search
main
0

Нападения в школах: что делать и кто виноват? Событие недели

Сухая сводка трагических происшествий в школах за минувшую неделю ужасает. В Перми 15 января двое подростков с ножами пришли в школу №127 и напали на учеников 4‑го класса и их учительницу. В больницах оказались 12 человек. 17 января в средней школе поселка Смольное Сосновского района Челябинской области 16‑летний школьник нанес ножевое ранение своему сверстнику. Утром 19 января в школе №5 Улан-Удэ девятиклассник поджег кабинет русского языка и литературы, где проходил урок у учеников 7‑го класса, и напал на детей и учительницу с топором. В больницу с ранениями доставлены семь человек, среди них преподаватель и сам нападавший, который пытался покончить с собой.Мотивы преступлений выясняются. В Пермском крае, Бурятии и ряде других регионов власти приняли решение усилить меры безопасности в образовательных учреждениях. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева, побывавшая на месте трагедии в Перми, призвала сделать акцент на воспитательной работе: «Нам нужно работать и с учениками, и с родителями. Нужно заниматься тем, о чем много говорим, – воспитанием наших детей». Свое мнение высказывают наши эксперты.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член центрального штаба ОНФ:- Усиленные меры безопасности в школах – рамки металлоискателя, камеры, решетки на окнах и современная пропускная система – не решат проблему подросткового насилия. Действительно, важно обратить внимание на организацию воспитательного процесса в семье и школе. Чем сегодня интересуются школьники? Кто для них является авторитетом? Система образования должна это учитывать и предупреждать растущую жестокость в школьной среде.В подростковом возрасте острее, чем раньше, возникает потребность в честной, неформальной коммуникации со взрослым, к которому испытываешь уважение и доверие. К сожалению, не все ребята могут найти такого человека в родителях или учителе. 40% из 1500 школьников в возрасте от 13 до 18 лет, опрошенных экспертами Общероссийского народного фронта, сообщили, что чувствуют себя одинокими, несмотря на общение в социальных сетях. Многим из них не хватает конструктивного общения со взрослыми, обсуждения своего будущего. А почти треть ребят признались, что свои проблемы они вовсе ни с кем не могут обсудить.Ситуация усугубляется тем, что сегодня у школы не осталось ни времени, ни профессионалов, готовых работать с проблемными детьми и решать проблему школьного насилия изнутри. Вместо того чтобы устранять его причины при помощи эффективных педагогических технологий, учитель вынужден тратить время на процедурно-бюрократические вопросы. Школьные психологи должны учить и детей, и педагогов работать со стрессовыми ситуациями, а также отслеживать проблемы детей в реальном времени. На деле же они чаще всего ограничиваются проведением психологических тестов, игнорируя работу на опережение. Поэтому повышение квалификации кадров, работающих с детьми, должно стать одной из мер, предотвращающих насилие в школе.Необходимо также вернуть опыт работы школы с семьями и создать педагогическим коллективам условия для полноценной воспитательной работы.Важную роль в профилактике детских конфликтов играет и совместная продуктивная деятельность. Это эффективный механизм снятия отчуждения в отношениях между школьниками и педагогами. А именно отчуждение в его крайних формах, когда школьник видит перед собой не коллегу и друга, а врага, приводит к насилию и трагическим последствиям.Катерина ПОЛИВАНОВА, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, доктор психологических наук:- Да, надо заниматься воспитанием. Только вопрос в том, что это означает. Если это воспитательные беседы или назидательные истории, то прогноз неутешительный – такое воспитание ничего не дает. А если мы будем воспитывать через организацию интересной детской, подростковой жизни – праздники, поездки, яркие события, проекты, то это даст результаты. К сожалению, школа с таким воспитанием не справляется и, на мой взгляд, вряд ли справится в одиночку. А вот школа и социум, местное сообщество вместе могут справиться. Но это гораздо более долгая и трудная работа. Подростковая агрессия – это выплеск подростковой энергии, которая ищет выход. Нужно направить ее в позитивное русло. Мысль банальная, но от этого не менее правильная.Владимир СОБКИН, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО, доктор психологических наук, профессор, академик РАО:- Я, пожалуй, соглашусь с министром. Потому что идея еще больше усилить охрану образовательных организаций, превратить их в неприступную крепость, никого туда не пускать и не выпускать детей в течение всего учебного дня – это попытка идти по пути наименьшего сопротивления. Реальные проблемы связаны именно с тем, что школа не отвечает острейшим социальным вызовам, продиктованным ей нашим обществом. Категорически не согласен с мнением людей, которые заявляют, что школа сегодня совсем не занимается воспитанием. На самом деле она занималась им даже в 90‑е годы. А вот то, что здесь наблюдается явный перекос, переход от реальных дел к имитации, – это да. Чиновникам гораздо проще оценивать работу педагогов по чисто формальным показателям, поэтому и основной упор делается ровно на такие вещи. Школа превратила воспитание в проведение мероприятий. Чем больше их проводится, чем больше планов и отчетов, чем больше охват людей, тем якобы лучше построен воспитательный процесс. А реальные отношения между учеником и учителем, между одноклассниками в коллективе отодвигаются на второй план. В нормальной педагогической этике под процессом воспитания понимается нечто совсем иное, нежели набор показателей, это прежде всего личностное развитие, социализация человека. Все это гораздо более сложные проблемы, чем обеспечение школ «тревожными кнопками», решетками, охраной.Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия, Петрозаводск:- Ответственность за происходящее, безусловно, лежит на взрослых, и это своего рода расплата за недополученное от нас детьми время. Нынешние подростки – это поколение, которое выросло в момент появления смартфонов, соцсетей, когда родители окунулись в виртуальный мир, и дети оказались в эмоционально-коммуникационном вакууме.Сами взрослые допускают много вербальной агрессии в Интернете, и это влияет на поведение детей. Из виртуального пространства агрессия вторгается в нашу жизнь. Поэтому я обращаюсь к тем, кто общается с подрастающим поколением. Специалисты по работе с детьми, попробуйте поговорить с подростками на понятном им языке. Сегодня высокий уровень тревожности у взрослых и у детей, но ни те ни другие не осознают этого чувства. Тревога может вылиться в аффект. Это проявляется в любой конфликтной ситуации. В Сети можно найти огромное количество видео, например, о конфликтах на дорогах – разборки с драками, нецензурной лексикой. Так наши дети получают наглядный пример того, как взрослые решают конфликты.Родителям и учителям советую попытаться выстроить общение с детьми. Если не получается это сделать самостоятельно, обратитесь к специалистам, психологам. Учителям важно вовремя проходить курсы для работы с детьми в кризисной ситуации. Если же говорить об ответственности государства, то необходимо разработать систему психологической помощи населению, в первую очередь семьям с подростками, чтобы снизить градус тревожности, который сегодня приводит к драматическим событиям, подобным трагедиям в Перми и Бурятии.Владимир СВЕРДЛОВ, директор лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», Воронеж:- Думаю, что вопрос об обеспечении безопасности в школах не закрыт. Известны случаи, когда прокуратура штрафует директоров за то, что охрана в школах осуществлялась за счет родительских средств. Действительно, сегодня школы поставлены в такие условия, когда сами должны решать вопросы безопасности кто как может. В некоторых регионах эти проблемы решаются централизованно, но это единичные случаи. Хотелось бы более серьезного отношения к охране школ и ее государственного финансирования. Воспитательную работу необходимо налаживать, с этим никто не спорит. Как и с тем, что школа должна воспитывать. Но не одна она. Воспитание подрастающего поколения – это задача всего общества и государства, в том числе средств массовой информации, которые порой занимаются антивоспитанием. Положительных примеров демонстрируется мало, молодежи не на кого равняться. Оксана КУСОК, директор школы №35 Василеостровского района Санкт-Петербурга:- Если говорить о Петербурге, то, на мой взгляд, что касается мер безопасности, их более чем достаточно. И это не просто меры, а комплексная система обеспечения безопасности. Относительно случая в пермской школе расстраивает то, что очень большой процент реагирующих на ситуацию обсуждают школу и педагогическое сообщество, забывая о том, что корни воспитания находятся в семье. Все сразу вспомнили, где подростки учились, на каком учете состояли, но никто не сказал, где родители этих учеников.Нина КОРМИЛОВА, мама девятиклассника, Великий Новгород:- Мер безопасности в школах не то что недостаточно, их просто не существует! На вахтах сидят обыкновенные тетеньки или даже бабули. В школе, где учится мой сын, есть пропускная система электронных карт, но ведь злоумышленник может быть учеником этой же школы или просто перескочить турникет. Я думаю, вместо того чтобы видеокамеры устанавливать на ЕГЭ, лучше бы эти камеры использовать в каждой школе для наблюдения за всеми коридорами и входной дверью. И изображения с камер отсылать периодически в полицию. В нашем городе, например, всего три десятка школ, потребуется около 30 камер. Только деньги на камеры должны выделяться из федерального бюджета, а не из скудных средств самой школы или местных бюджетов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте