search
main
0

Наглядный код эпохи

Это не реставрация прошлого, а поиск и творчество

Как показывает опыт, огромные возможности для развития исторического сознания, сохранения исторической и социальной памяти имеет школьный музейный комплекс. Он в отличие от обычного музея имеет свои особенности. Ученики, педагоги, родители, жители района являются его основными потребителями. Но в первую очередь школьный музейный комплекс адресован детям и должен быть интересным для них. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, он может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере.

Начиная создавать наш школьный музейный комплекс, мы исходили из того, что музейная педагогика будет успешна только в том случае, если человек, пришедший в музей, не пассивный посетитель, а активный участник, точнее со­участник.

Гордостью нашего музейного комплекса является музей народного творчества и быта «Русская душа». Музей «Русская душа» – это не реставрация прошлого, не увлечение бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество. Все это дает возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности.

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили. Очень часто учащиеся нашей школы бывают в старинных русских городах, знакомятся с народными промыслами и даже сами пытаются создать их. В основе работы музея народного творчества и быта лежит концепция живого музея – места, где зритель мог бы не только увидеть готовую вещь, но и почувствовать атмосферу творчества, загореться искоркой интереса от самого процесса создания красоты.

Наша школа активно сотрудничает с ветеранами, которые немало интересных и ценных материалов передали музею «Невоевавшие о войне», посвященному событиям Великой Отечественной войны. Коллекции музеев собирались педагогами и учащимися. Одно из центральных мест в музейной экспозиции занимают материалы и документы, рассказывающие о жителях района. Среди большого количества экспонатов особую ценность приобретают проектные творческие работы, выполненные в рамках проектной деятельности. В музее регулярно проводятся экскурсии и встречи с ветеранами. Ежегодно перед Днем Победы они приходят на праздничный концерт, после которого делятся своими воспоминаниями в стенах музея.

Необычные занятия привлекают ребят в музеях «Пушкин и современность» и «Ломоносов», расположенных в рекреациях школьного пространства. Экспозиции музеев рассказывают о жизни, деятельности и творчестве великих людей России. Уникальность музеев в том, что все экспонаты собраны педагогами, ребятами и родителями, ведется культурное сотрудничество с Государственным мемориальным историко-литературным и природно-ландшафтным музеем-заповедником А.С.Пушкина «Михайловское» и Культурно-просветительским центром Кирилла и Мефодия Северодвинска.

Музей – это место, где продолжается память. Это средство обучения и воспитания подраста­ющего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. Музей – это связь поколений, это память о конкретном человеке, о народе, о событии в истории нашей страны, в нем собираются вещественные источники, помогающие поддерживать эту память.

Одна из форм культурно-образовательной деятельности музея – музейная экскурсия. Ее особенностью является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Под руководством учителей-предметников и педагогов дополнительного образования собирается группа учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, и происходит их знакомство с основными правилами, по которым строятся текст экскурсии и ее проведение.

В музейных экскурсиях, разработанных и подготовленных совместно, используются приемы игры, а иногда и театрализации. Так, например, при проведении экскурсии «Гармонь на войне» экскурсоводы знакомят посетителей с частушками, которые пели под гармонь, и показывают сцены из спектакля про Василия Теркина. Часто проводятся мини-экскурсии во время урока: авторы проектных и исследовательских работ знакомят учащихся со своим творчеством.

Нами разработаны экскурсионные маршруты для воспитанников и учащихся разного возраста («Знакомство с музеем» для воспитанников дошкольных отделений и учащихся; обзорные, тематические экскурсии, посвященные памятным датам).

У каждого занятия имеется конкретная цель, учитель и дети осознают, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа, поэтому требуется предварительная подготовка как преподавателя, так и учеников. Для каждого музейного урока тщательно отбираются экспонаты на основе возрастных интересов ребенка, а итогом посещения музея становится самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей). Традиционным финалом музейного урока часто бывают чтение стихов и показ литературно-музыкальных композиций в экспозиции музея.

Особенность данных занятий – изучение истории наших предков на материалах эпохи, ведь использование подлинных вещей, документов повышает эмоциональный уровень занятий, познавательные интересы подростков. Музейный предмет, или экспонат, выступает не только как иллюстративный материал, но и раскрывает тему занятий. Например, мундир ассоциируется с военным подвигом, а письмо с фронта – с мыслями, чувствами человека на войне.

Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в книге поступлений. Экспонат – музейный предмет, находящийся в экспозиции.

В нашей школе особое внимание уделено проектной деятельности, в рамках которой ребята выполняют исследовательские, творческие, социальные, конструкторские проекты и презентуют их сначала на фестивале проектной деятельности, что дает возможность каждому школьнику проявить себя и способствует развитию такого важного качества, как стремление к успеху. Участники представляют свои работы, которые посвящены исследованиям в самых разных областях знаний.

В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация через личностное отношение к существующей проблеме и выявляются гражданская позиция и ценностные ориентиры и приоритеты.

Следует отметить, что система образования в сегодняшних условиях является одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности. Не случайно так важно образовывать и воспитывать душу. Но при этом не надо искусственно придумывать и навязывать какую-то новую идеологию. Она есть. Это Родина, Россия, ее богатейшая история, неповторимая традиционная культура, прекраснейший в мире русский язык. Важно наполнить душу ребенка добрым, чистым, одухотворенным через полезную осмысленную деятельность, через познание культуры.

 

Ирина САПОЖНИКОВА, заместитель директора по содержанию образования школы №1747;

Елена ФИЛИМОНОВА, учитель технологии школы №1747

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте