Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Находка. Весь день разбит… на три блока

Учительская газета, №5 от 6 февраля 2007. Читать номер
Автор:

«Моя школа лучше всех, я знаю это точно, ведь раньше училась в другой. Я не понимала, что значит ходить в школу, как на праздник. Теперь учусь в дружном коллективе одноклассников и у меня есть настоящий друг – моя учительница». Так написала выпускница школы №300 Дарья Таратухина. Более лаконично, но в унисон ей прозвучала и фраза директора школы Марии Кузнецовой. Она сказала: -Я считаю нашу школу находкой и для детей, и для родителей. Нельзя не согласиться с этим утверждением. Уже одно то, что школа находится в здании постройки 1870 года, расположенном в историческом центре Петербурга, придает ей неповторимость.

Как отдельная, начальная школа №300 существует с 1991 года. По словам Марии Кузнецовой, идея ее создания принадлежала бывшему директору Ирине Луковкиной. Обособленность от старшей школы позволяла возникнуть в образовательном учреждении определенному микроклимату, а также способствовала реализации программы «Школа полного дня». И сегодня дети находятся в школе до семи часов вечера. Весь день ребенка разделен на три блока: учебный, свободный и развивающий. Учебный блок включает в себя уроки. После него дети обедают, гуляют, спят, если первоклассники. С 15 часов начинается развивающий блок, где представлен большой спектр дополнительных услуг: изо, хореография, музыка, хор, спортивные кружки и секции.

– У нас замечательный, сплоченный коллектив творческих, увлеченных людей, у которых много идей, планов, а также возможностей все это реализовать, – рассказывает директор школы. – Если придерживаться того, что школа сильна традициями, то мы их создаем, приумножаем, сохраняем. Традиционны для школы праздники игр доброй воли, приз первоклассника. А наши олимпийские игры – это целое спортивное и культурное зрелище, где каждый класс представляет какую-нибудь страну и ее традиции!

Школа была участником многих экспериментов по апробации учебных программ, учебно-методических комплектов. Мы были федеральной экспериментальной площадкой по апробации программы «Школа ХХI века» под редакцией Виноградовой и до сих пор реализуем эти комплекты учебников.

Говоря образно, мы чувствуем время. Например, мы опередили переход на программу 1- 4. Еще в 1990-х годах мы ввели данную программу, которая давала неплохие результаты: стабильное усвоение учебного материала детьми. Поэтому, как только появилась возможность перейти на программу 1- 4, мы сразу же это осуществили. Когда заговорили о здоровье школьников, то у нас уже шел эксперимент по сохранению здоровья учащихся в условиях школы на основе физиологических подходов. Почему мы задумались об этой проблеме? Потому что увеличился процент детей, приходящих в школу с ослабленным здоровьем, стала заметна утомляемость, рассредоточенность. Нужно было проблему решать. Нам очень помогло сотрудничество с доктором физиологических наук Аллой Александровной Руденко. Первый год мы все вместе работали над изучением проблемы, а после апробации программы учителями стали внедрять ее в классах. Работа продолжалась четыре года, и сегодня у нас имеется большой положительный опыт, который мы готовы транслировать. Было издано методическое пособие с практическими наработками для педагогов.

– Каким образом все это воплощается в работе учителя?

– К примеру, во время урока существуют динамические паузы, есть задания на развитие внимания, упражнения на улучшение осанки, зрения. Это целый комплекс приемов. Как отдельный этап – на занятиях музыкой дети учатся играть на свирелях. Таким образом, регулируется дыхание, снимается эмоциональное напряжение. Помимо этого у нас щадящий режим: урок длится 35 минут.

– То, что школа у вас отдельная, не входящая в какой-либо образовательный комплекс, не создает трудностей при поступлении ребят на среднюю ступень?

– Когда не было демографических проблем и средние школы полностью укомплектовывались, то на начальном этапе нашего существования это являлось сложностью. Для наших детей представителями других образовательных учреждений тогда устраивались экзамены после окончания начальной школы. Сегодня многое изменилось. При поступлении в учебное заведение повышенного статуса наши дети сдают экзамены на общих основаниях и по результатам обученности, как правило, берут планку гимназий и лицеев. И потом, уже сложился определенный круг школ, которые нас знают, так что проблем с переходом в другую школу дети не испытывают. Более того, они очень ценимы за творческий подход. Могут сами организовать концерт, поход. Свободны в высказываниях, не испытывают страха перед учителем. Кстати сказать, это одна из задач школы – учиться не боясь.

Кроме того, у наших детей есть опыт общения с разными учителями. Учитель начальных классов ведет только основные уроки: русский язык, математику, литературные чтения. Остальные предметы: английский язык, естествознание, историю города, музыку, рисование, физкультуру – ведут учителя-предметники.

– Сопровождает ли ребенка на пути к знаниям кто-либо кроме учителя?

– Конечно. У нас отлаженная, серьезная поддержка психолога, социального педагога, медицинского работника, логопеда. И что важно, родители не боятся говорить специалистам о проблемах. Средняя школа нас часто спрашивает: как вам удается сохранить посещение родителями родительских собраний?

– И как?

– Они не превращаются в формальность. К собраниям готовятся не только учитель и воспитатель данного класса. Они привлекают еще и психолога. Никогда при всех не звучат проблемы того или иного ребенка, все обсуждается в индивидуальном порядке. Сами родительские собрания проводятся в форме деловой игры, и взрослым это интересно. На них мы учим, как помочь ребенку выполнить домашнее задание, как справиться с проблемами в коллективе. То есть делаем то, что несет практическую направленность.

– Есть ли преимущества и недостатки в том, что ребенку целый день приходится находиться в школе?

– Дело в том, что для родителей такой вариант – спасение. Все много работают, и если ребенок придет из школы, то будет дома один. А здесь он не просто просиживает время, а проживает. Учится, кушает, гуляет, посещает театр, музей, выполняет домашнее задание, в свободное время занимается тем, что ему интересно, играет. Дома ребенок только ужинает и спит. Однако при всех плюсах пребывания ребенка в школе полный день начала появляться проблема дефицита общения с родителями. Мы это чувствуем по рассказам, поведению детей. Участились срывы, психозы. Дети очень скучают. Они получают достаточно внимания от взрослых людей, но не от родителей. Об этом тоже приходится говорить с папами и мамами. Недавно пришла родительница и попросила отпустить ребенка с ней. Купила горящую путевку. А мы до этого говорили ей, что у ребенка какой-то надрыв, он все время провоцирует драки. Оказалось, что ее совсем измотала работа и ребенка она видит только тогда, когда укладывает его спать. Поэтому взяла отпуск и решила провести его вместе с сыном.

– На ваш взгляд, какова роль первого учителя?

– Это вторая мама. И специалист, и психолог в одном лице. Жаль, что среди молодежи все реже встречаются такие. Поэтому мы тщательно подходим к вопросу подбора кадров. У нас проходят практику студенты педагогических колледжей и вузов, и мы внимательно присматриваемся к каждому из них.

– А какие качества вы при этом выделяете?

– Отношение к работе, к детям. Образованность. Желание знать больше. Научить мы всегда сможем, лишь бы человек хотел учиться. Впрочем, предлагая студенту работать у нас, мы еще ни разу не ошиблись.

Санкт-Петербург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту