search
main
0

Налоговое бремя. Российское законодательство становится невыносимым

Налоговый кодекс больше не предоставляет образовательным учреждениям льгот по налогам на землю и имущество, что может в самом ближайшем времени привести к всеобщему образовательному банкротству.

В советские времена вузам и школам, возможно, не давали столько средств, сколько требовалось, но зато государство передавало образовательным учреждениям земли, строило новые здания, оснащало современным оборудованием. Высшая школа могла на этой базе готовить специалистов, котирующихся на мировом уровне. Новые демократические времена привнесли в жизнь новые реалии: чтобы выжить, образовательным учреждениям приходилось сдавать помещения в аренду, оказывать платные образовательные услуги, одним словом, зарабатывать. Теперь уже не государство, а сами учреждения вынуждены вкладывать деньги в расширение и модернизацию своей материально-технической базы. Например, Тюменский госуниверситет выстроил немало новых зданий. Многие высшие учебные заведения использовали свою землю для того, чтобы построить не только новые учебные корпуса, но даже жилые дома для своих сотрудников. До недавнего времени проблема была лишь в том, что выстроенное принадлежало не самим вузам, а государству, которое в любой момент могло предъявить свои права на здания и даже отобрать их, использовать по своему усмотрению. Теперь проблема в том, что государство хочет получить от вузов плату за пользование не только имуществом, но и землей, на которой расположены. Иными словами, заставить их платить налоги в соответствии с принятым Налоговым кодексом РФ.

До его принятия вузы жили по Указу №1 Президента РФ, изданному в начале 90-х годов и предусматривающему безвозмездную передачу образовательным учреждениям всего имущества, которое на тот момент у них находилось. В 1991 году было принято постановление Верховного Совета РФ, имевшее три приложения и определившее принципы разграничения собственности в Российской Федерации на федеральную, региональную и муниципальную в соответствии с тремя бюджетными уровнями. Имущество, которым распоряжались вузы, было закреплено за ними на правах оперативного управления, что впоследствии было отражено в Гражданском кодексе РФ. В 1996 году были приняты законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Это были очень важные законы, потому что определяли новые условия распоряжения имуществом образовательных учреждений и, в частности, их право на сдачу имущества в аренду. Но это не было широким жестом государства – в то время оно могло выделять средства только на стипендию студентам и зарплату преподавателям (на всю систему подведомственных вузов в 1998 году давалось всего около 400 миллионов рублей, хотя истинные потребности измерялись миллиардами), а потому, по сути дела, предложило тогда образовательным учреждениям жить натуральным хозяйством. Как ни трудно это давалось поначалу, в результате сегодня система образования научилась зарабатывать и зарабатывает столько, сколько дает ей бюджет – около 69 млрд. рублей в год, причем арендная плата составляет в этой сумме всего лишь около 5 процентов, но именно аренда стала тем, что нынче многое определяет в имущественных отношениях. Дело в том, что ставки по сдаче в аренду помещений у каждого вуза в каждом регионе разные. Поэтому Росимущество стало думать поначалу, как привести их к некоему единому показателю. Додумалось до того, что арендную плату попыталось привязать к стоимости того имущества, которым располагают и сдают в аренду учебные заведения. В 2002 году было выпущено распоряжение тогдашнего Минимущества РФ №1185, согласно которому арендная плата устанавливается на основании оценки стоимости сдаваемого в аренду имущества, то есть не по методу расчета, который был до этого и действовал во всех регионах, включая Москву, а после независимой оценки стоимости сдаваемого имущества.

Несколько месяцев назад Росимущество разослало инструктивное письмо, в котором предложило перейти на такой метод расчета арендных платежей. При этом не только стоимость аренды возрастает, но и расходы вузов, которым придется еще оценивать арендуемое имущество, а это расходы, которые неизвестно кем и как должны быть возмещены. Скорее всего никем и никак, поскольку бюджет средств на такие расходы не предусматривает. Росимущество хочет при этом добиться того, чтобы образовательные учреждения выступали не арендодателями федерального имущества, находящегося на балансе образовательных учреждений и закрепленного за ними в оперативное управление, а балансодержателями. Недавно Рособразование даже опротестовало типовой договор, разработанный Росимуществом и предусматривающий такой порядок. Договор нарушал бы законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в которых сказано, что образовательное учреждение – прямой арендодатель имущества. Спрашивается, а зачем Росимуществу нужно было все это? А нужно это было потому, что Росимущество смотрело в будущее, где уже маячили налоги на имущество и землю, то есть загодя определяло размер того, с чего можно получить налог. А это 36 миллионов квадратных метров площадей.

В 1998 году была проведена Всероссийская инвентаризация недвижимого имущества в виде зданий и сооружений, на основе которой были составлены Федеральный реестр и отраслевые реестры собственности, находящейся в тех или иных отраслях. Видимо, в скором времени будет проведена инвентаризация земельных участков, которая впрямую коснется вузов. В свое время значительные земельные участки давали под развитие высших учебных заведений, у которых были свои планы развития, но в трудные годы не находилось средств. Сегодня участки – поистине золотое дно, потому что позволяют вузам реализовывать так называемые инвестиционные планы вместе с богатыми фирмами. Но государство считает реализацию этих планов скрытой продажей земли, поскольку вуз может предложить только участки, а фирмы, выстроившие здания, становятся, по сути дела, собственниками. К инвестиционным проектам, которые реализовывались в 1996-1997 годах, сегодня, к сожалению, возвращаются уже через уголовные дела, заводимые на руководителей вузов, поскольку нет согласований на реализацию проектов, например, с учредителем или территориальными органами. Сегодня, как говорят в Рособразовании, многие такие проекты оформлены неправильно, на них не были получены разрешения местных властей, поэтому на ректоров и заводят уголовные дела.

В 2001 году был принят закон о разграничении прав собственности на землю, которым земельные участки были разграничены по праву собственности на федеральные, региональные и местные. Закон есть, но нет полного перечня участков, относящихся к тому или иному уровню, который был бы утвержден Правительством РФ. Понятно, почему это произошло: есть регионы, в которых участки дорогие, например Москва и Санкт-Петербург, и за каждую пядь будет идти борьба, ведь собственник может получать плату за пользование ею. Участки, находящиеся в оперативном управлении в системе Рособразования, очень велики, в целом это более 180 тысяч гектаров. Если учесть, что скоро Рособразование примет под свою крышу множество ведомственных учебных заведений, в том числе и сельскохозяйственного профиля, то площадь земельных участков существенно возрастет. Распоряжаться же этой землей по статье 20 нового Земельного кодекса РФ образовательные учреждения не могут, а в новой редакции законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» исключена даже сдача земли в аренду. То есть, если у вуза есть земельный участок, он может сам что-то на нем делать, но для этого нужны деньги, а если денег нет, то нельзя их нынче взять у какой-либо фирмы на совместный проект. Образовательному учреждению теперь оставлено только одно право: платить по полной ставке налоги на ту землю, которую ему передали в пользование, или отказываться от нее, если налоговое бремя станет невыносимым. Для того чтобы оно стало невыносимым как по земле, так и имуществу в нынешнем законодательстве предусмотрено все.

После принятия в 2004 году Указа Президента РФ о новой структуре органов исполнительной власти были образованы агентства по отраслям, которым поручили управление государственным имуществом в подведомственных им учреждениях и предприятиях. Федеральное агентство по управлению имуществом вошло в состав Минэкономразвития РФ, и для него Правительство РФ утвердило достаточно подробный перечень полномочий, оставив практически все те, что были когда-то у Минимущества РФ и соответствующих территориальных органов. Это значит, что по-прежнему образовательным учреждениям придется вести борьбу за то, чем они обладают. Для этого прежде всего важно грамотно оформить все документы, подтверждающие их права на то имущество, которое у них есть. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №696 от 1998 года все образовательные учреждения должны были получить Свидетельства о постановке имущества на учет в территориальных органах Росимущества и о внесении имущества в реестр федеральной собственности с приложением к этому свидетельству перечня имущества. Кроме того, ежегодно необходимо получать обновленные карты учета федерального имущества. Нужно будет также доказывать, что образовательное учреждение имеет права на оперативное управление объектами недвижимости и на бессрочное пользование земельными участками, которые предоставлены образовательным учреждениям. Кстати, эти права следовало уже давно зарегистрировать в соответствии с законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, принятым в июле 1997 года и вступившим в силу в начале 1998 года. Но, даже доказав все это, образовательное учреждение должно понимать, что в плане налогообложения есть графа о балансовой стоимости имущества, то есть данные о том, с какой суммы ему все равно нужно будет платить налоги.

Налоговые органы рассуждают так: сначала все должны заплатить налоги на общих принципах, а потом уже будем вести разговор о возмещении этих расходов тем же образовательным учреждениям. Ну давайте посчитаем: за год система образования, подведомственная Рособразованию, должна только на федеральном уровне заплатить налоги на землю и имущество в сумме 162 млрд.рублей. Это при том, что в целом из бюджета на все про все выделяется шестьдесят с небольшим миллиардов рублей, да столько же зарабатывает и сама система образования. Даже если отдать все эти деньги в счет налогов, останется весьма внушительный долг. По расчетам специалистов, федеральный бюджет сможет компенсировать едва ли не десятую часть общей суммы налогов. Что же будет? А будет длинный и ненужный спор, когда каждое образовательное учреждение станет доказывать Министерству финансов РФ, что ему необходимо для работы и жизни столько-то имущества, столько-то земли, представлять документы на право пользования этими объемами земельных участков и имущества. То есть каждому учебному заведению придется доказывать, что, пользуясь всем этим, оно не может платить налоги в полном объеме. Но дело даже не в том, что решит Минфин РФ на федеральном уровне, а в том, что решит местная власть, поскольку налоги на землю и имущество нынешний Налоговый кодекс РФ относит к местным, которые составляют доходную часть этих бюджетов. При больших расходах местных бюджетов, при том, что значительная часть легко собираемых налогов поступает нынче в федеральный бюджет, ни губернаторы, ни мэры, ни руководители органов местного самоуправления никогда от доходной части своего бюджета не откажутся и образовательные учреждения от налогов не освободят. Значит, возникнет патовая ситуация, ибо образовательные учреждения никогда таких денег на уплату налогов не найдут.

Кстати, сегодня, в канун принятия закона о бюджете на 2006-й и последующие два года, патовая ситуация уже наступает, потому что ясно – в бюджете денег не так много, несмотря на высокие цены на нефть. Получается, что нет выхода из этой ситуации, поскольку руководители страны неоднократно утверждали: Налоговый кодекс не будет изменен в ближайшее время. Выход, как говорит депутат Госдумы Олег Смолин, может быть лишь в принятии закона, сохраняющего для образовательных учреждений льготы по уплате налогов на недвижимость и землю. Но захочет ли Госдума, действующая так, как диктует ей Правительство РФ, принимать такой закон или вносить поправки в тот же самый пресловутый 122-й ФЗ, большой вопрос. Для образования – вопрос жизни и смерти.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте