Не секрет, что подавляющее большинство школьных музеев строится по классическому образцу: витрины с экспонатами, стенды со статичной информацией, запасной фонд. Расширение экспозиции в этом случае практически невозможно из-за отсутствия дополнительных помещений.
Использование в школьных музеях современных мультимедийных интерактивных устройств – дело будущего в силу их высокой стоимости. Тем не менее выход есть. Оживить музейную экспозицию, расширить и сделать ее динамичной позволяет использование QR-кодов.
Столкнувшись при подготовке к празднованию 75‑летия Победы в Великой Отечественной войне с изложенными выше проблемами, мы решили создать экспозицию, посвященную этому событию в рекреации, отразив в ней важнейшие этапы войны и творцов нашего успеха.
Постепенно идея стала разрастаться и вылилась в создание георгиевского зала, в котором представлены героические страницы нашей истории и выдающиеся полководцы и флотоводцы Российского государства.
Основная экспозиция – лента времени периода 1941-1945 годов, на которой отражены важнейшие события войны.
Табличка, посвященная определенному событию, содержит его название и временные рамки. Основная информация об этом событии доступна по QR-коду. Наведя на него смартфон, можно перейти на соответствующие страницы или сайты в Интернете с необходимой информацией.
Создать QR-код можно на одном из сервисов в Сети. Мы воспользовались QR-конструктором из социальной сети ВКонтакте. Принцип работы прост: в рабочем окне конструктора в соответствующее поле вставляем ссылку на необходимый сайт, выбираем тему оформления и нажимаем одну из двух кнопок «Скачать…». QR-код будет доступен в виде изображения в соответствующем графическом формате. После печати кодом можно пользоваться.
Удобство данной технологии неоспоримо – за несколько минут можно «обновить» содержание экспозиции, заменив старый код на новый, содержащий ссылку на другой сайт.
В настоящее время на основе данной технологии мы подготовили и другие экспозиции: «Лента времени Российской истории (VIII-XXI вв.)», «Первая мировая война», «Полководцы Победы», «Великие флотоводцы».
Работать с экспозицией достаточно удобно. С одной стороны, мы используем ее для проведения уроков-экскурсий, с другой – ученики получают задание на уроке (кабинеты истории находятся рядом с георгиевским залом) или домашнее задание на ее основе. Например: «Определите, какая новая техника, поступившая на вооружение Красной армии к 1943 году, сыграла важную роль в Курской битве». Использование QR-кодов в конечном счете помогает организовать познавательную деятельность учащихся и пробудить в них интерес к изучению родной истории.
Матвей ЗВЕРКОВ, учитель истории и литературы школы №1101;
Алексей ЧЕРНОВ, учитель истории и обществознания школы №1101
Комментарии