search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Напальчник императрицы Йехеналы. Каждый предмет есть тайна

Это как болезнь заразная. И я теперь вроде «сумасшедшего» музейщика спокойно не могу заглянуть в гости или просто зайти в антикварный магазин, даже книжный, чего раньше за собой не замечала. И с досадой вспоминая, как заставила родителей в свое время вынести на помойку «это старье» – бабушкин граммофон, да мало еще чего… А заразила меня самый известный и авторитетный в стране представитель этой слегка экзотической профессии – музейной педагогики – Елена Гавриловна. Знаток английского, переводчик с французского, владеющая пятью «мелкими» гуманитарными, как она шутит, специальностями и столькими титулами, что нецелесообразно переносить их на газетную полосу. Фамилии довольно. Ванслова.

Двести первое определение

«Один подросток бросил банку пива на асфальт. Женщина лет под 60 подняла и выбросила на помойку». «Я видела, когда шла домой, как бежала девочка, видимо, куда-то опаздывала. Мальчик лет пятнадцати, можно сказать юноша, подставил ей подножку, та упала в лужу и была вся грязная. Поэтому я считаю, что родители должны следить за поведением своего ребенка, а сейчас немногие так делают». «Когда я схожу вниз, то вижу: все изорвано, плохо пахнет, повсюду матные слова. Я думаю, насколько опустилась культура человека». Из дневников «Я и культура» учениц 4-го «Б» 1768-й столичной прогимназии Кати Дятловой и Маши Шериковой.

Еще в сентябре Елена Гавриловна попросила своих вполне подросших малышей купить тетрадки и записывать впечатления исследователей культуры за неделю. Причем любой эпизод должен быть обязательно связан с их собственной жизнью, а не с каким-то заоблачным сюжетом. Строгий ареопаг, правда, сидя за партами, а не с вершины легендарного холма Арес, имел право судить да рядить.

Так уж повелось у них с 1-го класса, с уроков по древнегреческой культуре, называть ареопагом своих внутренних комментаторов-критиков.

– Кстати, а почему все авторы начинают курс с Древней Греции? – интересуюсь я. Собеседница улыбается: это же аксиома – наша славянская культура «есть пошла» именно из Греции – не из Египта же…

…Кирилл дает свою интерпретацию события, случившегося с ним на этой неделе. «В Москве, в Музее народов Востока, прошла очередная выставка…»

Но критик, рассматривающий красивые снимки, приклеенные на обложку тетради, медлит высказать свое мнение. Чего-то тут явно не хватает. А сообразив наконец чего, снова молчит (маленьким трудно даются четкие формулировки).

– Здесь нет тебя.

«Зал» шумно выдает реакцию согласия. Замечу, на таких необычных в своей привлекательности уроках малыши эмоций не сдерживают. Раскованны, естественны: смешно – хохочут, грустно, жалко какого-нибудь героя – всплакнут.

«А я увидел, что один мальчик кидал камнями в голову голубю», – встает другой ответчик. «Я думаю, такого не бывает», – говорит Лиза.

– А ты думаешь, все мальчики с ангельскими крылышками?

И смех возвращается в класс. «С крылышками, с крылышками», – повторяют на все лады. Понравилась подначка Елены Гавриловны.

«Музей и культура» – уже четвертый вариант программы у Елены Гавриловны Вансловой. Не потому, что первые плохи, но она, кажется, и засыпает с новыми идеями. Вот и в этом варианте программы, рассчитанной на четыре года обучения, свои существенные, да что там существенные, будем говорить прямо, – революционные вставки. Дается определение понятия «культура» применительно к младшим школьникам. Так что же такое «культура для начальной школы»? Из каких компонентов состоит это вообще довольно расплывчатое и во «взрослых» определениях понятие? Их количество на сегодняшний день дошло до двух тысяч!

…Анелия Сергеевна Боккал сидит за последней партой и проверяет тетрадки. Зато ее четвероклассники покоя не знают: им предлагают окунуться во времена таинственного, непонятного Древнего Египта. Одним, счастливчикам – «жрецам», нужно придумать молитву богу Ра; других определяют как раз в рабы. Несколько предложений явно чем-то смущают Елену Гавриловну. И, не называя имен, читает: «В Египте толпа людей ходит по пыльной дороге по берегам Нила». Пока класс соображает, Таня победно кричит: «Там же дорога песчаная».

Такие погружения в историю происходят довольно часто. Ребятам нравится гостить то у Афины Паллады, то не отрывать глаз от прекрасной Нефертити…

– Конечно, наш курс «Музей и культура» помогает прежде всего выйти на поле культуры, существование которого немыслимо без воображения и фантазии. – Елена Гавриловна поясняет: – У многих современных детей пропущен период игры, которая формирует мифологическое сознание – необходимый этап в развитии человека. Эти дети бессильны что-то представить, сочинить, придумать. Коллеги начала 90-х широко и успешно использовали кукол – Архивариуса, Балбесика, музу истории Клио – для работы с малышами. Теперь при виде Клио в иных классах раздаются голоса: «Да она ненастоящая! А настоящих муз не бывает!» Как маленькие старички, некоторые семилетки всерьез рассуждают, что и сколько стоит, как в будущем побольше заработать.

…У них тонкий-тонкий ствол. Крепкие ноги – корни. Легкий ветерок играет в их кудрях – кронах.

Чуть-чуть накреняют, выравниваются… Дикие пальмы… 4-й «Б».

Этот вид игры называется психологической гимнастикой. Почему психологической? Вроде бы задействована чистая физиология?

– Э нет, – смеется Елена Гавриловна. – Музейная педагогика хороша тем, что имеет все возможности осуществлять полноценное гармоничное развитие личности, включая в работу и мозг, и чувства.

Речь идет о жесте. Жесте как элементе культуры. Оказывается, пантомима очень помогает процессу исследования самих себя. Почти с математической точностью – с помощью жестов, пантомимы – в минуту реально исследовать и узнать, за что себя можно уважать. В школе по своей программе в курсе «Музей и культура» Е.Г.Ванслова дает два урока, посвященных идее так называемого градусника самоуважения. Малыши неспособны заниматься психоанализом, но идею градусника они ухватывают сразу же, для них это просто и понятно.

«Дорогие исследователи! У всех вас в процессе вашей жизни формируется градусник самоуважения. Конечно, это не настоящий градусник, но он похож на настоящий, в нем будто есть ртуть. Эта ртуть словно живая, и каждый день она то поднимается, то опускается. Если сделал что-то хорошо, ртуть поднимается, сделал что-то плохо – опускается. Работаем руками: вверх-вниз, вверх-вниз! Это норма. Но вот представьте, у кого-то градусник сломался. Ртуть всегда наверху (покажите), человек никогда себя не осуждает, он всегда в упоении от себя или же наоборот – ртуть всегда внизу, человек не может сам себя похвалить. Все это очень плохо. А еще часто градусник бывает искривленный. Подставил подножку человек и радуется вместо того, чтобы печалиться. Совести-то у него нет, чувство стыда ему неведомо.

Повторите за мной, пожалуйста, то, что написал наш известный поэт Булат Окуджава.

Научитесь сначала себе самому

Не прощать ни единой промашки,

А уж после твердите врагу своему,

Что он враг и грехи его тяжки».

«Цветок засохший, безуханный…»

Музейные педагоги обычно работают с так называемыми предметами музейного значения. Это может быть старая фотография, чашка из старинного сервиза, гусиное перо. Елена Гавриловна и ребята постоянно приносят в класс всякие разные предметы. Она задает «опорные» вопросы, которые помогают понять их суть, историко-культурный контекст.

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я,

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

Интересно, что в этом знаменитом стихотворении нашего «первого музейного педагога» А.С.Пушкина звучат те самые «опорные» вопросы, с которыми работает Ванслова. «Недавно племянница привезла из Китая удивительную вещь – как бы металлический палец, который надевали очень богатые и знатные люди – императоры, китайские мандарины, чтобы доказать другим, что им ничего не нужно делать собственными руками – их обслуживают. Они же могут отращивать очень длинные ногти, а чтобы они не ломались, надевать такие напальчники. Можно сказать, предмет музейного значения – овеществленная социальная психология – система ценностей давно прошедших веков и не похожая на нашу цивилизацию. На портрете 1905 года изображена китайская императрица Йехенала, у которой мизинцы и безымянные пальцы украшены такими длинными и острыми напальчниками, скорее похожими на когти.

Отвечая на вопросы «что?» «где?» «когда?» и «с какой целью?», «мы, в сущности, просим учеников заняться мини-исследованиями. Каждый предмет есть тайна».

– Потому они все у вас и ходят в исследователях?

– Конечно. Вот послушайте, что происходит в нашем прекрасном королевстве:

Аня Еремина: «На уроке музея мы всегда балуемся. Сама я нумизмат. Мы с папой старинные монеты собираем. Очень люблю, когда Елена Гавриловна просит приносить предметы. Я хочу стать археологом».

Ваня Чижиков: «Урок отличается тем, что много говорим, можно друг друга критиковать. Нас делают жрецами, чтобы мы с богом Ра говорили. Еще бывают маленькие спектакли».

Кирилл Подзоров: «Я был богом Ра. Жрецы просили, чтобы он сделал что-нибудь хорошее. А рабы – чтобы он смягчил солнечные круги. Когда приходим из музея, рисуем».

– Кстати, Елена Гавриловна, в какие музеи вы водите своих учеников?

– В основном в моем курсе двадцать с небольшим столичных музеев за четыре года обучения. Потому что один из законов психологии гласит: когда слишком много впечатлений, плохо и детям, и взрослым.

Из ста музеев Москвы выбираю те, без которых мой курс невозможен. Это, конечно, Музей изобразительных искусств, Оружейная палата Кремля… А программы у всех музейных педагогов авторские. Потому что должны быть пережиты.

…Когда они закончат школу и Елена Гавриловна отдаст им их детские дневнички, наверное, с улыбкой будут вспоминать, как Оля написала: «На этой неделе, когда я болела, мне звонил мой старый друг». А Ваня не принял работу: «Пусть побольше напишет».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте