search
main
0

Найти Бабу-ягу и обезвредить

Психологические лайфхаки по сплочению класса

Для многих из нас школьные друзья – те самые важные в нашей жизни люди, которые остаются близки, даже если расстояние разделяет, даже если не получается общаться и видеться каждый день. Может ли классный руководитель помочь ученикам сдружиться и должно ли сплочение класса быть целью его деятельности?

Сплотить класс не самоцель, а средство развития

Человек становится человеком только в коллективе. Этот непреложный факт уже давно доказан, в том числе случаями так называемых детей Маугли. Однако неверно будет считать, что сплочение класса является сутью деятельности классного руководителя. Сплочение не самоцель, а лишь средство для успешного развития личности каждого. От того, насколько принятым группой будет ощущать себя ученик, будут зависеть его переживание собственной успешности, желание проявлять себя именно в школьной среде, а не искать возможностей негативного лидерства за ее пределами. Понятно, что такую работу нельзя пустить на самотек, чтобы дети сами выбирали своих лидеров и стихийно образовывали пары и группы. В то же время сплочение коллектива не ограничивается одними играми, направленными на это. Важен опыт, через который проходят члены одного коллектива, и имеет значение то, как этот опыт ими осмысляется.

 

Решить разные задачи: коллективно или в командной работе

Класс в современной московской школе – это объединение разных культур, национальностей, уровней воспитания, образовательных потребностей. Классному руководителю важно видеть своей целью успешность каждого ученика. При этом необходимо различать такие понятия, как «коллектив» и «команда», они несут в себе принципиально разное содержание. Когда мы говорим о команде, речь идет о равенстве позиций всех ее участников, которые могут взаимно заменять друг друга. Как правило, команда ограничена по числу участников и не несет в себе воспитательных функций. Результатом работы команды является общий для всех результат. В отличие от этого коллектив традиционно рассматривают как ячейку общества (а значит, и воспитательный потенциал у него гораздо выше). Результаты коллективного труда могут быть также и индивидуальными, поэтому заинтересованность в их достижении обычно выше. Поэтому классному руководителю важно определиться с тем, какую задачу он ставит перед собой: ему нужен класс-команда или класс-коллектив.

 

Уделить внимание процессу: технологии и лайфхаки

Работа, направленная на сплочение класса, происходит постоянно и не ограничивается игрой на знакомство, проведенной во время классного часа. Различные игровые технологии, такие как квизы, квесты, большие игры-соревнования, помогают классу ощущать себя единым целым, а значит, решают задачу сплочения. Среди антисоветов стоит упомянуть, что на одной из первых стадий становления коллектива бывает проще всего сплотиться против кого-то, иными словами «найти Бабу-ягу в собственном коллективе». Если вы замечаете подобные тенденции в вашем классе, стоит перенаправить данную энергию в более мирное русло, сделать той самой «Бабой-ягой» не человека, а какое-то событие, преграду, которую обязательно нужно преодолеть. Также следует соблюдать осторожность в использовании упражнений, связанных с физическим контактом. Скорее всего, в классе найдутся ученики, которым будет сложно даже взять друг друга за руки. Продумайте, чтобы такие ученики во время упражнения не оказались рядом. Если вы планируете использовать специальные психологические упражнения, то стоит обратить внимание на классические игры, которые описывает Клаус Фопель, и большие психологические игры Марины Битяновой. Проверенные временем, эти известные разработки можно адаптировать к возрастным особенностям и индивидуальным потребностям учеников вашего класса.

 

Выбрать лидера: один в поле не воин

Не секрет, что лидерство бывает формальным (назначенный вами староста класса) и неформальным (ученик, авторитет которого признают другие ученики), причем эти два лидера могут существовать одновременно. Дайте возможность ученикам попробовать себя в лидерской роли, пусть такую возможность получит если не каждый, то как минимум половина учеников. Это может быть лидерство разного уровня, но такой опыт, несомненно, будет полезен всем. Обращайте внимание на то, кто и почему является авторитетом для учеников класса. Наблюдайте за теми, кто стремится к лидерству. Специально созданные вами педагогические ситуации помогут ученикам проявить себя в разных ролях. А система ученического самоуправления – воплотить в жизнь управленческие амбиции ваших учеников.

Варвара ЛАВРЕНТЬЕВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте