Антон Чехов, Лев Толстой и Александр Пушкин, Джон Леннон и Элвис Пресли, целый караван разноцветных верблюдов, смешные истории про кота Патрика, Петр I, украшающий елку, Гагарин с его неизменным «Поехали!»… Эти герои населяют особую вселенную, известную под задиристым названием «Наивно? Очень». А с ними еще множество рисунков, надписей и стихов, забавных, трогательных и слегка абсурдных. Как будто опровергающих законы логики и земного притяжения.
Позвольте искусству быть странным
…Бывают в этой жизни удивительные пересечения. Когда-то в фойе театра «Современник» перед спектаклем «Загадочное ночное убийство собаки» я купила постер. На синем фоне, как в невесомости, плавали вытянутые антропоморфные фигуры с непропорционально длинными ногами. В том спектакле про мальчика-аутиста, впервые покинувшего дом и отправившегося в путешествие по городу, играла актриса Нелли Уварова, незадолго до этого основавшая вместе с подругой Еленой Вахрушевой инклюзивную мастерскую «Наивно? Очень».
И вот спустя годы руководитель инклюзивной мастерской Анастасия Лаврентьева показывает мне оттиск того самого постера. «Это нарисовал наш художник Роман Горшенин, – рассказывает Анастасия. – Многие говорят, что картинка становится центром их дома…» Она и в самом деле будоражит, цепляет взгляд. Видимо, люди с РАС так воспринимают остроугольное и колючее пространство мегаполиса, в котором прохожие зрительно теряют формы, расплываются, растягиваются.
В фундаменте основания «Наивно? Очень» заложена, как это чаще всего бывает, личная история: подруга Нелли, актриса РаМТ Вера Зотова, воспитывала дочку Машу с особенностями. Девочка училась в технологическом колледже №21, где многие люди с ментальной инвалидностью получают творческие профессии. Так уж вышло, что инклюзивное образование бежит впереди трудоустройства: пока человек в колледже, у него интересная жизнь, но после окончания проявить свои способности ему совершенно негде. Не предусмотрены у нас специализированные рабочие места для «особенных» мастеров. Чаще всего родители сами организуют что-то вроде кружка или клуба, чтобы их взрослые дети не скучали одни в четырех стенах, но это не гарантирует ни зарплаты, ни стабильности, а изделия продаются два раза в год на благотворительных ярмарках. Лучше, чем ничего, но разве они не достойны большего?
Нелли тогда подумала – почему бы не создать для таких людей, как Маша, мастерскую, где они смогут работать всю жизнь. Правда, сама Маша позже увлеклась театром и появляется в стенах мастерской редко. Зато Нелли задала новый импульс в судьбе 18 молодых людей с ментальными особенностями, и мастерская стала для них не только работой, но и дружеским кругом общения.
Название придумала одна из будущих участниц проекта. Просто слушала беседу основателей о наивном искусстве. И в душе родилась бунтарская отповедь тем, кто в него не верит и считает его банальной игрой «ущербного» воображения. На самом деле наивное искусство может быть разным – восхитительным и отталкивающим, смешным и дерзким. А еще – модным и коммерческим.
Волшебная дверца
Посетители художественного кластера «Artplay – центр дизайна» хорошо знают ярко разрисованную всевозможными зверюшками небольшую дверцу: она, словно волшебная дверца в каморке папы Карло, ведет в мастерскую, галерею, магазин и даже в собственный театр. В прошлом году здесь открылся музей уличного искусства, и магазин «Наивно? Очень» был включен в качестве его официального экспоната. Мурал на стене магазина – произведение того же Романа Горшенина и излюбленная локация для селфи. Когда-то он сделал большую серию образов по циклу Хармса «Стихи для взрослых детей». Одна из иллюстраций и жизнеутверждающее стихотворение про воздушный шар, летающий над городом, стали частью интерьера. Немного странные стихи Хармса «подружились» с «наивным» стилем рисования и попали в сегодняшнее настроение.
– Тиражная продукция проекта – то, на чем мы зарабатываем, – говорит Анастасия Лаврентьева. – Нашу мастерскую можно считать единственным в России инклюзивным проектом, работающим на самоокупаемости, а не в рамках благотворительного фонда. Пока у нас получается зарабатывать на жизнь и справляться со всеми текущими платежами. Этот магазин и еще площадка в интернете – основное направление продаж. Конечно, нам повезло, место здесь многолюдное и оживленное, много молодежи. Гуляя по «Артплею», редкий посетитель пройдет мимо заманчивой вывески.
Производителям «Наивно? Очень» удается держать марку модного бренда: толстовки и худи с мемами «из жизни знаменитостей» и персонажами животного мира, репринты картин, кружки и тарелки с веселыми изречениями, значки… В молодежной среде популярны, во-первых, одежда в стиле минимализма с авторскими рисунками, во-вторых, идеи инклюзии и благотворительности. Все это сошлось в одной точке.
Становление инклюзивной мастерской можно назвать маленьким коммерческим чудом: ведь никакого стартового капитала у основателей не было. Учредители в качестве стартового капитала внесли… фотоаппарат – и на этом все. Зато обе они вкладывали в течение первого года свой безвозмездный труд и копили деньги на открытие мастерской.
Потом в конкурсе социальных предпринимателей фонда «Наше будущее» был получен беспроцентный заем 42 тысячи рублей – эти деньги вложили в текстильное производство и печать авторских принтов на одежде, приобрели текстильный принтер и большую партию футболок, сшитых партнерами на заказ. Именно продажа одежды приносит основной доход. Самая первая продукция, стандартная офисная кружка с авторскими принтами, перестала быть хитом продаж: в какой-то момент рынок насытился. Хотя в ассортименте она остается – особые художники вполне владеют технологией нанесения рисунка.
Проект изначально был учрежден как коммерческое предприятие, это идея и миссия учредителей: люди с особенностями должны зарабатывать, а не только собирать пожертвования, как это чаще всего бывает. Благотворительный формат, безусловно, тоже нужен, но цель проекта была доказать, что сотрудники с особенностями вполне могут трудиться на самоокупаемой площадке.
– В основном наши мастера – с не очень серьезными нарушениями, без сложностей в поведении. При легком сопровождении они способны вести самостоятельную жизнь, – говорит Анастасия Лаврентьева. – Медицинский диагноз не изменится в течение жизни, но их состояние, адаптация к окружающему миру, настроение и счастье их семей очень зависит от образа жизни. Им обязательно нужно не просто быть чем-то занятыми, но и чувствовать себя востребованными, участвовать в одном большом общем деле. Отношения внутри проекта таковы, что мы все считаем себя равными, коллегами. Я, например, могу оформить договор с корпоративным заказчиком, а Роман гораздо лучше меня умеет делать значки – ровно и без брака.
Классики без пафоса и трагизма
Сейчас половина из 18 «особых» сотрудников работают в проекте ежедневно, хотя и по расписанию сокращенного рабочего дня. Конечно, сердцем проекта является живопись, иллюстративное рисование, авторские принты для одежды и посуды. Кто-то работает постоянно, совмещает разные виды деятельности и получает вполне приличную зарплату – около 25 тысяч рублей. Все честно и справедливо, ведь работают все одинаково, а продажа уже забота директора и продавцов. Есть те, кто приходит только по понедельникам на творческие занятия, они просто передают проекту свои рисунки, а взамен им предлагается безвозмездная психолого-педагогическая поддержка от психолога проекта Марины Зайцевой.
Помимо творчества, художники также работают курьерами интернет-магазина. На это решились не сразу – сначала думали, что поехать в незнакомые районы Москвы и созвониться с незнакомым человеком окажется слишком сложной задачей. Но постепенно сотрудники «Наивно? Очень» стали относиться к этому участку работы как к некоторому приключению. Прежде чем выехать с заказом, они разбирают и выстраивают маршрут, им нравится, когда заказчики благодарят и оценивают их труд. Но все-таки свое место в мире они видят как художники.
…Маша Сиротинская, стильная красивая девушка с восточным разрезом глаз, показывает свою картину «Сны Будды», итог многолетних поисков в разветвленных корнях ее древней культуры, – спящий Будда под желтеющим рассветным небом. Талант художника она унаследовала от отца, а любовь к Востоку – от мамы, общественного деятеля и бизнес-тренера Ирины Хакамады.
– Моя мама – лучший человек на свете и мой кумир, – говорит Маша. – Она дает мудрые советы, учит людей, как нужно жить. Я не умею ничего советовать, зато я рисую животных, насекомых, природу, и еще играю в театре и в сериалах. А мастерская для меня – второй дом.
В этом «втором доме» у каждого участника свой узнаваемый почерк, остроумное преломление реального и прочитанного. Вот как-то все обсуждали образ быков в мифологии и культуре, а Мише Кузнецову очень понравился древнегреческий сюжет о похищении Европы, где Зевс превратился в быка и украл прекрасную дочь финикийского царя. В итоге Миша сделал быка на своей картине золотым тельцом, покрасив его в золотистую краску. Зевс везет свою избранницу не куда-нибудь, а на Уолл-стрит… Саша Павлович нарисовал игрушечного полосатого лосенка, и с тех пор серия маек в «поЛОСЬку» очень полюбилась детям. Или вот серия шаржированных портретов знаменитостей, украсивших футболки и худи. Идея серии «Жизнь замечательных идей» принадлежит драматургу Сергею Таску, давнему другу «Наивно? Очень». Он написал для своей книжки живые веселые биографии и стихи, ребята изобразили свое видение Пушкина, Чехова, Достоевского, Ахматовой и других… И куда делся весь трагизм и пафос классиков? Они сразу стали свойскими и понятными – им ведь тоже не чужд был юмор! А главное, «прикольные» портреты на майках пробудили у многих модных подростков интерес к литературе.
Модель мастерской как некой социальной общины, где каждый вносит свой вклад в общее дело, как нельзя лучше подходит для трудоустройства людей с ментальной инвалидностью. Проект «Наивно? Очень» нашел свою нишу в пока еще шатком здании отечественного социального предпринимательства, доказав, что люди с особенностями обладают не только своеобразным талантом, но и такими качествами, как ответственность, надежность, исполнительность. А значит, мрачная перспектива, предлагаемая государством, – психоневрологический интернат – минует людей с ментальной инвалидностью.
Людмила ПОЛОНСКАЯ, фото автора
Комментарии