search
main
0

Нам не все равно. Завершился всероссийский финал конкурса «Я – гражданин России»

В Краснодарском крае в федеральном детском центре «Смена», близ Анапы, прошли заключительные мероприятия XII Всероссийской акции «Я – гражданин России», организованной Минобрнау-ки РФ и «Учительской газетой» при участии Самарского центра гражданского образования и Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование». В финале приняли участие 20 команд из 17 субъектов РФ, включая такие отдаленные территории, как Камчатка, Приморский край и Сахалин. Всего же в акции приняли участие 115 команд из 42 субъектов РФ.

Ребята привезли с собой красочные стенды, продемонстрировали яркие и интересные презентации, подготовили эффектные выступления, рассказав о реализуемых ими проектах. Многие из конкурсантов (как сами дети, так и сопровождающие их педагоги-координаторы) участвуют в акции впервые, поэтому все, что здесь происходит, они воспринимают как некое диковинное таинство.

– Я подключилась к проекту в сентябре прошлого года, – рассказывает Анастасия Никулина, ученица 11-го класса Коелгинской школы имени С.В.Хохрякова Челябинской области. – Тогда кто-то из учителей обратил внимание на внешность учеников и пристыдил нас, сказав, что мы могли бы выглядеть гораздо менее пестро и более элегантно. Это послужило стимулом, в результате родился проект «Стильная школа», с которым мы здесь выступаем.

Настя вместе со своими друзьями решили вернуться к вопросу о целесообразности введения в образовательном учреждении школьной формы. Тщательно изучив мнения всех заинтересованных сторон, они предложили свой вариант решения проблемы, сумев не только коренным образом изменить настроение учеников и родителей, но и заинтересовать другие школы заняться разработкой своего собственного стиля и фасона. Их проект был признан членами жюри одним из самых ярких и запоминающихся.

Точно так же новичком акции можно считать и Алену Попелыгину, ученицу 8-го «А» класса Первомайской школы Томской области.

– В таком масштабном проекте я участвую впервые, – рассказывает она. – До этого все ограничивалось небольшими акциями в масштабах школы, а тут мы вдруг сразу вышли на такой серьезный и солидный уровень!

По словам Алены, в рамках проекта «Служба милосердия» они решили организовать при школе специальную структуру, которая занимается оперативной помощью всем, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию, – одиноким, больным, многодетным, инвалидам и пр. Дети пришли к выводу, что принести дрова и наколоть их, конечно же, хорошие дела, но не менее важно оказать людям чисто информационную и координационную помощь, поддержать их в трудный момент словом, советом. Теперь в поселке Первомайский телефон этой службы знают все. А вот ученик школы № 1 2 подмосковной Электростали Артем Торопков по праву может считать себя ветераном акции – он участвует уже в четвертом проекте, и в 2009 году был в числе победителей всероссийского уровня.

– Из наших предыдущих инициатив хочу назвать «Рекорды рождаются во дворах», – вспоминает Артем. – Мы восстановили разрушенную хоккейную коробку, создали вокруг нее цветочную аллею и добились того, чтобы на ее содержание были выделены средства. Также мне очень понравился проект «Ветераны онлайн», в ходе которого мы научили пожилых людей пользоваться современными технологиями, чтобы помочь им найти в Интернете друзей, однополчан и одноклассников, общаться друг с другом в Сети. На этот раз Электросталь вошла в пятерку лучших, представив проект «Велогородок своими рука

ми». Проанализировав многочисленные ДТП, которые произошли в их районе, ребята выяснили, что в большинстве случаев виной тому является несоблюдение правил несовершеннолетними велосипедистами, и создали на территории школ полигон для отработки ПДД для детей и взрослых. А вот команда Дедуровской школы из Оренбургской области участвует в акции с самого ее начала, то есть с 2001 года. И хоть на этот раз, дойдя до финала, коллектив этого образовательного учреждения не вошел в пятерку лучших, ребята не отчаиваются. Ведь они прекрасно понимают: главное – помочь людям, решив в ходе реализации проекта ту или иную проблему, а порой и сразу несколько.

– На нашем счету как минимум 12 удачных проектов, – рассказывает заместитель директора по информационным системам Дедуровской школы Валентина Ротина. – Самый первый – «Дедуровский каравай», в ходе которого мы решили проблему обеспечения нашего села свежим хлебом. В 2007 году вошли в пятерку лучших с проектом, посвященным созданию музея истории казачества. А сейчас решили подарить односельчанам Парк Победы. Как вы можете убедиться, наша деятельность вовсе не ограничивается рамками школы, наоборот, мы с каждым годом стараемся выйти на новый уровень.

Из этого, однако, не следует делать вывод, будто проект тем лучше, чем большему числу людей пытаются помочь его авторы. Ведь всегда проще помогать всему человечеству в целом, чем кому-либо конкретно и лично. Поэтому у всех, кто присутствовал на финальных мероприятиях в ФДЦ «Смена», огромный эмоциональный резонанс вызвало выступление команды пензенской школы №7 с проектом «Дар мужества». Ученики этого образовательного учреждения помогли своей однокласснице – девочке Даше, которая после аварии оказалась прикованной к инвалидной коляске. Ценой огромных усилий они добились, чтобы Даше была выделена квартира и созданы все необходимые условия для нормального существования. Кроме того, был организован сбор средств на лечение и реабилитацию девочки.

Наверное, скажут некоторые, это больше похоже на волонтерство, однако проектная деятельность в рамках акции «Я – гражданин России» заметно отличается от волонтерского движения.

– Мы не просто помогаем отдельным гражданам, а пытаемся воздействовать на ситуацию путем изменения законодательства, готовим конкретные предложения и дополнения к законам, пишем письма депутатам, подключаем или предлагаем создать службы, которые должны заниматься этой помощью за счет бюджета, – считает Евдокия Пономаренко, учитель проектной деятельности школы №49 Тольятти.

Правда, словосочетание «Я -гражданин России» в ряде регионов многие почему-то воспринимают исключительно в контексте военно-патриотической работы. Это заблуждение привело к тому, что когда финалисты выступали в лагере «Смена» со своими проектами, вожатые и отдыхающие недоумевали: как же так, тут какая-то благотворительность, работа с документами, помощь бездомным и многое другое… А где же смотр строевой песни, коллективное исполнение гимна, выкрикивание победных лозунгов?

– Конечно, каждый вправе понимать термин «патриотизм» так, как ему нравится, – считает один из членов жюри, доктор педагогических наук Андрей Иоффе. – Множество людей просто сидят дома и изо всех сил любят свою страну, пальцем не пошевелив для того, чтобы она стала чище, богаче, сильнее. Мы же на первое место выносим понятие гражданственности, для нас важно, как человек реализует любовь к Родине через конкретную деятельность, будь то забота о бродячих собаках, окультуривание парков и скверов, создание музея истории села и т. д. Дети, участвуя в проектах, привлекают к тому или иному вопросу внимание не только рядовых граждан, но и депутатов, чиновников, предлагая им изменить нормативную базу, чтобы ликвидировать саму суть проблемы. По-моему, такое понимание патриотизма гораздо более конструктивно, чем банальное позиционирование себя как «истинно русского» или «борца за свобо

ду».

Как выразился на прошедшем в рамках финала круглом столе для координаторов директор Самарского центра гражданского образования, кандидат исторических наук Владимир Пахомов, по своим стратегическим замыслам Всероссийская акция «Я – гражданин России» абсолютно совпадает с тем, к чему в последние годы нас призывали Дмитрий Медведев и Владимир Путин. А они, как вы помните, высказывались за повсеместное внедрение проектных технологий.

– У нас эта технология не просто отлажена, но уже давно зарекомендовала себя с самой лучшей стороны, каждый конкретный проект дает положительный эффект, который распространяется на социум, а не только на участников, – подытожил Пахомов.

Но и сами участники прекрасно понимают всю важность своей деятельности. Работая в команде, они учатся общаться с представителями власти, бизнеса, партийными лидерами, рядовыми гражданами, умеют находить проблему и понимать ее суть. Все это крайне важно для воспитания человека с активной жизненной позицией.

Стоит заметить, что в финале участвовала и еще одна команда, представляющая Толмачевский детский дом Ленинградской области. Ребята выступали с проектом «Так не должно быть», цель которого – привлечение внимания общества к проблеме социального сиротства. Воспитанники этого заведения проделали огромную работу, и благодаря их усилиям в род-

домах и домах малютки области стало меньше «отказников», а власти задумались над причинами, вынудившими родителей бросить своих детей.

Подводя итоги XII Всероссийской акции, ее координатор, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Ди-мова, поблагодарила руководство ФДЦ «Смена», создавшее все необходимые условия для того, чтобы финальные мероприятия прошли на высшем уровне, а координаторы и конкурсанты чувствовали себя максимально комфортно.

– Я надеюсь, – сказала Ирина Георгиевна, обращаясь заодно к присутствовавшим в зале представителям теле- и радиокомпаний, – что накопленный нами за эти годы опыт проведения акции поможет укреплению гражданского общества, развитию творческих и лидерских способностей школьников, правильному толкованию понятия «социальное проектирование в школе», а также конструктивному подходу к решению существующих проблем.

Награждение победителей закончилось ярким театральным действием, вручением дипломов и благодарностей всем участникам акции, первым лицам и рядовым сотрудникам «Смены», после чего на площади ФДЦ в небо были запущены символические воздушные змеи с надписью «Я – гражданин России».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте