Сельская школа городскому человеку кажется либо маленькой, бедной, убогой, либо невероятно уютной, самобытной, эксклюзивной, дающей возможности индивидуального развития, которые не может предоставить никакая столица. Я – из вторых.
Родина капитанской дочкиСредняя школа села Черноречье Оренбургской области, отстоящая всего на 30 километров от столицы региона, очень мне нравится. Даже внешне. Разноцветные стены, диванчики, красивые шторы, изящный светильник, книжные полки в рекреации – это читательская гостиная. Барельеф односельчанина Александра Гонышева на первом этаже – именем воина-«афганца» названа школа, средства на барельеф собирали всем селом. Официальных скучных стендов нет. Вот портреты директоров аж с 30‑х годов, более ранних изображений не нашли, учебное заведение старинное – открыто как церковно-приходская школа казачьего ведомства в 1871 году! Вот история Емельяна Пугачева… А эта огромная карта во всю стену с изображением черной кареты – маршрут путешествия Александра Сергеевича Пушкина из Санкт-Петербурга в Оренбург. Жители региона очень гордятся этим визитом. И тем, что«Здесь Пушкин нашел вдохновенные строчки,Звезда Пугачева в них ярко зажглась.И милая всем капитанская дочкаУ русского гения здесь родилась».Это строчки из гимна Оренбургского района, в котором находится Чернореченская средняя школа. Гимн поют дети и учителя, вот и совсем недавно он прозвучал 1 сентября. Собралось чуть не все село, присутствовали и глава сельсовета, и видные сельчане, формирующие экономику Черноречья, отец Ярослав, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери. Гости пришли с подарками – они всегда кстати. Школа небогатая, но очень гордая и стойкая. Здесь есть особый дух единства. Он профсоюзный по сути, да и по форме тоже – в общественной организации состоит весь педагогический коллектив. Это для них естественно, потому что многое в жизни педагогов связано с профсоюзом.Зачем профсоюз?Даже победы на многочисленных очных конкурсах начались с профсоюзных состязаний. До этого не решались на сцену выходить. В заочных фестивалях и других испытаниях участвовали, но это проще. Отослал материал – жди результата. И вот школьная команда «Ударница» отправилась на районный этап Всероссийского конкурса агитбригад «Профсоюзы – за достойный труд!». Стала лучше всех – была приглашена на областной тур. Газета «Простор» Федерации профсоюзов Оренбуржья писала в номере от 28 марта 2014 года: «В смотре-конкурсе победила агитбригада «Ударница», представлявшая первичную профсоюзную организацию Чернореченской средней школы Оренбургского района. Много лет профком в школе возглавляет Раиса Михайловна Мякутина, режиссер-постановщик, вдохновитель и, как о ней сказали, «восхититель» агитбригады. Выступление прошло четко, выразительно, так, как умеют это делать педагогические работники. Напор и натиск, наверное, такой должна быть настоящая агитационная бригада. Команда была сплоченной, а их пропаганда очень убедительной. «Профсоюз жил, профсоюз жив, профсоюз будет жить!» – уверенно заявили они. И это не требует доказательств».До сих пор участники агитбригады вспоминают, как ездили на всероссийский финал в Первоуральск Свердловской области, транспорт выделил профсоюз. По дороге сломалось колесо, но доехали, достойно представили регион. И понеслось – конкурс на лучшее ученическое самоуправление, «Директор школы», «Успешная школа» – в 2016 году участвовали, в 2017‑м уже победно шествовали, получили хороший грант, на него отремонтировали вестибюль. Холят, лелеют здание. Вот та же читательская гостиная – идею директор Ирины Гонышева взяла у коллег в Пермском крае, вернулась – через месяц уже сделали такое у себя. В ремонте участвовали и педагоги, и дети. В школе существует внутренний конкурс на образцовый кабинет. «Образцовая» табличка висит и на классе, в котором работает председатель профкома, учитель начальных классов Раиса Мякутина. Она выпускница этой школы, после педучилища по распределению попала в другое село, там вышла замуж, но после вернулась на родину. В образовании 36 лет! Почему ее который уже срок избирают главой профсоюзного комитета? Директор говорит: «Умеет работать с коллективом». И не только честно выполняет свои профсоюзные обязанности – ездит на семинары в район и рассказывает о новшествах коллегам, организует с профкомом праздники, вывозит педагогов на турслеты и выступления областного хора (в этом хоре целых тридцать учителей из Чернореченской школы, включая Раису Михайловну), следит за выполнением коллективного договора и выплатой стимулирующих… Есть у Раисы Мякутиной очень важное для профсоюзного лидера качество – умение создать мирную обстановку, помирить ссорящихся, успокоить горячих, утешить огорченных.- Вам, как директору, нужен профсоюз? – спрашиваю я руководителя школы Ирину Витальевну Гонышеву.- Нужен. Есть такие вещи, которые без профсоюза решить невозможно. Например, есть сложный вопрос, я прошу Раису Михайловну: поговорите об этом в коллективе, неофициально, по-человечески, обсудите. Она разговаривает, и мы знаем мнение людей. Это помогает принять продуктивное решение.Завуч, учитель русского языка и литературы Татьяна Равильевна Бочкарева тоже уверена, что профсоюз в школе нужен:- Это сплочение коллектива, есть общие интересы, проходят общие праздники, мероприятия.Вместе вспоминают, что участвуют в туристическом слете педагогов Оренбургского района – он проходит уже 55 лет! Зимой – в спартакиаде. Кстати, Раиса Михайловна говорит, что за участие в спартакиаде положен отгул. Вообще, смеется она, раздел, посвященный отгулам, в коллективном договоре самый популярный. Оно и понятно, кому же не хочется лишний денек отдохнуть при бешеной школьной нагрузке? Если не болел весь год – пять дней к отпуску дают. Председатель профкома получает семь – за то, что работает без больничных, и за свою общественную деятельность. Заслуженно!Кадры решают всеВообще, школе исключительно повезло и на лидера первички, и на руководителя. Ирина Гонышева, как утверждает Раиса Михайловна, – «заводила», ни минуты не сидит без дела. Все время думает, что в школе улучшить, как помочь учителям. Во многом ее заслуга – существующий в Чернореченской школе механизм распределения стимулирующей части фонда оплаты труда. Ирина Витальевна рассказывает: «Года 4 тому назад разработали положение о стимулирующих надбавках, список на 5 страницах – учли все направления деятельности: воспитательная работа, классное руководство, учебная деятельность, исследовательская, проектная, олимпиадное движение и так далее. Один раз в году, в августе, собираем с каждого информацию, работает комиссия, с прошлого года в нее не входит администрация, только члены коллектива, профсоюз, конечно. И они решают, сколько стимулирующих будет педагог получать весь следующий учебный год».Проблем в школе немало, но здесь не привыкли жаловаться. Даже на маленькую зарплату. Раиса Михайловна сетует, что нет жилья для молодых учителей. Ирина Витальевна признается, что не хватает кадров, особенно учителей начальных классов.Штука в том, что в селе очень повысилась рождаемость, с тех пор как десять лет назад стали давать 10 тысяч на новорожденного, беспроцентные ссуды на строительство жилья. Если родилось трое детей, ссуду можно не возвращать. Плюс региональные программы для сельских жителей, молодых семей. Результат – сейчас в школе учится 243 ребенка при мощности здания, рассчитанной на 160 детей. В садике, который объединился со школой, – 117 малышей.
Приезжих учителей директор уже и не ждет, поняла, что надежнее расчет на своих, выпускников школы. Четверть педагогического коллектива – бывшие ученики. И еще вернутся, дай Бог. 1 сентября на линейке, когда все вместе пели районный гимн, солировала красивая девушка с сильным, глубоким голосом – отличница, победитель областных и всероссийских конкурсов Ксения Бочкарева. Спросила я у директора – в артистки собирается Ксения? «Не поверите – в педагоги», – улыбнулась Ирина Витальевна. А я верю!
Оренбургская область
Комментарии