживает особых слов. Самостоятельно выучив грамоту, она стала впоследствии ветеринарным фельд­шером.

Забота о животных – второе призвание Юлии Николаевны. До прихода в школу после окончания с отличием ветеринарного факультета аграрного университета она три года трудилась в ветеринарной клинике. Лечила домашних питомцев с такими состраданием и любовью, что у нее сформировался круг знакомых, которые консультируются с ней по поводу своих кошек, собак и хомяков по сей день.

А в школу, говорит, попала случайно. Первые ее опыты в педагогике начались в селе Нижняя Павловка Оренбургского района. Это село и соседнее Черноречье, да и все окрестности, – исконно казачьи села. В Нижне-Павловской школе все пропитано казачьей культурой, идет постоянный поиск и сбор материала. Юлия Николаевна некоторое время посещала хор «Калина», который исполнял казачьи песни, впитывала рассказы людей, еще слышавших старинные песнопения, расспрашивала хранителей песенных текстов.

– С гордостью могу сказать, что являюсь хранителем казачьих песен, которые характерны только для Оренбургского района, – рассказывает Юлия Кучанская. – Из этих текстов можно почерпнуть много сакральных смыслов. Когда слушаешь старинное пение, у тебя словно усиливается ток крови. Тебя будто затягивает внутрь другой вселенной, ты забываешь о современном, окружающем тебя.

Задача учителя не только учить детей новому, но и сохранять историю своей семьи, историю и культуру родного края. Музыкальную культуру оренбургского казачества – казачьи песни и мотивы, музыкальные инструменты казаков, их традиции и обряды – сегодня Кучанская сохраняет вместе со своими учениками. Проект «Сохрани жизнь песне» подразумевает создание песенного сборника с нотным материалом. Он позволит сохранить песни оренбургских казаков для следующих поколений.

 

Сначала было страшновато

Учителя музыки становятся участниками профессиональных конкурсов, скажем прямо, нечасто. Еще реже на соревнования столь высокого уровня выдвигаются преподаватели, только что пришедшие на работу в конкретную школу. У Кучанской сложилось именно так. Проработав в Европейском лицее всего три месяца, она получила предложение поучаствовать в главном педагогическом конкурсе страны. Поначалу было страшновато, признается Юлия Николаевна:

– Это был мой первый опыт сопричастности с «Учителем года», да еще вокруг все новое: и школа, и дети, и коллектив. Дополнительные сложности возникли в связи с ковидными ограничениями. Учителю музыки, у которого дети на уроке играют и поют, давать занятия в онлайн-формате – это серьезное испытание.

Поначалу задача руководством ставилась такая: войти в десятку лучших учителей Оренбуржья. Но сначала Кучанская выиграла муниципальный этап, потом стала пятой на зональном. На региональном этапе Юлия Николаевна соревновалась уже с тремя десятками учителей со всей области, сама не ожидала, что станет учителем Оренбуржья-2022.

– Это была большая победа всего коллектива, – вспоминает Юлия. – Работавшая со мной команда была очень сплоченной, я постоянно ощущала ее поддержку. Спасибо им за это. Прежде всего директору лицея, всем завучам, методистам, Управлению образования Оренбургского района.

 

Музыка на одном дыхании

В Тюмени в качестве участника Всероссийского конкурса «Учитель года» Юлия Кучанская была впервые. Сам город, организация мероприятия, готовые прийти на помощь в любое время волонтеры и кураторы, грандиозные открытие и закрытие конкурса – все это поразило размахом. Высокоразвитая образовательная среда Тюмени, хорошо оснащенные инженерно-технические классы, кабинеты информатики – все заслуживает самой высокой оценки. Но важнейшим открытием стало знакомство с коллегами.

– Когда ты попадаешь в большую семью учителей, таких творческих, таких активных, это потрясает. Я никогда не видела в одном месте столько людей с горящими глазами, любящих свое дело, – делится учительница.

Урок в третьем классе по теме «Образы народного фольклора в музыке Анатолия Лядова» прошел, по собственному определению Юлии Николаевны, на одном дыхании. Ребята узнали, что такое лейтмотив, что кроме мелодии у лейтмотива есть ритмическая основа, угадывали героев русского фольклора по их музыкальному описанию. И даже – о чудо! – узнали о таком явлении, как преломление света. Оттолкнувшись от открытия о разложении белого цвета на цвета радуги, Юлия Кучанская подвела детей к мысли, что и семь нот можно раскрасить в радужные цвета. И всем ребятам сразу стало легко прочесть нотную запись, а на цветных колокольчиках проиграть ритм, придуманный композитором. В исполнении каждой группы, на которые был разделен класс, прозвучал лейтмотив колыбельной из симфонической картины «Кикимора» Анатолия Лядова.

В качестве воспитательного события школьникам было продемонстрировано познавательное видео от художественного руководителя и главного дирижера камерного оркестра «Камерата Сибири» Фаузии Тажиной. Тюменский дирижер записала видео с приветствием по просьбе учителя из Оренбуржья заранее. В нем прозвучали рассказы об инструментах филармонического оркестра, о редких музыкальных профессиях и, конечно, приглашение на концерты в Тюменскую филармонию. Детям, до того не знакомым с этим храмом музыки, были вручены билеты на небольшую программу по венской музыке, после которой, по рассказам родителей, они пришли домой в полном восторге.

 

Орган как средство отдыха

Свои интересные приемы и «плюшки», методические копилки есть у каждого из коллег, с которыми Юлия Николаевна успела пообщаться во время конкурсных испытаний. Признается, что приехала к себе в Пригородный, словно после перезагрузки. Или после длительного и капитального курса повышения квалификации.

– После конкурса становишься абсолютно другой. Меняется все: мировоззрение, отношение к своему предмету, подход к детям, – говорит Юлия.

Самое первое, что ей хочется сделать, придя домой, – это поиграть на инструменте что-нибудь из венских классиков. Музыка Бетховена, Моцарта, Гайдна благодаря электронному фортепиано может звучать современно или же по настроению – так, как ее задумывали авторы, стоит только переключить кнопку на орган или немецкий рояль.

Галина СЕРГЕЕВА, Оренбургская область

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте