search
main
0

Накануне урока: как музейное пространство превратить в образовательное

Мы въехали в холодный северный Енисейск, когда уже смеркалось. Несмотря на середину мая, кое-где еще лежал снег, и без теплого пальто было неуютно. Недаром Енисейск традиционно был местом ссылки – чтобы мятежным декабристам жизнь медом не казалась. Я даже представила декабристов в ножных кандалах, подъезжающих на подводах по Сибирскому тракту к тихому сибирскому городу. 32 участника декабристского движения были сосланы в Енисейскую губернию, некоторые (А.В.Веденяпин, М.А.Фонвизин, Ф.П.Шаховской, А.И.Якубович) поселены в Енисейске. Именно благодаря ссыльным разных эпох культурная жизнь в Енисейске получила толчок и развитие. В 50‑х годах прошлого века сюда были сосланы до двух тысяч репрессированных (ученых, врачей, инженеров, педагогов, артистов).

Первым делом мы направились к енисейскому музею, где на следующее утро нам предстояло дать музейный урок. Что это за формат? Ожидание нового будоражило и заставляло мозг лихорадочно работать. Никто из нас не имел опыта музейных уроков, поэтому необходимо было попасть в музей накануне урока! И даже опускающаяся ночь не останавливала нас, неугомонных авантюристов, учителей года.

Про енисейский музей стоит сказать отдельно, ведь ему более 140 лет! Организованный как общественный местный музей, он менял имена, здания, переживал пожары и нерадивых руководителей, терял экспонаты, но не лишался своей миссии – культурного центра первой столицы Енисейской губернии. Основанный Александром Кытмановым, сибирским ученым и почетным гражданином города Енисейска, музей сначала располагался в здании метеорологической станции. Сейчас музей занимает восемь зданий (четыре купеческих дома, здание амбара и три храма) и носит гордое название Енисейского историко-архитектурного музея-заповедника имени А.И. Кытманова.

Наш музейный урок на обучающем семинаре «Не уроки. Практика музейной педагогики» проходил в филиале «Музей Енисея» и был рассчитан на аудиторию студентов Енисейского педагогического колледжа. Еще один вызов для школьных учителей.

«Ночь предстоит жаркая», – подумала я и атаковала стенд, посвященный животному миру Енисейского бассейна.

Для моего урока окружающего мира «Животные Красноярского края» все необходимое было на стендах! Все органы чувств можно задействовать в музее для получения новой информации о животных: послушать пение сибирских птиц, потрогать мех пушных зверей тайги (соболя, песца, лисы, даже медведя), рассмотреть в лупу строение тела насекомых, вдохнуть запах леса и даже испытать неприятный приступ паники при знакомстве с несметными полчищами таежного гнуса, к которому относятся комар, мошка, мокрец, слепень и другие кровососущие насекомые. Хорошо, что еще не июнь, когда комар «встает», то есть торопится дать потомство и ищет теплокровную жертву. Комару даже памятник поставлен в Енисейске как местной достопримечательности!

И еще я подумала, что интерактивные витрины отдела биологии позволят мне включить студентов в исследовательскую деятельность, и это тоже хорошо. Найти зверька, из-за которого люди по большому счету и освоили Сибирь, или птицу, в честь которой назвали скоростной поезд благодаря ее умению молниеносно падать на жертву, или маленького оленя, у которого вместо рогов клыки, – все это можно сделать в зале музея.

Изучение стендов затянулось допоздна, но нас сопровождала Светлана Петровна Худышкина, заместитель директора по научно-просветительской деятельности. Именно ей как бывшему учителю истории, пришла в голову идея провести уроки… в музее! И не просто учителю, а финалисту конкурса «Учитель года Красноярского края»-2017. Ночевать нам довелось у енисейского учителя года Ильи Владимировича Прусакова, который принял нас в своем гостеприимном доме с геранью на окнах и видом на заснеженный огород. Конечно, если ночевать и готовиться к предстоящему уроку, – это одно и то же.

Наутро нарядные студенты и методисты ожидали нас в Музее Енисея. Непривычно было использовать пространство музея в качестве аудитории для проведения урока, каждый из нас, ведущих, переставлял скамейки для участников по-своему и превращал облюбованный уголок музея во временный класс.

Например, Елена Юрьевна Юдина, участник конкурса «Учитель года Красноярского края»-2024, начала урок на втором этаже музея, а продолжила в зале с экспозицией «Счастливое советское детство», на которой можно было погрузиться в далекие времена, когда мы натягивали простыню на стене и смотрели диафильмы, прижавшись друг к другу, или скакали «в резиночку», или ежедневно повязывали красный галстук. Вот об ушедших детских организациях и о новых, современных программах «Орлята», «Движение первых» и узнавали студенты на уроке «Шестое чувство».

Светлана Николаевна Бордукова использовала на своем уроке «Кеты и эвенки – коренные народы Красноярского края» – народный календарь, который представлен в музее в виде вращающегося диска с рисунками сезонных занятий эвенков, кетов: рыбная ловля, охота на птиц, перевозка чума, перегон стада оленей на новое пастбище.

Анна Ионовна Ефимкина решала на уроке биологии… математические задачи. Сколько кг березы потребуется, чтобы вырастить коршуна массой 7 кг? А разгадкой служит пищевая цепь «листья березы – гусеницы бабочки – птицы – хищные птицы». По правилу Линдемана на следующий уровень пищевой цепи переходит только 10% энергии (вещества). Поэтому надо 7000 кг листьев березы! Эту пищевую цепь студенты построили из имеющихся музейных экспонатов.

Енисейские учителя тоже присо­единились к нашему музейному движению. Так, О.П.Чернышова, учитель биологии енисейской школы №2, развернула палеонтологическую лабораторию, используя ресурсы Интернета и останки мамонтов, хранящиеся в музее.

Методист музея Н.В.Рябых использовала местные растения для получения красок, Л.Н.Алексеенко и О.В.Обедина изучали со студентами драгоценности и старинные монеты, а М.С. Гончаров провел занятие музейного театра. Кстати, театральные постановки и театрализованные экскурсии – излюбленная туристами форма экскурсий по историческим местам Енисейска. Мы тоже побывали в доме купца Бородкина (филиале Енисейского музея-заповедника) и как будто попали в начало прошлого века: антикварная мебель, предметы старины, дизайн интерьера, цветовая гамма внутреннего оформления заставляют забыть о мобильном телефоне, Интернете и даже телевизоре. Так и хочется остаться тут и вдохнуть дух Енисейска, дух интеллигенции, культуры и неспешной жизни северного города!

Ну что ж, новый формат освоен, студенты ушли с уроков задумчивые, значит, вернутся еще не раз в свой родной музей, который мы, приезжие учителя, открыли для них. Енисейский музей дает колоссальные возможности и превращает музейное пространство в образовательное.

Надежда КНЯЗЕВА, финалист конкурса «Учитель года России»-2013, учитель начальных классов школы №137, Красноярск

Фото предоставлено автором

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте