search
main
0

Найди свое «Я» . Как не стать жертвой социализации

Сам термин «социализация» нынче употребляется в среде педагогов, пожалуй, столь же часто, как «информатизация». Термин популярен, актуален, современен. Вот только суть его неоднозначна, и трактуется он весьма произвольно. Потому так важна книга члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук Анатолия Викторовича Мудрика «Социализация человека» (Москва, ACADEMIA, 2004 г.), в которой воедино сведены все истоки и разнообразные подходы этой сравнительно молодой отрасли знаний.

Применительно к наукам о человеке термин «социализация» (возникший в политэкономии) стал употребляться с конца XIX века (хотя вопрос о том, как человек становится полноценным членом общества, издревле занимал мыслителей). К середине XX века оформилась теория социализации, но до 60-х годов ученые при этом имели в виду развитие человека в детстве, юности, отрочестве. Лишь в последние десятилетия изучение социализации распространилось на взрослость и даже на старость.

В нашей стране к тому же произошла путаница терминов: когда в 90-е годы прошлого века из официального педагогического лексикона было практически изъято понятие «воспитание», вместо него стали говорить «социализация». Что, конечно же, неверно. Воспитание входит в социализацию, но лишь как один из ее видов.

Анатолий Викторович Мудрик занялся этой проблематикой еще в 70-е годы, в настоящее время он является в ней, по сути, крупнейшим в стране специалистом.

Ему принадлежит собственный подход к определению периодов, механизмов, факторов социализации, а также концепция «жертв социализации».

…Человек не обречен на пассивность, конформность под воздействием общества, окружающей среды. Потому само понятие сущности социализации Мудрик определяет как «сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества». Причем если при приспособлении человек согласует свои притязания с требованиями и реальностями социума, то при обособлении ему, наоборот, необходимо иметь и отстаивать свои собственные взгляды и ценности, то есть происходит его автономизация в обществе.

Новизна и современность авторской концепции проявляется также в необычном выделении факторов социализации – от мегафакторов (космос, планета, мир) – до микрофакторов (семья, организация).

Опираясь на авторитеты биофизика А.Л.Чижевского, психиатра В.М.Бехтерева, педагога К.Н.Вентцеля, автор считает допустимым рассматривать Вселенную как вполне определенную силу, воздействующую на судьбы человечества.

Что касается общемирового фактора социализации, то здесь автор выделяет прежде всего глобально-мировые проблемы, ставшие реальностью именно в наше время. Загрязнение окружающей среды, бедность, безработица, преступность дополнились так называемым конфликтом цивилизаций, когда основным источником столкновений становятся уже не национальные, а культурные различия, сложившиеся в той или иной религиозной традиции.

Среди новых тенденций – изменение расовой структуры землян (резкий рост черной и желтой расы и сокращение белой), скорое окончание «демографического взрыва» в развивающихся странах. А также «старение» Запада и «молодение» третьего мира.

Продолжает стремительно (и уже необратимо) увеличиваться разрыв в доходах богатых и бедных стран, констатирует автор. Если еще в 70-е годы прошлого века казалось, что именно сырьевые запасы будут определять место страны в будущем, то информационная революция вывела в лидеры страны с высокими технологиями (Северная Америка, Западная Европа, Япония), по-новому разделив мир. Неравномерность экономического развития резко дифференцирует социализацию в разных странах, ибо на ее условия значительно влияют затраты на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, спорт и т.п.

Сказывается и неравномерность приобщения жителей разных стран к интернету, играющему все более важную роль в социализации современного человека.

Среди глобальных, смертельно опасных факторов социализации оказался и международный терроризм, порождая у жителей охваченных террором стран отчаянье и страх, а для самих террористов, преимущественно молодых людей, определяя весь их жизненный путь (как правило, короткий).

Глобальные, общепланетарные противоречия, угрозы и ожидания – это та реальность, тот масштаб, который задает автор книги для понимания всей сложности современных процессов социализации. Свою позицию он подкрепляет словами французского социолога Э.Морина: «В XIX веке гражданин Вселенной был человеком без корней. Сегодня корни – это сама Земля, на которой мы рождены. Помимо долгов сообществу, в котором рождается человек, население мира объединено общей судьбой».

Кстати, художественную емкость изложению придают со вкусом подобранные высказывания писателей и ученых, завершающие каждую главку книги.

Страна, этнос, общество, государство – все это макрофакторы социализации. Их содержание – климатические условия, особенности пищи, менталитет, взаимоотношение полов, возрастная и социальная структура общества, стиль жизни, экономика и идеология – накладывает тот или иной отпечаток на социальное становление человека.

К примеру, переходное общество, в отличие от стабильного, «не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно воспитывать «другого» человека и делать это «по-другому».

…Перед воспитанием фактически стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос: что развивать в человеке? А вернее: в каком направлении его развивать? И, соответственно, параллельно искать ответ на вопрос: как это делать?»

Говоря о ситуации идеологического вакуума, характерной для нас сейчас, Мудрик уточняет: «Огромную роль приобретает самосознание личности, самоопределение нахождения своего Я в перевернутом мире».

Напрямую связано с социализацией и место жительства человека: регион, город (крупный, средний, малый) или село, или поселок (автор их относит к мезофакторам).

Каждый из них представляет особый мир со своей спецификой – например, анонимность и поверхностность большинства контактов в городе и, напротив, «публичность», открытость и эмоциональность отношений в селе.

На социализацию человека влияет и такой фактор, как субкультура (автор различает просоциальные, асоциальные и антисоциальные субкультуры). Это явление включает в себя и ценностные ориентации, и нормы поведения, и моду, и жаргон… Особенно сильно влияние субкультуры на стихийную социализацию в подростковом и юношеском возрасте. Она помогает обособиться от общей массы и в то же время избавляет от чувства одиночества среди себе подобных.

В воспитании (и семейном, и школьном) очень важно понимать, что за многими конфликтами старших и младших лежит именно несовпадение их субкультур, а не просто личные качества человека. В идеале, как считает Мудрик, в работе с детьми надо стремиться к созданию собственной своеобразной субкультуры, «интегрируя в нее ряд черт уже существующей молодежной, – подчеркивает автор, – но при этом педагогам необходимо вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения», для того чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками». Тем более что сам феномен субкультуры, замечает ученый, еще крайне недостаточно изучен во всем мире.

В книге прослеживаются современные изменения и неизменная значимость таких «микрофакторов социализации», как семья, соседство, группа сверстников, разнообразные организации, от воспитательных до религиозных и контркультурных.

Стержнем всего процесса социализации автор считает коммуникации. Это прежде всего и «живое» межличностное общение в разнообразных формах, и включение в его среду технических новинок – мобильных телефонов, компьютеров, широкое распространение средств массовых коммуникаций.

Роль компьютера как инструмента социализации еще мало изучена, но ясно, потенциал его с каждым годом возрастает.

Но нет ни одного механизма, средства социализации, который был бы полностью нейтрален. Эти опасности также тщательно проанализированы в книге.

В целом же существует расхожее мнение, что социализация – это всегда благо.

Но Мудрик подчеркивает: «Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой».

И в том случае, если человек полностью приспособился к обществу, не способен ему противостоять, стал конформистом. И в том, если, наоборот, чересчур от него обособился и становится диссидентом или правонарушителем. В обоих случаях речь о жертвах социализации.

К жертвам, реальным или потенциальным, ученый относит также инвалидов, сирот, мигрантов, детей из неблагополучных семей, представителей иной национальности в местах проживания другого этноса…

Мудрик склонен считать жертвами неблагоприятных условий и тех, чей изначально высокий талант так и не сумел развиться. «…Большинство Эйнштейнов и Чайковских теряются на жизненном пути».

В разных странах существуют перечисленные жертвы неблагоприятной социализации. Но в развитых обществах их судьбы смягчает адекватная социальная политика. В нашей же стране особенно с ее социальными катастрофами и катаклизмами необходимо, как считает ученый, озаботиться созданием специальной отрасли знаний – социально-педагогической виктимологии (от латинского victim – жертва), призванной изучать и решать проблему комплексно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте