search
Топ 10

Найти и сохранить. Учебная программа по предметам «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» и «Информационные технологии» для 8-11-х классов

Пояснительная записка. В соответствии с базисным учебным планом (приказ Минобразования России от 09.02.98 №322) курс информатики включен в инвариантную часть старшего звена общеобразовательных школ, то есть должен изучаться как самостоятельный в 10-11-х классах. Согласно Экспериментальному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ (утвержден приказом Минобразования от 06.03.2001 №834) рекомендуется изучать основы информатики и информационные технологии в рамках одного предмета – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» (ИиИКТ). Причем часы на преподавание курса ИиИКТ необходимо выделять из образовательных областей «Математика» и «Технология».

Комментарий «УГ»Учебная программа публикуется в сокращении. Если вы хотите подробнее ознакомиться с материалом и пообщаться с авторами, пишите им по электронной почте: chidpopr@chel.surnet.ru, for_raketa@rambler.ru

«Обязательный минимум содержания по информатике» предусматривает два уровня организации обучения информатике:

УРОВЕНЬ А – для школ и классов, изучающих курс информатики в объеме 68 часов (2 года по 1 часу в неделю), и для школ и классов, как правило, гуманитарного профиля;

УРОВЕНЬ Б – для школ и классов, изучающих информатику в объеме 136 часов и более и обеспеченных современными компьютерами, что позволяет школе предъявить ученикам учебный материал, соответствующий требованиям вступительных экзаменов по информатике в вузы.

Все другие документы рекомендательного характера разработаны в соответствии с этими уровнями.

Общая характеристика учебного предмета

Сегодня модернизация системы образования в России нацелена на приведение результатов ее деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности. Школа стремится дать детям компетентностно-ориентированное образование. Предметам «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», «Информационные технологии» выделено достаточное количество часов в федеральном базовом учебном плане и региональном компоненте.

Основные содержательные линии этих предметов.

На базовом уровне:

информация и информационные процессы;

информационные модели и системы;

компьютер как средство автоматизации информационных процессов;

средства и технологии создания и преобразования информационных объектов;

средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии);

основы социальной информатики.

На профильном уровне:

информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

математическое и компьютерное моделирование;

основы информационного управления.

При раскрытии содержания линии «Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации» учащиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления школьников в ходе решения задач из различных предметных областей. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ-насыщенной образовательной среде, где есть средства визуализации процессов, датчики, различные управляемые компьютером устройства. Содержание этого раздела обладает инвариантно. Продолжается развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач в среде языка программирования. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах.

Освоение содержательной линии «Математическое и компьютерное моделирование» направлено на формирование умений описывать и строить модели управления системами различной природы (физических, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т.д.

При изучении основ информационного управления происходит развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию для управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем.

Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

С 1998 года за счет вариативной части учебного плана ежегодно в средней школе №18 выделяются дополнительные часы на изучение информатики. С 2003 года обучение информатике и ИКТ в качестве эксперимента ведется со 2-го класса по программе А.Семенова. С 2004 года 18-я челябинская школа включена в эксперимент по «Формированию информационной компетентности учащихся» как муниципальная экспериментальная площадка. По этой причине, а также и по желанию ребят и их родителей в школе организован один общеобразовательный и один информационно-технологический профильный 10-й класс. Согласно учебному плану школы количество часов, выделяемых на информатику и информационно-коммуникационные технологии, составляет в 10-11-х классах: 68 часов для общеобразовательного класса, 340 часов – для профильного.

Курсы различаются не только количеством выделяемых часов, но и содержанием (полнотой и глубиной изложения). Профильный курс имеет фундаментальную (благодаря криптографической составляющей) и прикладную (благодаря компьютерной графике и подготовке web-сайтов) направленность. Задача практических занятий – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ как аппаратных, так и программных, в их профессиональных версиях (как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях.

Реализация представленной программы, на наш взгляд, содействует развитию информационной компетентности учащихся, освоению информационных способов деятельности (поиск, передача, защита, хранение информации и др.) и развивает операционный стиль мышления. Предусмотрено проведение большого количества практических и лабораторных работ.

Цели

Изучение предметов «Информатика и ИКТ» и «Информационные технологии» в средней школе направлено на достижение следующих целей:

формирование информационной компетентности (способность выпускника интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации);

освоение информационных способов деятельности (поиск, оформление, передача, защита, хранение информации и др.);

развитие операционного стиля мышления, психических процессов и творческих способностей учащихся;

приобретение опыта информационной деятельности (создание, редактирование, оформление, хранение, поиск и передача информационных объектов с помощью современных программных средств; построение информационных моделей и коллективная реализация проектов);

воспитание ответственного отношения к этическим и правовым нормам информационной деятельности.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на то, что базовый курс изучается в 8-9-х классах в течение 102 часов, в 10-11-х общеобразовательных классах – 68 часов, в 10-11-х профильных информационно-технологических классах – 340 часов (204 часа – информационные технологии и 136 часов – информатика и ИКТ).

Общеучебные умения и навыки

Программа предусматривает формирование у школьников некоторых общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. Приоритетами являются:

– определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и базы данных;

– владение навыками работы в коллективе, управления коллективом (планирование, согласование, координация, оценивание);

– информационная и коммуникативная компетентность.

Вероника КОСТРОМЦОВА, Алексей КОСТРОМЦОВ, учителя информатики средней школы №18 г. Челябинска

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту