search
main
0

Наполним музыкой сердца Уроки, на которых хочется петь

Возвращаясь из 1202-й московской школы после просмотренных уроков и бесед с ребятами, я вдруг поймал себя на мысли, что думаю не об уроках, а о себе, о своем внутреннем душевном состоянии. Мне было хорошо. Куда-то ушли постоянные заботы, волнения, тревоги, которые остались с прошлого дня. Было спокойно, благостно. Я стал вспоминать моменты, когда так было со мной раньше, и обнаружил – их буквально по пальцам пересчитать (уроки Д.Б.Кабалевского, которые я видел все до единого, сейчас не в счет).
Стал анализировать. И тут в голову пришло совсем необычное: ведь в течение всех четырех уроков музыки и мировой художественной культуры Елена Викторовна Негорюева и ее ученики были друзьями. Отношения эти естественные, а не показные. Чувствуется, что Елена Викторовна знает всех ребят, их привычки, интересы, желания, потребности и возможности. Исходя из этого, она умело варьирует формами и видами работы. Потому и ребята на уроках музыки учатся с удовольствием.

Внешне все обстояло достаточно обычно: хоровое пение сменяло слушание музыки, затем ее обсуждение. Но вот что интересно: за время всех уроков учитель ни разу не произнес ни одной сентенции, ни одного нравоучения. А поводы для этого вроде бы и были. Так, например, в одном классе ребята слушали арию Сусанина, обсуждали события, происходящие в опере Глинки “Жизнь за царя”. Но педагог не взывал к патриотизму, хотя на самом деле был настоящий урок патриотического воспитания. Это сказывалось и в интонационном строе учителя, рассказывающего о Сусанине (но не оценивающего его поступок), и, конечно, в самой музыке – необыкновенно яркой, не нуждающейся в комментариях.
Отношение учителя к каждому конкретному фрагменту урока – доверие к музыке – вера в ребят, в их душевную чуткость – вот триада, на которой, как мне кажется, строится вся деятельность педагога-музыканта. Воспитание патриотизма для Елены Негорюевой – это не кампания, не выполнение “директивы”, а постоянная, всякий раз оправданная самой музыкой работа.
Есть еще одна чрезвычайно важная сторона вопроса, заслуживающая того, чтобы на ней остановиться.
Борис Гребенщиков так сказал о возможностях развития личности: “Люди могут развиваться. Приобретать какие-то знания, которые могут изменить их точку зрения или ее расширить. На время. Но сам человек при этом не меняется. Какой есть, такой и остается. Никто не спорит ради чистой идеи, все хотят выйти победителями. В глубине души каждый знает, что он прав. Поэтому спор – это разговор двух глухих людей. У спорящих нет цели договориться, есть цель победить противника”.
В этом явно пессимистическом высказывании, к сожалению, много правды. Но здесь речь идет о взрослых людях с уже сложившимся мировоззрением. Негорюева же работает с детьми, и это принципиальное отличие. Ибо в этих условиях есть надежда на то, что дети могут научиться слышать друг друга. По существу, это важнейшая общевоспитательная проблема. Елена Викторовна решает ее с помощью музыки. Она учит слышать в музыке другого, сопереживать его чувствам. И глубоко верит, что дети могут успешно развиваться в данном направлении.
Безусловно, здесь важна и личность самого учителя. Елена Викторовна по своей природе необыкновенно терпима, обладает чувством сопереживания. Дети тянутся к ней, чтобы выговориться, получить в ответ доброе слово, поддержку и обрести в этом силы.
Есть еще одно очень важное “лекарство” от эмоциональной и нравственной глухоты – это интонация. Теория интонации выдающегося русского музыковеда Б. Асафьева для Негорюевой является в работе основополагающей. Надо быть на ее уроках, чтобы увидеть, услышать и оценить то, как Елена Викторовна опирается на интонационный метод в слушании музыки, в пении – своем собственном и детей, в игре на фортепиано, наконец, в речи. Как богаты и выразительны ее интонации!
Меня порадовало то, что на уроках музыки в 1202-й московской школе нет того многословия, постоянных комментариев по любому поводу, что присуще не только молодым, но уже и опытным учителям. Урок пропитан музыкой, и прежде всего музыкой.
В настоящее время буквально бедой становятся и так называемые интегративные уроки, где исчезает во многом сама музыка и занятия начинают напоминать комплексные уроки 20-х годов в новом варианте. Здесь уже невозможно серьезно и систематически решать те или иные совершенно необходимые и сугубо музыкальные задачи, потому что на такого рода уроках ставится задача постоянно связывать музыку с другими искусствами, и это начинает заслонять все остальное.
Односторонность такого рода занятий очевидна. Елена Викторовна это очень хорошо понимает и привлекает другие виды искусства только тогда, когда это оправдано и необходимо, считая, что для этого прежде всего предназначены уроки мировой художественной культуры, к которым дети должны прийти подготовленными.
Главное, к чему надо стремиться на уроках музыки, считает Елена Викторовна, это воспитывать у ребят художественный вкус. Именно он – основа и эстетического, и нравственного воспитания. Если нет художественного вкуса, если интересы ограничиваются пошленькой поп-музыкой, если нет потребности в общении с серьезным искусством, то о каких результатах занятий можно говорить?
Я перебираю большую кипу дипломов и наград, которые получила школа N1202 (директор Лариса Юрьевна Корнеева), участвуя в многочисленных музыкальных конкурсах, фестивалях, смотрах, и думаю: какая колоссальная работа проведена учителем за эти двадцать два года!
Но главное в работе учителя музыки, убеждена Негорюева, это все же урок, где ведется систематическая, упорная борьба за духовное здоровье ребенка средствами музыки.
Мы беседуем с учителем о многом, что касается музыкального воспитания. Среди злободневных проблем, конечно, не можем обойти вопрос о хоровом пении. Плохо с этим в школах. А ведь как важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя музыкантом-исполнителем, получил удовольствие от совместного хорового пения. Дмитрий Кабалевский не для красного словца выдвинул лозунг: “Каждый класс – хор!”. Хор – это не просто пение “от начала до конца”. Это постоянная и систематическая репетиционная работа, в результате которой ребята начинают чувствовать и понимать, что такое “соборность” в хоровом пении.
Важно и другое: ребята любят заниматься репетиционным процессом в том случае, если учитель умеет это делать (а Негорюева умеет!), если он обладает “хваткой” хормейстера. Ребята и в классе будут любить исполнять музыку, “как на сцене”, если учитель музыки знает и нутром чувствует ее, если сцена его воодушевляет, а не пугает. Это воодушевление (как и страх) непременно передается ребятам. Вот почему так важно в процессе вузовской подготовки приучать студентов – будущих учителей музыки к сцене во всех ипостасях: как солиста-вокалиста, солиста-инструменталиста, дирижера-хормейстера.
Беседовать с Еленой Викторовной одно удовольствие. Она – внимательный слушатель, с уважением и пониманием относящийся к иной точке зрения. В дискуссии абсолютно лишена какого-либо раздражения, неприятия, потребности во что бы то ни стало доказать правоту своей позиции. И это качество считаю необыкновенно ценным.
А как относятся к своему учителю ее воспитанники?
Я задал им всего два вопроса: “Что для тебя уроки Елены Викторовны?” и “Любишь ли ты общаться с учителем музыки и если “да”, то почему?”.
И вот что я получил в ответ на эти вопросы (ребята отвечали в письменной форме):
“Музыка для меня – один из интереснейших предметов”. (Марянина Катя, 6-й “А”).
“Елена Викторовна вложила душу в этот предмет, и поэтому ее уроки для меня всегда были большим творческим началом. Она научила нас воспринимать и любить этот предмет”. (Хисамов Фарид, 11-й “А”).
“Мировая художественная культура” – достаточно интересный и сложный предмет… Елена Викторовна развивает в нас логику. Она дает нам точку, от которой нужно отталкиваться, а дальше мы сами стараемся дойти до нужного ответа. Мне интересно на ее уроках. Практически все посещают ее занятия, что редко случается в старших классах”. (Вия А., 11-й “А”).
“Я, честно говоря, оцениваю уроки по тому, хочется ли мне спать на уроке или нет. Может быть, это глупо. Но я не могу удержаться от сна на скучном уроке. На моей памяти на уроках МХК мне никогда не было скучно, потому что Елена Викторовна строит урок увлекательно и интересно”. (Без подписи).
“Уроки Елены Викторовны сыграли очень большую роль в моем интеллектуальном и духовном развитии. С младших классов до окончания учебы в школе сначала уроки музыки, а потом и МХК вдохновляют на хорошие и добрые поступки, если так можно сказать. После них у меня никогда не возникало желания уходить с занятий”. (Касьяненко В., 11-й “А”).
“Елена Викторовна смогла нам, ничего не понимающим, привить хороший вкус и любовь к классике (это в наше-то время!). Она играла нам произведения Бетховена, Баха, Моцарта, Глинки и Рахманинова. Все говорили, что у меня нет слуха, а Елена Викторовна смогла помочь мне его развить, и за это ей огромное спасибо”. (Грек Костя, 11-й “А”).
Двадцатидвухлетний опыт работы Елены Негорюевой в школе свидетельствует о том, что человек может измениться к лучшему – может, если в детстве и отрочестве в школе созданы благоприятные условия, если в этот процесс активно вовлечена музыка – не только как забава, развлечение, а прежде всего как духовная пища, бальзам, находящиеся в руках мудрого и талантливого учителя. И тогда постепенно крепнет и взращивается в ребенке то главное, о чем все мы сегодня так много думаем и за что тревожимся.

Эдуард АБДУЛЛИН,
зав. кафедрой методологии и методики преподавания музыки Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте