search
main
0

Найти свою изюминку, или Принципы жизни Ларисы Никишиной

Учитель – востребованная профессия будущего, уверена директор Ставровской школы Лариса Никишина. Вместе с коллективом единомышленников в маленьком рабочем поселке она создала школу эстетического воспитания. Сегодня в ней 773 ребенка. Далось это непросто. Очень часто проект, дойдя до пика развития, вдруг по не зависящим от нас причинам прекращает свое существование. Но Лариса Анатольевна не такой человек, чтобы складывать крылья при трудностях.

 

Сейчас, когда все говорят о том, что образование переживает сложные времена из-за гаджетомании, из-за отсутствия у учеников интереса к чтению, из-за пандемии и «дистанционки», директор Никишина уверена, что для отчаяния вовсе нет причин и нужно сохранять оптимизм. И ей веришь. Она из тех, кто всегда говорит искренне и от души, никогда не прячется за формальными и казенными фразами. Выслушает каждого ученика, не отмахнется от проблем, а постарается помочь. И при этом нет никакого эмоционального выгорания, равнодушия. А ведь директорствует Лариса Анатольевна уже 33 года!

Мне довелось слышать, как директор общалась с десятиклассником, который, перейдя из другой школы, не мог найти понимания с классом. Правда, открытого конфликта не было, внешне все выглядело культурно, сдержанно. Не наблюдалось того, что называют троллингом со стороны сверстников. Однако у новенького не было комфортного мироощущения, он все время чувствовал себя чужаком. И от директора это не ускользнуло. Парень не сразу, но открыл педагогу свои чувства и переживания. Почему? Да потому что Лариса Анатольевна за два месяца общения успела вызвать доверие. Она не задавала вопросов, не советовала. У нее просто был неподдельный интерес к судьбе и желание ближе узнать новичка.

– Ученики сегодня те же, что прежде. Каждому важно, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. А в общении с подростками нам, педагогам, и, конечно, родителям в первую очередь важно помнить, что в этом возрасте зарождаются первые чувства, мальчики и девочки пытаются разобраться в своих переживаниях, и это становится для них главным, а уж потом учеба, – считает Лариса Никишина.

Интерес к внутреннему миру детей, желание быть в курсе их проблем, чтобы вовремя прийти на помощь, требуют полной самоотдачи. Но зато какая награда – видеть плоды своих забот и понимать, что все не напрасно. Дорогого это стоит!

Тот ученик накануне разговора с директором уже хотел менять школу. Ситуация такова, что в классе всего пять юношей и 15 девушек. Причем трое парней дружат с первого класса. Новенького они попросту игнорировали.

– Вот почему я его уговорила по­ехать со старшеклассниками на экскурсию в Москву, в Тимирязевскую академию. Хотелось, чтобы юноша смог в неформальной обстановке влиться в коллектив, найти себе друга из другого класса. Еще важно, чтобы он увидел перспективы для своего роста, которые ему открывает наша школа. Я всегда стараюсь показать ученику, какое направление он может избрать для своего будущего образования. Ну и, естественно, радуюсь за старшеклассников, говоря, что они вступают в пору весны жизни, ведь это прекраснейшее время, которое мне уже не вернуть, – говорит Никишина.

Кстати, сейчас Лариса Анатольевна ведет переговоры с руководством Тимирязевской академии о более тесном сотрудничестве. Школьники из Ставрова от поездки, от того, что они увидели в академии, от тех возможностей, которые перед ними откроет учеба здесь, остались в полном восторге.

– Кроме того, я всегда старалась привлечь в школу нужных специалистов. Так, физику в нашей школе преподает кандидат наук из Владимирского государственного университета. Он пришел к нам много лет назад, еще будучи студентом. Сейчас он высококлассный профессионал, у которого загруженный график работы. Но он по-прежнему к нам из Владимира продолжает приезжать, – рассказывает Лариса Анатольевна.

Почему кандидат наук едет из областного центра в поселковую школу? Это заслуга умелого и дальновидного директора Никишиной, которая на семинарах, курсах всячески старается заинтересовать молодых специалистов или студентов старших курсов перспективой работы в Ставровской школе. Надо отдать должное ее педагогическому чутью на одаренных личностей. Зачастую интерес потом перерастает в многолетнее сотрудничество. Умеет Лариса Анатольевна и подбирать кадры, и удерживать в школе педагогов.

Для того чтобы понять, что скрывается за яркой личностью талантливого руководителя, надо знать, какие же педагогические университеты ею пройдены.

– С младших классов я мечтала только о профессии учителя. Как многие девчонки, играла, рассаживала кукол, раздавала им тетрадки. И так случилось, что любимая игра превратилась в дело всей жизни, – делится сокровенным директор школы.

После окончания физико-математического факультета Владимирского педагогического института Лариса Анатольевна пошла преподавать в школу рабочей молодежи при известном на всю страну заводе автотракторного оборудования в рабочем поселке Ставрово. Многие ученики были старше ее по возрасту, но авторитет учителя в то время был непререкаемым, поэтому уважительные отношения сложилось изначально.

– Наш тогдашний директор ШРМ Александр Михайлович Синягин очень напоминал известного киногероя Нестора Петровича из фильма «Большая перемена». Вообще замечательный фильм весьма реалистичен, у нас происходило то же самое. Ходили в походы, отмечали праздники дружным коллективом учеников и учителей, – вспоминает Лариса Анатольевна.

Но Никишиной очень хотелось в обычную школу, мечтала о классном руководстве. Наконец ее пригласили в восьмилетку, где сразу поручили пятиклассников. Мечта сбылась. Лариса Анатольевна считает, что это было счастливейшее время. Правда, директор тогдашней восьмилетней Ставровской школы (в поселке в то время была и десятилетка) Николай Михайлович Кулаев сразу разглядел в молодой учительнице организаторские способности и отправил на курсы завучей.

– Я переживала, упорно отказывалась. В то время устроиться учителем было не так-то просто, я работала какое-то время с шестилетками в группе продленного дня, тогда это был экспериментальный класс. И вот наконец-то у меня появился свой класс, я просто с упоением отдавалась классному руководству. А тут меня зачем-то отрывают от любимого дела, – сокрушается вновь моя собеседница, рассказывая о тех судьбоносных событиях.

Но с начальством не поспоришь. И, как оказалось, от судьбы не уйдешь. Обстоятельства сложилось так, что Ларису Анатольевну вскоре назначили директором восьмилетней школы.
– Первое, к чему я стала стремиться, – чтобы из восьмилетки сделать десятилетку. А поскольку для небольшого поселка две средние школы большая роскошь, то мы всегда находились под дамокловым мечом оптимизации. Уже началась перестройка. Поэтому решили, что наша школа будет особенной. Дело в том, что Ставрово – поселок с глубокой театральной традицией, здесь несколько музыкальных коллективов, сильный хореографический ансамбль, два коллектива народного любительского театра. И мы решили создать среднюю общеобразовательную школу с художественно-эстетическим уклоном. Подобрался уникальный педагогический коллектив. Привлекли профессиональных хореографов, музыкантов, актеров. Всем ученикам с первого по одиннадцатый класс каждую неделю преподавались: два часа хореография, два часа – театр, два часа – изобразительное искусство. Ученики выбирали профильные предметы. Была налажена тесная связь с Владимирским педагогическим институтом. Каждый учитель у нас самородок. Волей судьбы в 1996‑м в поселок приехал Владимир Ильич Фурман, организатор и педагог ОБЖ. Его усилиями в школе появилось военно-патриотическое объединение «Потешный полк», через который прошла целая плеяда ставровских мальчишек. Для многих ребят Фурман стал вторым отцом, наставником. К великому сожалению, Владимир Ильич ушел из жизни. Но мы стараемся продолжать его дело, – говорит Никишина.

Школьный «Потешный полк» стал визитной карточкой Ставрова. Он одним из первых в стране получил медаль от президента В.В.Путина. Сейчас им руководит воин-интернационалист Алексей Иванович Мухин. Лариса Анатольевна считает, что в педагогике всегда есть незаменимые люди, а потому ценит кадры.

– Мы сейчас видим, как во все сферы деятельности входят роботы, – рассуждает она. – В банке, например, наблюдала робота Веру, которая выполняет все быстрее и четче, чем живой человек. Она одна заменила нескольких специалистов. Но живого учителя робот никогда не заменит. Конечно, знания сейчас можно получить из самых разных источников. Но именно за счет общения ученика с педагогом происходит направление знаний в нужное, созидательное русло. Примета нашего времени – это появление умных и циничных молодых людей. Да, у них есть знания, но нет понимания, что их следует применять во благо. И этому невозможно научить без наставника.

Кстати, многие выпускники Ставровской школы выбирают профессию учителя, возвращаются потом в родные стены в ином качестве. А самый молодой директор в том же Собинском районе – Константин Акимов – называет себя последователем идей Ларисы Анатольевны Никишиной.

Стать в 29 лет директором школы реально, если за плечами более десяти лет педагогического стажа, если были мудрые наставники, если знаешь и владеешь новыми технологиями и умеешь найти общий язык с детьми, педагогами и родителями. Все это в полной мере присутствует в молодом директоре.

Первое качество Константина Сергеевича как руководителя – это требовательность. Но для того чтобы требовать, нужно самому быть эталоном и примером для подчиненных.
– С детства я был ответственным и порядочным. Всегда сначала к себе предъявлял требования, а только потом уже к другим, – говорит о Акимов.

Так получилось, что на последнем курсе университета ему предложили работу учителя технологии во владимирской школе №14. В вузе старшекурснику пошли навстречу и дали возможность свободно посещать занятия. Работа педагога студенту нравилась. Но так случилось, что на одном из мероприятий во Владимире Константин Сергеевич познакомился с директором Ставровской школы Ларисой Анатольевной Никишиной. Она своим зорким сердцем почувствовала педагогическую одаренность новоиспеченного учителя и пригласила к себе в школу. На ту же должность учителя технологии. И представьте, Константин Серге­евич согласился!

– Я благодарен судьбе, что она свела меня с Ларисой Анатольевной. Она для меня эталон руководителя школы. Я многому у нее научился, многое перенял, – признается молодой руководитель.

Отработав восемь лет в Ставрове, Акимов все же вернулся во Владимир. Его пригласили в школу на должность завуча по информатизации. Но потом судьба снова привела его в Собинский район, на этот раз директором городской школы №2.

– Я хотел быть руководителем и был к этой должности готов, – без ложной скромности признается Константин Сергеевич.

К этому моменту он знал всю школьную кухню, если говорить о ней в переносном смысле. Пришлось узнать ее и в прямом смысле, то есть встать самому к плите в столовой.

– Я далек от кулинарии, в лучшем случае дома приготовлю яичницу или макароны. А тут надо накормить 350 детей. Я пошел на этот шаг, чтобы дети не остались голодными, когда вдруг все повара заболели. Кухарил, стоял у плиты. Пюре, макароны, рис, курица были в нашем школьном рационе. Так что справился. Мне нравится быть директором, – говорит Акимов. – Всегда привлекала карьера руководителя, это то, к чему я шел. На этой стезе я имею возможность полной самореализации. Нравится и практическая, и теоретическая деятельность. Мне интересно общаться с детьми, с коллегами, с родителями. Поскольку я молод, то могу лучше проникнуться проблемами старшеклассников, не испытываю никаких трудностей в общении с ними. Мне близко все, что связано с новыми технологиями. Я и мои коллеги стремимся к повышению качества образования. Отрадно, что сейчас многие родители хотят привести своих детей в нашу школу.

Молодой и активный руководитель за короткое время вывел школу на новый уровень. В районе у Константина Сергеевича репутация грамотного и рачительного руководителя. Он зарекомендовал себя и как умелый хозяйственник – закупив материалы, своими силами отремонтировали кабинет естественно-научного цикла. Верится, что планы молодого директора о создании продвинутой школы с высоким качеством образования осуществятся. Тем более есть с кого брать пример!

Ольга БОТКИНА, пос. Ставрово, Собинский район, Владимирская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте