Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Нам болезни нипочем! Воспитательная программа «Островок здоровья»

Учительская газета, №47 от 22 ноября 2016. Читать номер
Автор:

Широко известна неутешительная статистика ухудшения здоровья школьников по мере возрастания объема учебной нагрузки и неблагоприятного влияния экологических и социальных факторов. По данным Минздрава России, до 50% школьников страдают хроническими заболеваниями.

Только 5% выпускников современной школы могут считаться практически здоровыми, остальные либо хронически больны, либо имеют морфофункциональные отклонения. Нарушения здоровья часто становятся причиной возникновения трудностей в обучении, общении и развитии. Но с другой стороны, нередко причиной нарушения здоровья становится неверно, нерационально организованный учебный процесс. И если принять это во внимание, то, конечно, вы согласитесь с утверждением, что здоровье – это категория педагогическая. В определенной мере мы, учителя, несем ответственность за сохранение и укрепление здоровья наших учеников. Конечно, это требует немалых  усилий на подготовку и проведение целого ряда мероприятий, поиск  эффективных возможностей оздоровления подрастающего поколения в образовательном пространстве.    Цель программы – формирование навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья младших школьников.Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:1. Мотивировать педагогический коллектив на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.2. Мотивировать младших школьников на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.3. Разработать и внедрить систему оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.4. Осуществлять мониторинг состояния здоровья обучающихся.Программа рассчитана на учащихся 1-4-х классов и направлена на развитие личностной и социальной компетентности, воспитание интереса и потребности детей в самостоятельной физической активности, здоровом образе жизни, формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.Направления программы: – диагностика и мониторинг здоровья учащихся;- организация работы центра «Островок здоровья»; – просветительская работа и взаимодействие с родителями учащихся;- вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки, организация походов, выездов в лес, зимних прогулок, игр на свежем воздухе, участие в общешкольных днях здоровья, спортивных соревнованиях;- контроль за санитарным состоянием школы, создание комфортных условий и озеленение класса.Чтобы реализация данной программы была эффективной, необходимо хорошо знать состояние здоровья учащихся, следить за его изменениями, видеть проблемы, поэтому 2 раза в год проводим мониторинг состояния здоровья учащихся (в начале и в конце года). В течение учебного года проводятся диагностика психологического климата в классах, анкетирование учащихся и их родителей по вопросам питания и здорового образа жизни, анкетирование учащихся по выявлению комфортности пребывания в школе. Учащиеся начальных классов на основе собственных наблюдений за своим здоровьем отмечают свое настроение, следят за осанкой, зрением, тем самым приучают себя выполнять самые элементарные гигиенические требования. Дети включены в мониторинг собственного здоровья. Знания о здоровьесбережении учащиеся получают на уроках здоровья. Уроки проходят в рамках следующих курсов: «Гигиена школьника», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Организация правильного питания», «Экология», «Этикет». Тематика уроков в классах по параллелям различна, в соответствии с возрастом.Учителя начальных классов вместе с учениками создали центр «Островок здоровья», где дети вместе с родителями и педагогом собирают материалы по здоровьесбережению, анализируют свою деятельность по формированию культуры здоровья, обмениваются мнениями. Результат: выступления на школьных линейках, информационный стенд для всех обучающихся начальной школы. Центр «Островок здоровья» работает по следующим направлениям:1-й класс – «Отдел личной гигиены». Собирает информацию о личной гигиене школьников, о распорядке дня, которую оформляет на информационном стенде. 2-й класс (по выбору)  – «Институт здорового питания». Создает картотеку полезных продуктов, ученики оформляют карточки о здоровых продуктах, сохраняют в алфавитном порядке. 2-й класс (по выбору) – «Скорая помощь». Осуществляет подборку материалов об оказании первой медицинской помощи в экстренных случаях (порез, ушиб, вывих, растяжение, укус, ожог). 3-й класс (по выбору)  – «Исследовательский институт анатомии и физиологии человека». Изучается строение глаза, зуба, опорно-двигательного аппарата с целью профилактики заболеваний и сохранения здоровья человека. 3-й класс (по выбору) – «Академия народной медицины». Дает рецепты детям и их родителям о применении средств народной медицины, которые помогают защитить от инфекционных, вирусных и простудных заболеваний. 4-й класс (по выбору) – «Клиника борьбы с вредными привычками». Показывает все возможные способы противостояния вредным привычкам. Учащиеся, находясь в творческом поиске, создают знаки, запрещающие иметь вредные привычки. 4-й класс (по выбору) – банк идей «Как сохранить здоровье». Собирает мнение учащихся о том, как ежедневно улучшать и сохранять свое здоровье.1-4-е классы – «Экологический патруль». Организует рейды по защите и охране окружающей среды, субботники и просветительскую работу в социуме.В конце учебного года проводится праздник здоровья, где учащиеся применяют все знания, полученные в течение года на уроках здоровья и при  работе в центре «Островок здоровья».По желанию учащихся 1-4-х классов была организована разновозрастная агитбригада. Два раза в месяц участники данной бригады выступают на школьных линейках, агитируя обучающихся соблюдать здоровый образ жизни, информируют о последствиях вредных привычек.Заинтересованная группа детей создает агитационные листовки, информационные буклеты и обращается к населению с призывом соблюдать здоровый образ жизни (выход на улицу). Пропаганда здорового образа жизни – это, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни как отдельного индивидуума, так и общества в целом.Наша школа тесно сотрудничает с муниципальной детской юношеской спортивной школой (ДЮСШ). Занятость обучающихся начальной школы в спортивных секциях составляет 82%, что также способствует укреплению их здоровья.Изюминка деятельности центра «Островок здоровья» – преемственность между дошкольными учреждениями и школой. Ученики начальной школы с огромным удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях, направленных на формирование ЗОЖ, выступают перед воспитанниками детского сада, организовывают спортивные состязания.Наша школа одна из первых в Республике Хакасия разработала и внедряет программу по инклюзивному образованию детей с ОВЗ. Включать детей с ОВЗ в образовательную деятельность предполагается не только во время уроков, но и в рамках внеурочной работы. Дети-инвалиды, дети с ЗПР и     нарушением интеллекта принимают активное  участие в деятельности центра «Островок здоровья». Для снятия психологического напряжения всех участников образовательного процесса в школе создана комната релаксации.На родительских собраниях обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, по формированию здорового образа жизни. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, соревнований, мастерских, лекций и бесед. Родители помогают в организации «Экологического патруля», походов и выездов на природу, принимают участие в днях здоровья. Зимой вместе посещаем каток, ходим на лыжах, катаемся с горок.В конце учебного года каждый учитель совместно с родителями и учащимися продумывает и создает интерьер класса для следующего учебного года. Картины, комнатные растения, цветовая гамма класса должны вызывать положительные эмоции, позитивно влиять на психику учащихся. Анализ промежуточных результатов показал: у школьников формируются навыки заботы о собственном здоровье, 80% детей соблюдают режим дня, 100% – правила личной гигиены, количество уроков, пропущенных обучающимися по болезни, сократилось, наблюдается положительная динамика психоэмоционального состояния. Реализация данной программы позволяет не только избежать ухудшения состояния здоровья, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учеников, дает возможность каждому реализоваться. Сценарий итогового мероприятия «Путешествие в город Здоровейск»Подготовительная работа. В течение учебного года проводились классные часы – уроки здоровья. Помогал «трамвай здоровья». Путешествуя на нем, мы с детьми узнали, что такое здоровье, из каких компонентов состоит, как правильно питаться, составляли режим дня, «ромашку здоровья» и так далее. И вот напоследок мы отправились в город Здоровейск на праздник здоровья. В данном мероприятии участвовали дети разных классов.Цель мероприятия: формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся.Задачи: – вызвать интерес к проблемам здоровья;- обучать детей нормам здорового образа жизни;- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;- дать практические советы по укреплению здоровья.Оборудование: лозунги о здоровом образе жизни, плакаты о ЗОЖ, плакат с режимом дня, «ромашка здоровья», рисунки детей.Ход мероприятияУчитель: Сегодня мы отправимся в путешествие в город Здоровейск. Мы познакомимся с его жителями, и они раскроют нам секреты здоровья. А вы хотите узнать эти секреты, чтобы быть здоровыми? Замечательно. Тогда в путь! А путешествовать мы будем на «трамвае здоровья».Посмотрите на карту нашего путешествия: на ней много остановок, и на каждой нам предстоит получить много интересной и полезной информации. Готовы?Первая остановка – станция Грязнульск. Здесь живут люди, которые перестали следить за чистотой и порядком. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за чистотой своей квартиры. Мальчики и девочки не спешат к умывальнику, чтобы умыться. Самым странным на этой станции считался мальчик Грязнулька.Жил на свете мальчик странный, просыпался поутруИ бежал скорее в ванну – умываться, я не вру.Хотите – верьте, хотите – нет. Руки мыл зачем-то с мылом, а лицо мочалкой тер,На руках все пальцы смыл он, щеки в дырах до сих пор.Хотите – верьте, хотите – нет.Сыну мама запретила умываться по утрам,Убрала подальше мыло, перекрыла в ванной кран.Хотите – верьте, хотите – нет.Мальчик этот был упрямым, маму слушать не хотел,Умывался по утрам он и, конечно, заболел.Хотите – верьте, хотите – нет.Тут к нему позвали разных самых лучших докторов,И диагноз был таков: если мальчик будет грязным,Будет он всегда здоров!Хотите – верьте, хотите – нет.Учитель: А вы верите мальчику? Правильный диагноз поставили врачи? Ответы детей.Крики за дверью: «Пустите меня, пустите меня!»Грязнулька (появляется): Пустите меня! Что вам нужно от меня?Дети: Ах ты, мальчик чумазый, где ты руки так измазал? Черные ладошки, на локтях дорожки.Грязнулька: Я на солнышке лежал, руки кверху я держал, вот они и загорели.Дети: Ах ты, мальчик чумазый, где лицо ты так измазал? Кончик носа черный, будто закопченный.Грязнулька: Я на солнышке лежал, носик к верху я держал, вот он и загорел!Дети: Ой ли, так ли? Так ли дело было?Отмоем все до капли, ну-ка дайте мыло.Грязнулька: Не трогайте ладошки! Они не будут белые, они же загорелые.Дети: А ладошки-то отмылись!Оттирали губкой нос, разобиделся  до слез.Грязнулька: Ой, мой бедный носик мыло не выносит, он не будет белый, он же загорелый.Дети: А носик тоже отмылся. Это была грязь.Надо, надо умываться по утрам и вечерам,А нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам.Грязнулька: Ой, хватит, хватит. Мне и так стыдно стало. А можно я теперь не Грязнулькой, а Чистюлькой буду? Мне так больше нравится. Ой, побежал, всем расскажу. (Убегает.)Учитель: Ребята, а какой вывод мы можем сделать из этой истории? (Чистота – залог здоровья.)А мы отправляемся дальше, и впереди город Лентяйск. Станция Грязнульск и город Лентяйск находятся близко друг от друга. Люди, проживающие в них, – дружные соседи, потому что между ними много общего. Как вы думаете, ребята, чем они похожи? (Ответы детей.) Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках и, конечно же, плохо учатся. Такие ребята не любят писать в своих тетрадях, читать книжки. А вот и мальчик из этого города.Мальчик-лентяй: Если б мыло приходило по утрам ко мне в кроватьИ само меня бы мыло – хорошо бы это было!Если б книжки и тетрадки научились быть в порядке,Знали все свои места – вот была бы красота!Вот бы жизнь тогда настала! Знай гуляй да отдыхай!Тут и мама б перестала говорить, что я лентяй…Учитель: А у нас в классе нет ленивых? Тогда давайте поможем мальчику справиться с ленью, для начала выполним вместе зарядку. Физкультминутка.Учитель: А впереди полустанок Угадай-ка. Здесь живут люди, которые любят читать. Они очень любознательные.Входит житель полустанка и читает загадки по теме занятия. Например: Мудрец в нем видит мудреца,Глупец – глупца, баран – барана,Овцу в нем видела овца и обезьяну – обезьяна.Но вот подвели к нему Федю Баратова,И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало.)Учитель: Вот мы и добрались до города Здоровейска. Это город чистоты и порядка.Выходят жители этого города: – Чтоб здоровым, сильным быть,Со спортом мы должны дружить. – Чтоб красивой, стройной быть,Обруч я должна крутить.- Вышла Лидочка вперед,Лида прыгалки берет.Лида, Лида, вот так Лида!Раздаются голоса.Посмотрите, это ЛидаСкачет целых два часа.Доскакала до угла.- Я б не так еще смогла…Я гимнасткой стать хочуСамой настоящей!И на турнике крутитьсяЯ считаю счастьем.Учитель: Ребята, какие компоненты здоровья вы знаете? (Дети собирают «ромашку здоровья».) Один из важных компонентов здоровья – режим дня.Дети выносят таблички с режимом дня и говорят:- Чтоб прогнать тоску и лень, подниматься каждый деньНужно ровно в семь часов.- Отворив окна засов, сделать легкую зарядкуИ убрать свою кроватку!- Душ принять и завтрак съесть, а потом за парту сесть.- На занятиях сиди и все тихо слушай.За учителем следи, навостривши уши.- Пообедав, можешь сесть выполнять задания.Все в порядке, если есть воля и старание.- После школы отдыхай, но только не валяйся.Дома маме помогай, гуляй,закаляйся!- Соблюдаем мы всегда распорядок строго дня.В час положенный  ложимся, в час положенный встаем.Хором: Нам болезни нипочем!Учитель: Ребята, чтобы ваш организм не уставал и в течение дня хорошо работал, надо соблюдать режим дня.Ой, кто это такие?1-й: Здравствуйте, ребята! Приехали мы к вам!2-й: Наверное, всем известно, что мы за вещества.3-й: В овощах и фруктах, в молоке – всегда.4-й: И в других продуктах.Все: Да! Да! Да!1-й: А, B, C, D, E и маленький наш К,Все мы большая и дружная семья.2-й: Если кого-то обидите из нас,Разные болезни надвинутся на вас.3-й: Знать вы должны нас и в профиль, и анфас.4-й: Если нас не будет, погибните тотчас.Учитель: Ребята, узнали, кто это? Правильно, витамины. Необходимо их принимать, чтобы быть здоровым.Входит Карлсон с банкой варенья.Карлсон: Еще ложечку одну… Ой! Ушла она ко дну.А! Залезу прямо так – я руками есть мастак!Пообедал я отлично этим джемом земляничным.Третью банку съел с утра. А теперь лететь пора…(Мотор не заводится.)Мама! Что же такое творится?! Мотор мой не хочет заводиться!Учитель: Здравствуй, Карлсон!Карлсон: Привет…Учитель: Что грустишь ты? Дай ответ!Карлсон: Я обкушался варенья! А еще было печенье.Торт и множество конфет. Очень вкусным был обед.А теперь мотор заглох… Ох, зачем я ел пирог?..Учитель: Где же ты сегодня был?Карлсон: Слон обедать пригласил. Отказать ему не смог. Ох, зачем я ел пирог?Учитель: Разве можно столько есть? На диету нужно сесть!Карлсон: Чтобы сесть, нужна кровать, а до дома не достать.Кто б на крышу влезть помог… Ох, зачем я ел пирог?Учитель: Ребята, мера нужна и в еде,Чтоб не случиться нежданной беде,Нужно питаться в назначенный часВ день понемногу, но несколько раз.Этот закон соблюдайте всегда,И станет полезною ваша еда!В питании тоже важен режим,Тогда от болезней мы убежим!Конфеты, печенье, торты и плюшкиВ малых количествах детям нужны.Запомни, Карлсон, простой наш совет:Здоровье одно, а второго-то нет!Карлсон: Спасибо, ребята! Теперь буду знатьИ строго питанья режим соблюдать.Без помощи вашей совсем бы засох.Ох, зачем же я съел тот огромный пирог?.. (Уходит.)ПесняПомни лозунг ты такой:«Руки мой перед едой».Припев: Чтобы это не забыть,Надо снова повторить (2 раза).Зубы щеткой лучше триИ снаружи, и внутри.Припев.Волосок за волоскомРасчешись ты гребешком.Припев. Чище в доме убирай,Тряпкой влажной пыль стирай.Припев.Жизнью я довольна очень,И пою я, и пляшу, Потому что днем и ночьюСвежим воздухом дышу.Припев.Учитель: Вот и закончилось наше путешествие, в котором вы получили много полезной и ценной информации. Давайте еще раз перечислим компоненты ЗОЖ (ответы детей).Теперь вы получаете свидетельства о том, что вы прослушали курсы по теме  «Здоровье». А также буклетики, где собран материал по данной теме, даны советы, как сберечь здоровье. До свидания. Я желаю вам здоровья!​Виктория МИКУЛИЧ, Наталия ЗАБАВНИКОВА, учителя начальных классов абазинской средней школы №50 Республики Хакасия, фото авторов


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту