Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ в п. 1 статьи 41 обязывает все образовательные организации создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Этому в большей мере способствует создание и развитие в общеобразовательных школах и ДОУ здоровьесберегающего пространства.
В последние годы в Москве успешно работает модель «Школы здоровья», позволяющая создавать здоровьесберегающую среду, разрабатывать и внедрять здоровьесберегающие образовательные технологии в общеобразовательных организациях. За 10 лет работы появились интересные здоровьесберегающие методики и технологии, которые успешно работают и демонстрируют значительные положительные результаты по сохранению здоровья обучающихся и воспитанников столичных школ и детских садов.Однако в настоящее время отсутствуют конкретные формы взаимодействия между теми школами, которые работают по модели «Школы здоровья», и другими образовательными организациями, хотя здоровьесберегающие технологии необходимо внедрять во все школы независимо от их статуса. Ведь в современных школах при имеющейся значительной учебной нагрузке особенно важным направлением деятельности должно быть именно формирование здоровьесберегающего пространства. Оно наиболее реализуемо на основе сетевого взаимодействия и его ресурсного обеспечения.В связи с этим разработка модели, позволяющей отрабатывать механизмы поэтапного расширения форм взаимодействия школ и детских садов, ориентированных на создание здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей образовательной среды, стало актуальным инновационным направлением деятельности в сфере образования, и осуществляется оно для обеспечения приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Системный подход к взаимодействию ресурсных центров с образовательными организациями в части здоровьесбережения выступает главным инструментом решения важной задачи – сохранения здоровья детей.Цель сетевого взаимодействия образовательных организаций – повышение эффективности научно-практических разработок в условиях дефицита интеллектуальных, финансовых, материальных и информационных ресурсов на основе использования ресурсов каждого сетевого образовательного учреждения при выполнении им проектов по созданию технологий формирования здоровьесберегающего пространства.В качестве методической основы для построения форм взаимодействия между Центром образования №1998 «Лукоморье» и участниками проекта мы использовали специальную систему показателей, в которой были представлены внутренние условия (кадровые, инновационные, содержательные, методические), результаты мониторингов деятельности по методикам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков и результатов образовательной деятельности (обучение, оздоровление, развитие, адаптация).Внедрение новых проектов требует освоения новых форм взаимодействия, получения новых знаний. Поэтому участники сети неизбежно должны включаться в процесс сетевого обучения. Основные темы обучения задают потребности сети и периодически меняются в зависимости от реализуемых проектов. Сеть эффективно развивается только в том случае, если ее состав будет постоянно пополняться новыми организациями, поскольку сеть не только расширяет возможности участника, но и новые участники увеличивают ее потенциал и ресурс. В нашем случае проекты объединены в блоки в соответствии с их направленностью.Блок I – проекты по оптимизации среды: оптимизация воздушной среды в учебных кабинетах и рекреациях школы и ДОУ; внедрение профилактической функциональной школьной и дошкольной мебели и совмещенного варианта ее использования; интегральный подход к формированию внутриклассной здоровьесберегающей среды. Экологический паспорт класса.Блок II – проекты по психолого-педагогическому сопровождению урока (занятия): здоровьесберегающие факторы урока (занятия) в условиях стратово-дифференцированной системы обучения; здоровьесберегающие факторы урока в разноуровневых классах (группах); здоровьесберегающая личностно ориентированная система обучения; психологические аспекты профилактики школьного стресса; психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушениями речи.Блок III – проекты по повышению двигательной активности учащихся и воспитанников: инновационные подходы к оптимизации двигательного режима в образовательном учреждении полного дня; инновационные подходы к оптимизации двигательного режима на уроках (занятиях) в образовательном учреждении; интеграция физкультурно-оздоровительных технологий в учебный процесс; система оздоровительно-танцевальных движений для дошкольников, учащихся младшего и среднего школьного возраста во внеурочной деятельности; повышение двигательной активности учащихся средствами туристическо-краеведческой деятельности; нетрадиционные способы оздоровления детей средствами физической культуры; подвижные игры в режиме школы полного дня.Блок IV – проекты по формированию культуры здоровья: непрерывная трехуровневая программа обучения по формированию здорового образа жизни в детском саду, начальной и средней школе; современные информационные технологии обучения здоровью детей, родителей и педагогов.Приоритетные направления, требующие научного обоснования и разработки в условиях сетевого взаимодействия: разработка стандартов технологий формирования здоровьесберегающего пространства в общеобразовательных учреждениях; системный мониторинг здоровья обучающихся и воспитанников; разработка концептуальных и нормативно-правовых основ исследований в системе сетевого взаимодействия и его ресурсного обеспечения.Трехлетний опыт работы в рамках сетевого взаимодействия убедительно доказал, что разработанная модель жизнеспособна, а результаты ее внедрения положительно сказываются на здоровье детей и подростков.Елена КОТОМИНА, директор школы №1998 «Лукоморье»
Комментарии